Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 33. Общественное мнение как институт гражданского общества




Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общества. Впервые этот термин прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Затем этот термин пришел в другие страны и стал общепринятым с конца XVIII века.

Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена.       Г. Гегель в «Философии права» выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения; второй – объект (содержание) общественного мнения; третий – носитель общественного мнения; четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Представители разных сословий вкладывали в него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства социальных групп общества. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах и процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

В настоящее время общественное мнение является необходимым институтом гражданского общества – особого типа общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена.

Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности. Выделяются следующие факторы возникновения и функционирования общественного мнения:

1. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. затрагивающая социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни);

2. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом  рассмотрения общественности чаще всего выступают те вопросы, которые предполагают различия в оценках и характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности;

3. Для формирования общественного мнения необходимо наличие определенного уровня компетентности людей.

Сущность и содержание общественного мнения заключаются в следующем:

1. Рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Его объектами становятся только те явления или факты общественной жизни, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего решения;

3. Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (достоверности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации людей компенсируют ее слухами или интуицией. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение;

4. Этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, овладевшей массами части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения – отдельное мнение может стать общим, некоторые мнения не войдут в общее мнение.

Субъектом общественного мнения могут выступать общество в целом, народ, партия, международная общественность. Выразителем общественного мнения могут быть отдельные лица или группы людей. Могучими рычагами формирования общественного мнения являются средства массовой информации – газеты, радио, телевидение. Мнение можно классифицировать как индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов и умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой, т.к. принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления и напряженная работа мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнение не совпадают. Для общественного мнения характерны следующие функции.

1. Э кспрессивная (контрольная), заключающаяся в том, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов, государства, лидеров партий;

2. К онсультативная, состоящая в том, что общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения и методы управления;

3. Д ирективная, проявляющаяся в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный (повелительный) характер, например волеизъявление народа во время выборов и референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия определенному лидеру, но и высказывает свое мнение.

 

 

ПЕРСОНАЛИИ по СОЦИОЛОГИИ

 

1.

Аристотель, (384–322 до н. э.)
Труды: Этика Политии
Древнегреческий философ и ученый. Считал, что человек – существо общественное. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «полития» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. Государство будет сильным за счет среднего класса

2.

Бакунин Михаил Александрович, (1814–1876). Русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма.
 
Начало цивилизации связывает с познанием естественных законов природы, в соответствии с которыми человек осуществляет трудовую деятельность. Цель и критерий прогресса рассматривал как постоянное возрастание свободы личности, поэтому прогрессивны любые действия, расчищающие путь этой свободе.

3.

Белл, Даниел, (р. 1919). Американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования.
Труды: Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах (1960) Грядущее – постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования (1973) Культурные противоречия капитализма (1976) Извилистый путь (1980)
Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула его вряд ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Д. Белл – один из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма.

4.

Блау Питер Микаэл, (р. 1918). Американский социолог, профессор социологии.
Труды: Динамика бюрократии (1955) Обмен и власть в социальной жизни (1964) Неравенство и гетерогенность (1977)
Наряду с Дж. К. Хомансом, Блау считается одним из создателей теории социального обмена. Синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом, предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном обществе. Основными работами Блау являются "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть в социальной жизни" (1964), "Американская структура занятости" (1964), в которых он осуществил попытку синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта. Блау ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен Блау определяет, как специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Это определение обмена более ограничено, чем у Хоманса. Блау сформулировал семь принципов (законов), которые он считал существенными факторами динамики процесса обмена. Блау анализирует процессы обмена и на уровне организаций, говоря о необходимости и неизбежности возникновения отдельных политических организаций для регулирования сложных систем косвенного обмена, показывая генезис и роль оппозиционных организаций. В социологии отмечена нетрадиционная попытка Блау формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

5.

Блумер, Герберт, (1910–987). Американский социолог и психолог
Труды: Символический интеракционизм. Перспективы и метод (1969) 
Представитель психологического направления четвертого поколения Чикагской социологической школы. Блумер продолжал традиции. У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм». Блумер в 1925–52 гг. преподавал в Чикагском, а с 1952 г. – в Калифорнийском университете. В своей социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникает только в процессе социального взаимодействия, а не определяется присущими ему свойствами. Объект – это, прежде всего, то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, а, чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир ее объектов в терминах значений этой группы. Методология Блумера предполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (т. к. социология – наука о человеческих феноменах), выработку "мягких" методов, которые обеспечат доступ к изменчивой "материи" субъективных смыслов социальных действий.  

