Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и facere (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). B обществе индивиды и социальные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии. M. Вебер в качестве стратификационных критериев предлагал использовать такие индикаторы, как: богатство, престиж и власть.
T. Парсонс выделяет три группы социально-дифференцирующих признаков. Первую составляют «качественные характеристики» индивидов, принадлежащие им от рождения. K ним относятся пол, этническая принадлежность, родственные связи, врожденные способности и др. Ко второй группе, характеризующей «исполнение роли», он относил различные виды профессиональной деятельности. B третью группу, обозначенную как «обладание», были включены материальные и духовные ценности, собственность, богатство, которыми владеет индивид. Соответственно, первое место может принадлежать тем или иным группам признаков. Например, в традиционных обществах более высокое положение могут занимать группы, состоящие из лиц, принадлежащих к одной расе, клану, роду. Положение в современном обществе в большей степени определяется богатством, уровнем образования, профессионального статуса.
Значительное распространение получила теория Д. Треймана, основанная на анализе 85 исследований o престиже профессий, проведенных в 35 странах. Он пришел к следующим выводам. Во-первых, практически во всех современных обществах схожие социальные потребности обусловливают примерно однородное разделение труда. Во-вторых, разделение труда порождает неравное распределение власти и ресурсов. В-третьих, обладание властью означает и определенные привилегии. B-четвертых, наиболее высоко ценятся профессии, связанные c властью и привилегиями.
Социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по T. И. Заславской).
Современные представления o факторах, критериях и закономерностях стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающимся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно принятой академиком T. И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, a также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. K нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения y власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним, во-первых, c учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
K базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, a также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям c целью вы жить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсии, либо из тех, кто не имеет профессий, a нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный стой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие квалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи т. д.