6.

Вебер, Макс, (1864–1920).   Немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник социологии понимающей и теории социального действия.
Труды: Протестантская этика и дух капитализма (1904–1905) О категориях понимающей социологии (1913) Хозяйственная этика мировых религий (1916-1919) Хозяйство и общество (1921)
Вебер учился в Гейдельбергском университете, где изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”. Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом. Основным методологическим орудием социологического исследования выступает идеальный тип – теоретическая конструкция, служащая своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления. Вебер рассматривал четыре типа социального действия: 1. Целерациональное, 2. Ценностно-рациональное, 3. Традиционное, 4. Аффективное), которые позволяют описывать все многообразные формы человеческого поведения. С точки зрения Вебера, для современного общества характерно возрастание роли целе-рационального действия. Процесс рационализации охватывает самые различные сферы общественной жизни. В сфере экономики происходит постепенное вытеснение традиционных форм ведения хозяйства промышленным капитализмом, который предполагает рациональную организацию формально свободного труда.   Распространению “духа” современного капитализма дала толчок религиозная Реформация XVI в., которая привела к возникновению протестантской хозяйственной этики, оказавшейся наиболее адекватной экономической системе капитализма.   Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют: 1. Политический лидер, 2. Аппарат управления и 3. Подчиненные господству массы.   · В условиях традиционного господства управленческий аппарат состоит из чиновников, руководствующихся требованиями традиции и связанных с правителем узами личной преданности. · Харизматическое господство предполагает наличие у последователей политического лидера веры в его необычайные личные качества. · С переходом к легальному господству формируется система рационального бюрократического управления, основанного на формальных правилах.   Вебер считал рациональную бюрократию наиболее эффективной формой управления в современном обществе. Вместе с тем он подчеркивал, что бюрократия представляет собой не просто безличное орудие управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями, которая стремится к расширению своей власти. Одной из центральных для Вебера была проблема ограничения власти бюрократического аппарата. Влияние идей Вебера в истории социологии всегда было значительным, но оно особенно возросло с середины 70-х годов с началом “веберовского ренессанса” в западной теоретической социологии.   Социологию М. Вебер разрабатывал главным образом как социологию экономического поведения людей, при этом поведение неизменно выступало у него как модель рационального поведения, по степени отклонения от которого, он отличал другие типы поведения – ценностно-рациональное действие, аффективное и традиционное действие. Разработал концепцию рациональной бюрократии

7.

Гидденс, Энтони, (р. 1938). Английский социолог.
Труды: Социология (1982) Классовая структура развитых обществ (1986) Социальная теория и современная социология (1991) Данные социологии (1997) Жизнь и глобальный капитализм (2001) Неудержимый мир: как глобализация меняет нашу жизнь (2002)
В работе “Капитализм и современная социальная теория” (1971) он анализировал классовую структуру развитых индустриальных обществ, опираясь на классические социологические теории К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Уже в этой ранней работе Гидденс стремился не только дать интерпретацию идей классиков, но и развить эти идеи. В дальнейшем он выдвинул теорию структурации, которая должна была преодолеть разрыв между исследованием социальных структур и социального действия в различных теоретических направлениях западной социологии. Данная теория была изложена в книге “Конституирование общества” (1984). Гидденс уделяет большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, особо подчеркивая роль национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия. Эти проблемы рассматривались им в работе “Национальное государство и насилие” (1985). Книга “Последствия модерна” (1990) и ряд дальнейших публикаций посвящены исследованию различных аспектов общественной жизни в период “позднего модерна”. Одним из основных направлений развития социологии Гидденс считает изучение процессов глобализации в современном мире.

8.

Гобино, Жозеф, (1816–1882). Французский социолог и писатель
Труды: "О неравенстве человеческих рас" (1853–1855 гг.)
Один из основоположников расизма и расово-антропологической школы в социологии. В основном труде он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.

9.

Данилевский, Николай Яковлевич, (1822–1885). Русский социолог, этнограф.
 
Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Как и биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.

10.

Дарендорф, Ральф Густав, (р. 1929). Немецко-английский социолог.
Труды: Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе (1957) Конфликт и свобода (1972) Современный социальный конфликт (1982)
Под влиянием позитивизма социологию Р. Дарендорф понимает как «опытную науку, которая озабочена тем, чтобы открыть социальный мир нашему пониманию при помощи предложений, относительно правильности или ложности которых могут дать обязательное решение систематические наблюдения». Общество, согласно Р. Дарендорфа, находится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена социальная мобильность, то есть продвижение людей к иным, чем унаследованы ими, статусным позициям. Отсюда вытекает либеральная программа высокомобильного общества, признающего и регулирующего конфликты. Общество, где нет неравномерного распределения нормативных полномочий, было бы, по Д., застывшим, неразвивающимся. Основой социальных конфликтов считал политические факторы: борьба за власть, авторитет, престиж. Причиной конфликта является стремление к господству

11.

Дюркгейм, Эмиль, (1858–1917). Французский социолог-позитивист
Труды: Элементы социологии (1889) О разделении общественного труда (1893) Правила социологического метода (1895) Самоубийство (1897) Элементарные формы религиозной жизни (1912)
Один из основателей современной социологической теории. Является одним из основоположников структурно-функционального анализа наряду с М. Вебером и В. Парето. Первый профессор социологии во Франции. Предметом социологии Э. Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах. Социальные факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями, нужно изучать «как вещи», то есть как объекты изучения любых наук. Природа и характер социальной связи лежат в основе механической и органической солидарности. Он разработал концепции коллективного сознания, аномии. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах). Дюркгейм учился во Франции и Германии, где увлекся трудами В. Вундта. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала "Социологический ежегодник", в котором участвовали и русские социологи. Четыре изданные при жизни Дюркгейма труда содержат все основные его концепции относительно природы социальной реальности и методов ее исследования: "Общественное разделение труда" (1883), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Предметом социологии Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах. Социальные факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями нужно изучать "как вещи", т. е. как объекты изучения любых наук. Природа и характер социальной связи лежат в основе механической и органической солидарности. Эволюция общества есть переход от первого типа ко второму в результате углубляющегося разделения труда, которое имеет моральный характер в силу органической зависимости индивидов друг от друга и укрепления солидарности общества. От степени солидарности зависит нормальность или патологичность состояния общества, а состояние аномии – верный признак его патологии. Социальное нужно объяснять социальным же, утверждал Дюркгейм и объяснял углубление общественного разделения труда ростом численности населения, возникновение религии – интенсивностью социального общения, самоубийств – социальной дисциплиной, возникновение морали – авторитетом общества. Общество – по Дюркгейму – особая реальность, несводимая к сумме составляющих его элементов, а позже он говорил об обществе как о Боге, превосходящем по моральной и материальной силе индивида и навязывающим ему определенное поведение и мышление. Дюркгейм – наследник традиций социальной мысли и особенно органицизма О. Конта – сделал дополнительный упор на понятиях “социальное целое", "функции", "потребности", что завело его в “телеологические сети", выхода из которых Дюркгейм Э. не нашел. Однако социология этого ученого является основной структурно-функционального анализа, который затем развивали Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон.

12.

Заславская Татьяна Ивановна, (р. 1927). Советский экономист, академик АН СССР (1981).
 
Основные труды по формам оплаты труда в колхозах, социально-экономическим проблемам трудовых ресурсов, миграции сельского населения.

13.

Зиммель, Георг, (1858–1918). Немецкий философ, культуролог и социолог, представитель «философии жизни».
Труды: Социальная дифференциация (1890) Философия денег (1900) Социология (1908) Созерцание жизни (1918)
Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете, среди его учителей были М. Лацарус и Х. Штейнталь. За время своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма, влияния И. Канта и К. Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам (философии моды, роли денег во взаимоотношении полов, спиритизму, духовной жизни больших городов и т. д.). Современников раздражала маргинальность Зиммеля (бедность и еврейство при мировой известности, отсутствие выраженных политических симпатий, эпатажный привкус предмета его исследования – социология, интерес к миру художественных салонов), а также эссеистский характер большинства его работ, в которых отсутствует концепция общества в целом, но есть разорванность, отрывочность рисуемых образов социального мира. Обосновывая необходимость социологии как особой дисциплины, Зиммель полагает, что специфика ее должна состоять в вычленении чистых форм социального взаимодействия. Разработка понятий “форма” и “содержание” социального взаимодействия привела Зиммеля к каталогизации этих форм, к определению принципов их вычленения. Уникальной чертой социологии Зиммеля является его обращение к исследованию форм "отторгнутых" от общего контекста социальности ("бедняк", "чужак"). В отличие от Дюркгейма и Тённиса Зиммель считал, что социальность есть и в конфликте, борьбе, что конфликт вообще присутствует в любой форме взаимодействия, что роль его во многих случаях благотворна для социального развития. Содержательная сторона концепции Зиммеля прямо связана с его методологическим подходом. История общества – история нарастающей интеллектуализации (рационализации) и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Социальную функцию денег и интеллекта Зиммель видел в сообщении объективности всему, с чем они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям капиталистической цивилизации, деградации культурных норм, конфликту между уникальностью личности и культурными формами. Зиммеля по праву можно считать основоположником интеракционизма, т. к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее развитие, как в европейской социологии, так и в американской. Выступил основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии считал формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. В русле такого подхода Г. Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т. д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы.

14.

Кин, Дж. Английский политолог.
 
Один из авторов понятия «социалистическое гражданское общество». Предложил более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на более общие общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становление нового типа свободы – контролируемой и упорядоченной на основе политического разума. Профессор Вестминстерского университета, директор Центра изучения Демократии (Лондон), рассматривает темы, ставшие Центральными для демократической мысли с 18-го столетия. Опираясь на традиции европейской политической философии, Дж. Кин развивает идею о том, что подлинная демократия предполагает разграничение гражданского общества и государства.

15.

Ковалевский Максим Максимович, (1851–1916). Русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской академии наук (1914).
Труды: Современный обычай и древний закон (1886) (в двух томах) Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903) (в трех томах) Происхождение современной демократии (1895–1899) (в четырех томах) Современные социологи (1905) Социология (1910) (в двух томах)
Выступал как последователь сравнительно-исторического метода и позитивизма. Центральное место в его творчестве занимала идея социального прогресса, сущность которого он видел в росте солидарности социальных групп, классов и народов. М. М. Ковалевский ввел в социологию плюралистическую концепцию. Одним из первых он поставил вопрос о том, недопустимо искать некий один фактор в качестве первопричины социального развития. Фундаментальным вкладом М. М. Ковалевского в развитие социологии была его концепция социальной замиренности, под которой он понимал расширение человеческой солидарности. Согласно этой концепции уровень социального развития общества, этноса, любой группы, цивилизованности зависит от того, насколько искоренены конфликты из жизни этого этноса или социальной группы. Нормальное развитие общества, по его мнению, идет пути расширения границ этой замиренности. Сначала она возникает на уровне семьи. Именно здесь впервые устанавливаются более человеческие, более теплые отношения. Затем она распространяется на общину, в частности на сельскую общину, впоследствии и на более широкий этнос. Негативно относился к революции. После его смерти в 1916 году было создано российское общество социологов, названное его именем.

16.

Козер, Льюис, (р. 1913). Американский социолог.
Труды: Функции социального конфликта (1956) Социальный конфликт и теория социального изменения (1956) Этапы изучения социального конфликта (1967)
Один из основоположников функционалистской модификации теории социального конфликта. В отличие от Р. Дарендорфа он трактует социальный конфликт не столько как деструктивный фактор, сколько как импульс социального развития и даже социального сплочения (групп в процессе межгруппового конфликта). Критикуя «равновесную» концепцию, свойственную эволюционному функционализму Т. Парсонса, Л. Козер исходит из тех классических постулатов, что и последний (они выдвигались Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем и др.). В соответствии с этими постулатами процесс социальной дифференциации и рост независимости индивидов и структур ведут к углублению социального конфликта, но одновременно возрастают гибкость социальных институтов и их способность справляться с последствиями конфликта. Таким образом, Л. Козер сближает теорию конфликта с теорией эволюционного функционализма

17.

Конт, Огюст, (1798–1857). Французский философ и социолог.
Труды: Курс позитивной философии (1830–1842) Система позитивной политики (1851–1854)
Один из основоположников позитивизма и социологии. Полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Рассматривал общество как органическую целостность, индивида – как абстрактную. В основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности. Разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Основа позитивистской социологии – «порядок и прогресс». Основными элементами общества О. Конт считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство. Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции. Конт - один из основоположников новой позитивной социальной науки об обществе, давший ей имя - социология. Получив математическое и естественное образование, Конт стал приверженцем естественнонаучно ориентированного знания. Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы. Основные работы Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Конт вошел в историю социальной мысли как синтезатор идей французского традиционализма и позитивизма. Свои задачи как ученого он определил так: главное – моральная реконструкция общества, восстановление гармонического порядка, нарушенного Великой Французской буржуазной революцией; эквивалентом религии должна стать научная социология, но прежде нужно подготовить умы для ее восприятия. Общество – это надындивидуальная сущность, тождественная государству (А. Сен-Симон), тоталитарная иерархическая структура, в которой каждый исполняет свою роль, как на хорошо отлаженной фабрике (де Местр); это тоже организм, как в биологии, только коллективный, где индивиды получают содержательный смысл, только как часть общественного целого. Преобразовывать общество Конт предполагал на основе открытого им "Великого Закона 3-х стадий" или закона интеллектуальной эволюции человечества. Высшей стадией истории человечества, по Конту, является позитивная, научная стадия. Конт выделил в социологии два раздела. Социальная статика содержит ответ на вопрос о природе социальной связи. По Конту – это глобальная структура общества: строение, составные части, принципы связи между ними. Социальная динамика – это социологическая трактовка Закона 3-х стадий, содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества. Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии.

18.

Кропоткин, Петр Алексеевич, (1842–1921). Создатель социальной доктрины анархизма, крупный географ, изучавший Сибирь и Манчжурию, обосновавший теорию оледенения Евразии.
Труды: Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса (1922)
П. А. Кропоткин считается основателем концепции анархического коммунизма. Для него анархия является и методологическим, и социально-нравственным ключом к пониманию сути развития естественного и общественного бытия, поскольку в государстве и его институтах он видел главную причину социального угнетения, эксплуатации и несправедливости. В своей концепции Кропоткин не только отрицал государство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства. Методологическая основа этих построений – «синтетическая теория», заменяющая гегелевскую диалектику «строго научным индуктивным методом», основанным на эволюционизме и анархизме. Его идеал анархического коммунизма тесно связан с законом взаимной помощи, которая и позволит создать федерацию свободных производственных общин. Его идеи получили значительное распространение и развитие в Западной Европе, особенно в Испании, а также в Латинской Америке, Индии, Китае.

19.

Кули, Чарльз Хортон, (1864–1929). Американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма.
Труды: Человеческая природа и социальный порядок (1902), Социальная организация (1909),  Социальный процесс (1918), Социологическая теория и социальное исследование (1930).
Прямой предшественник символического интеракционизма. Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.), считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии). Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Кули подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" – это целостность индивидуального и социального. Приобщение индивидуального сознания к "большому" – это и есть социальный процесс, т.е. социализация индивидуального сознания. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как "представления представлений". Эта идея была воспринята У. Томасом (понятие "определение ситуации"), а к представлениям Кули о роли сознания в общественной жизни часто обращался Дж. Г. Мид.

20.

Лавров, Петр Лаврович, (1823–1900). Российский философ, социолог, публицист, идеолог народничества
Труды: Очерк эволюции человеческой мысли (1898) Важнейшие моменты в истории мысли (1903) Современное учение о нравственности и ее история (1903–1904)
Один из идеологов революционного народничества. Является одним из крупных социологом первого этапа становления социологии в России. Сторонник субъективного метода в социологии. Развиваемое им направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Социолог должен практиковать субъективный метод, то есть уметь стать на место страждущих членов общества. Понимание общества воплощено в теории прогресса. П. Л. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Побудительными причинами деятельности человека называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества.

21.

Ленин, Владимир Ильич (1870–1924). Политический деятель, основатель Советского государства.
Труды: Государство и революция (1917) О диктатуре пролетариата (1919) О значении воинствующего материализма (1922)
В. И. Ленин исследовал развитие капитализма в России, дав обоснование империализма как высшей стадии капитализма. Ленинское учение об империализме свидетельствовало о растущей глобализации общества. Эту глобализацию Ленин предлагал не сдерживать, а взять над ней контроль и заставить ее работать в марксистских целях. Тем самым Ленин предложил свой проект марксистской глобализации. Он сформулировал концепцию государства, имевшую важное значение для развития советского общества XX века. В. И. Ленин доказывает со ссылкой на Маркса и Энгельса, что государство не средство взаимосогласования интересов различных социальных сил, а продукт непримиримости классовых противоречий и орган подавления; сила, стоящая над обществом и все более отчуждающая себя от него. Отсюда вывод: «Пролетариату нужно… государство… устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать».

22.

Лазарсфельд, Пол (Пауль) Феликс, (1901–1976). Австрийско-американский социолог
 
Разработал проблематику методологии социальных наук и применения математических методов в социальном познании. Основным критерием истинности научного знания у Лазарсфельда выступает принцип верификации (свидетельство, удостоверение в подлинности). Он впервые ввел в методику социологического исследования ряд новых методов: панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 года в США; латентно-структурный анализ. Выдающийся организатор Колумбийской школы, придавшей ей мировое значение.

23.

Лебон, Гюстав, (1841–1931). Французский социолог, социальный психолог и антрополог, доктор медицины,
 
Автор трудов по теоретическому и экспериментальному естествознанию. Отстаивал принцип расового детерминизма, доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях. Резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социализма. Все достижения цивилизации, по Г. Лебону, являются результатом деятельности аристократической элиты. Упадок цивилизации он связывал с наступление эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Оказал влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, стимулировал интерес к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения. Среди научных интересов Лебона антропология и археология, география, экспериментальное и теоретическое естествознание, социальная психология и социология. Основные работы в области последних наук: “Психология народов и масс" и "Психология социализма”. Придя к выводу о телеологическом характере истории и механическом действии ее законов, Лебон утверждал, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, а его нравственные и интеллектуальные признаки есть синтез прошлого опыта. Настаивая на принципиальном различии рас, Лебон формулирует суждения об их анатомическом и психологическом различии и о невозможности их слияния. Будучи одним из первых авторов доктрины "омассовления общества", “эры толпы", Лебон убежден, что цивилизация обязана деятельности элиты, обладающей критическим умом. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы - важная часть социологии Лебона, принесла ему мировую известность, стала достоянием современной социологии и социальной психологии. Эти идеи разделяли Н. К. Михайловский, В. М. Бехтерев в России. Особое внимание уделил Лебон антисоциалистической полемике. Предсказывая гибельность воцарения социалистических порядков, настаивая, что все социалистические пути ведут в пропасть рабства и нищеты, Лебон "желал врагам" испытать их на себе в назидание всему миру, но полагая все-таки, что социализм не сможет существовать долго, что опыт вскоре покажет тщетность социалистических мечтаний.

24.

Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович, (1829–1903). Является одним из первых российских социологов, широко признанных мировым сообществом.
Труды: Основные начала политической экономии (1860) Земля и воля (1868) Мысли о социальной науке будущего (1872) Социальная философия (1894)
В 1897 г. на третьем Международного института социологии он был избран президентом этой профессиональной международной организации. В содержательном плане его социологическая концепция принадлежит к социальному эволюционизму. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов. Вслед за Р. Вирховом, применяя его клеточную теорию к анализу общества, П. Ф. Лилиенфельд считал, что социальная болезнь всегда начинается с перерождения отдельных клеток-инвалидов, а не со всего организма сразу. Затем через косвенные и прямые рефлексы идет передача болезненного явления на весь организм, и процесс этот завершается формированием социальной патологии

25.

Маркс, Карл, (1818–1883). Социальный мыслитель, философ, экономист.
Труды: Немецкая идеология (1845–1846) Манифест коммунистической партии (совместно с Ф. Энгельсом) (1848) Капитал (в трех томах) (1867–1894)
Главное в учении К. Маркса – идея материалистического понимания истории. Эта идея впервые в истории социологической мысли позволила установить, выделив экономические отношения как структуру общества, объективные критерии значимости социальных фактов. С созданием общественных формаций, разработанной К. Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной целостности как особый социальный организм. Социальный детерминизм К. Маркса – это научная теория, объясняющая процессы взаимодействия общества и личности. Выявляя важную роль экономических отношений, К. Маркс не сводит к ним всю совокупность общественной жизни. К основным социологическим характеристикам общества он относит: 1). Расчлененность и структурированность общества как целого; 2). Экономическую структуру как базу групп и типов надстроечных явлений; 3). Изменчивость систем и структур общества. К творческому наследию К. Маркса обращаются представители таких современных направлений в социологии, как символический интеракционизм, социология конфликта, теория социального обмена, феноменологическая социология, неофункционализм и другие. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Исследователи отмечают встречающиеся в его трудах двусмысленности, неясности в определениях, связывая это с тем, что Маркс соединил в себе черты ученого, стремящегося к истине и революционера, проявлявшего нетерпение. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: "Манифест Коммунистической партии" (1848 г. – совместно с Ф. Энгельсом), "Капитал" (1867, 1885, 1894), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "К критике политической экономии. Предисловие” (1859). Социальный мир, по Марксу, это материальная структура отношений, недоступная наблюдению, но то, что наблюдаемо, должно быть объяснено через структуру этих отношений. Общество – это не субъект, способный действовать, историю творят люди, включенные в структуру материальных отношений. Маркс убежден в причинности развития общества, в универсальности и неизменности законов его развития, в том, что все общества пройдут одни и те же стадии. Социология Маркса, тем не менее – активистская социология, т. к. он утверждал, что законы реализуются только через деятельность людей. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. В социально-экономическом анализе капитализма Маркс задается двумя главными вопросами: какова целостная теория общества и, какова эволюция капиталистического общества? Маркс создал экономическую интерпретацию истории, положив в основу развития общества движение производительных сил общества. Идея диалектики производительных сил и производственных отношений подсказала Марксу и место классовой борьбы и социальных революций в истории. Социальную структуру Маркс рассматривает в широком и узком смыслах, подходя по-разному к понятию "общественный класс" и не дав ему строгого определения. Следует отметить и теорию отчуждения Маркса, в которой он решал волновавшую его проблему происхождения эксплуатации человека человеком. По мнению многих исследователей творчества Маркса, общая парадигма материалистического понимания истории ждет пока адекватной формулировки.

26.

Маслоу, Абрахам, (1908–1970). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
 
Сформулировал иерархическую теорию потребностей, считая фундаментальными такие потребности, неудовлетворение которых вызывает болезнь. Они могут быть физиологическими и психологическими. Психологические потребности не так очевидны, как физиологические. Рассматривал природу человека, разделив ее на низшую и высшую. К низшей части будут относиться инстинкты человека, которые у него общие с животными, а к высшей то, что отличает человека от животного, – его разумность. Хотя теория потребностей А. Маслоу и подверглась широкой критике, но благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужила исходной основой для многих современных моделей мотивации труда и нашла применение в целом ряде организационных нововведений.

27.

Мертон, Роберт, (1910–2002).   Американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957 г.)
Труды: Социальная теория и социальная структура (1957), Современные социальные проблемы (1976), К теоретической социологии: пять статей, старые и новые (1967)
Основные работы Р. Мертона “Социальная теория и социальная структура” (1957), “Современные социальные проблемы” (1976), “К теоретической социологии: пять статей, старые и новые” (1967). В творчестве Мертона заметно влияние европейской традиции социологического анализа, это возможно связано с тем, что его учителем в Гарвардском университете был П. Сорокин. Мертон внес заметный вклад в разработку парадигмы и методов структурно-функционального анализа, ему принадлежат классические работы в таких областях социологического исследования, как социология отклоняющегося поведения, массовые коммуникации, межличностные и межгрупповые отношения. Он стал основателем новых социологических субдисциплин: социология науки, социология медицины и т.д., ввел в научный оборот такие концептуальные и терминологические нововведения как "самоисполняющееся пророчество", "специфированное незнание", "явная и латентная функции", "социальная наблюдаемость и заметность", "ювенократия" и др. Мертон подверг критике каноническую версию функционализма, дав свою трактовку его постулатам: функциональному единству, универсальному функционализму, постулату необходимости. Созданная им “парадигма” функционального анализа послужила методологической базой для формирования теорий среднего уровня. Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений (в отличие от проблем социального порядка, особенно интересовавших Парсонса), возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. Примером структурно-функционального анализа социальной системы Мертона служит его трактовка аномии как свойства социальной системы, типология индивидуальной адаптации к структурной аномии. Эта типология содержала в себе возможности объяснения девиантного поведения.

28.

Мечников, Лев Ильич, (1838–1888). Русский географ, социолог, общественный деятель.
Труды: Цивилизация и великие исторические реки (1889)
Крупнейший представитель географического направления в социологии. Под географической средой Л. И. Мечников понимал не природу вообще, но лишь ту часть природы, которая вовлечена в процесс труда и изменяется под его воздействием. В качестве главного двигателя цивилизации он выделял гидрологический фактор – моря, реки, океаны. Соответственно в мировой истории выделялись три эпохи, или цивилизации: речная, морская и океаническая, или всемирная.

29.

Мид, Джордж Герберт (1863–1931). Американский психолог, социолог, философ
Труды: Разум, Я и Общество (1934) (опубликовано посмертно) Философия действий (1938) (опубликовано посмертно)
Пионер американской социологии и социальной психологии, основатель символического интеракционизма, видный представитель прагматизма и натурализма. Рассматривал социальную реальность как совокупность социальных ситуаций, а мышление – как орудие приспособления к ним. Раскрыл роль социальных взаимодействий в процессе формирования «Я». В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, «вплетая» их в более широкий «общественный акт». Мид был известен при жизни как талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы “Разум, самость и общество” (1934 г.) принесли ему мировую славу. Основной посылкой концептуального подхода Мида является то, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются продуктом межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия конституирует и общество, и социального индивида. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, т. е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире. Понятие "роль", "принятие роли другого", "принятие роли обобщенного другого" позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать не только непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальной среде. Структура Я и динамика подсистем Я позволили Миду объяснить творческий характер взаимодействия людей, изменяющих содержание социального процесса. Социальная концепция Мида оказала мощное влияние на последующее развитие социальной психологии и социологии.  

30.

Михайловский Николай Константинович, (1842–1904). Русский социолог, публицист, критик, теоретик народничества
Труды: Аналогический метод в общественной науке (1869) Герои и толпа (1882) Еще о героях (1891) Еще о толпе (1893)
Создатель субъективной психологии, в основе которой лежит тезис о том, что истина существует лишь относительно к человеку. Ввел понятие «нормального субъекта», выражающего общепринятые социальные нормы. Является одним из крупных социологом первого этапа становления социологии в России.

31.

Огборн, У, (1886–1959)
 
Представляет третье поколение Чикагской социологической школы. Был руководителем социологического факультета Чикагского университета. В своей теории социальных изменений У. Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относительно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культура. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптивным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, которые являются следствием оценок и ориентаций группы – субъекта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизм в социологии.

32.

Оствальд В. Ф. (1853–1932) – немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии по химии, представитель механицизма в социологии.
 
Механицизм, физикализм стали в конце XIX в., по сути, крайним проявлением позитивизма. Механистическое миропонимание сводило закономерности функционирования и развития общества к механистическим и физическим закономерностям, при этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура, общество сравнивались со структурами и процессами неорганического мира. Так, Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия – единственная субстанция мира, а все социальные явления – суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии. Подобные идеи отчасти разделяли В. Парето, В. М. Бехтерев. Несостоятельность подобных концепций не умаляет вклада их представителей в разработку теорий и методики социальных измерений и общей теории систем в современной социологии.

33.

Парето, Вильфредо (1848–1923). Итальянский экономист и социолог
Труды: Экономика и социология (1907) Трактат всеобщей социологии (1916)
Представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (так называемый закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции элит», Перелом в настроениях Парето произошел в 1900 г., когда он испытал крушение либеральных иллюзий. Основные работы Парето: "Курс политэкономии", "Трактат по общей социологии", "Трансформация демократии" говорят о его позитивистской направленности как ученого: неприятие априорных суждений и понятий в социологии, утверждение эмпирической обоснованности знаний об обществе, опора на описание фактов и т.д. Метод исследования социальной жизни, предлагаемый Парето, получил у него название “логико-экспериментального”. Социология должна быть точной наукой, использовать только эмпирически обоснованные суждения, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям, недопустимо привносить идейные мотивы, которые могут только исказить факты. Высоко оценивая свой метод, Парето утверждал, что ни одна наука за последние сто лет не отвечает его высоким требованиям. Главное в понимании системы Парето – его концепция социальных действий, которые он делит на логические, где средства и цели связаны объективной логикой и потому ведут к достижению целей, и нелогические, где люди руководствуются субъективной логикой, не основанной на действительно существующих связях. Цель социологии Парето – логическое изучение нелогических поступков. Источник движения социальной система или побудительные силы нелогических поступков Парето видит к "остатках" и "производных". Остатки - постоянная величина в системе поведения человека, а производные - переменная, эквивалент идеологии или оправдательной теории, цель которых маскировка нелогического характера действий. Концепция "круговорота элит" Парето - его взгляд на социальную структуру и причины социальных изменений. Концепция общества как системы, находящейся в состоянии равновесия, заняла достойное место в структурно-функциональном анализе. Заслугой Парето является отрицание им простого, однолинейного причинно-следственного отношения. Его теории остатков и производных, концепция идеологий и элит нашли применение в политологии. Основания для провозглашения Парето одним из духовных отцов итальянского фашизма, может быть, и существуют, но сам Парето утверждал нейтральность истины, зависимость ее полезности или вредности от общественного применения.  согласно которой основа общественных процессов – творческая сила и борьба элит за власть.

34.

Парк, Роберт Эзра, (1864–1944)
 
Считается в отличие от организатора Чикагской социологической школы А. Смола, ее идейным создателем. Он считается одним из основателей теории социальной экологии большого города. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, т. о., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея Парка подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социальная экология Парка и его последователей выступает частью экологического знания, но и представляется структурным элементом обществознания. Это обстоятельство знаменует собой достижение единства во всей системе научного знания. Актуальность идей Парка подтверждается оформлением различных направлений, развивающих их. Одно из них суще




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.