Известный немецкий лингвист Август Шлейхер создал теорию о естественном, природном организме человеческого языка, который рождается, растет, стареет и умирает как живое существо, независимо от воли человека.
Исповедуя философию наивного материалистического монизма, который признает наблюдаемое явление, но не признает его сущности, Шлейхер не интересовался вопросом об отношении языка к мышлению. Он относил языкознание к естественным наукам и призывал наблюдать за организмами языка, подчеркивая важность изучения роста и развития языков.
Истолкование природы и сущности языка с помощью аналогий из мира растений и животных в настоящее время не может быть принято всерьез, однако терминология исторического языкознания (генеалогическая классификация языков, семья языков, ветвь языков, дерево языков, живые и мертвые языки, организм языка, родственные и неродственные языки и мн. др.) сохраняет на себе печать натурализма.
Концепция Шлейхера способствовала возникновению диалектологии и изучению контактов между языками, в том числе неродственными. Без знания идей натурализма многие моменты в становлении современной науки о языке были бы неясными. Все это обеспечивает теории Шлейхера место в истории теоретического языкознания.
В середине и второй половине XIX в. распространяется осмысление и истолкование природы языка как одного из проявлений психики человека. К этому времени большие успехи сделала молодая тогда наука — психология. Открытия психологов по-разному использовались лингвистами, создавшими в рамках психологизма несколько теоретических концепций.
Немецкий языковед ГейманШтейнталь свое психологическое понимание природы выразил в определении: язык — это выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков. Изучение языка должно опираться на психологию, а не на логику, как это было раньше. Язык, по мысли Штейнталя, создается в обществе. Не отдельный человек создает язык, а общество. Если человек говорит, а его понимают, значит, то, что он говорит, уже присутствовало в уме слушателя до момента речи.
Штейнталь обратил внимание на общественные факторы в языковой деятельности, он находил связь между типом языка и культурой народа - через типы языка познаются типы мышления и культура народов.
Проблему связи языка и мышления в выдвинул в своей концепции Александр Афанасьевич Потебня — крупнейший представитель психологизма в России. Основное место занимает проблема связи языка и мышления.
Потебня считал, что язык мог возникнуть только вместе с мыслью, сознанием, что язык постоянно развивается и совершенствуется. Будучи орудием сознания, сам язык есть создание бессознательное. Изучая историю языка, Потебня стремился постичь историю мысли.
Большим вкладом в теоретическое языкознание явились также его высказывания о происхождении языка, о значении слова, об отношении слова и понятия, предложения и суждения, о проблеме язык и народ, а также его яркая критика логицизма и натурализма в языкознании. Идейное и научное наследие Потебни сохраняет свою ценность и в настоящее время.
Индивидуалистический психологизм в концепции немецких младограмматиков (молодых немецких лингвистов в 60—70-х гг. XIX в. в Лейпциге). Младограмматики изучали исторические изменения фонетики и морфологии разных индоевропейских языков. Их теоретические взгляды наиболее полно изложены в книге Германа Пауля «Принципы истории языка».
Теоретической базой языкознания младограмматики признают немецкую идеалистическую психологию своего времени. Но в отличие от Штейнталя они понимают язык как выражение психической деятельности индивида. Только индивидуальная психология признается в их концепции реальностью, а народная объявляется вымышленной абстракцией.
Психика каждого индивида, его «душа», как именовали ее идеалисты, замкнута в каждом индивидууме. Младограмматики считают, что явления речевой деятельности протекают главным образом за порогом сознания, «в темной области души». Изменения происходят в каждой «душе» отдельно, но они могут у нескольких «душ» оказаться сходными.
Младограмматики основательно разработали теорию звуковых изменений в языке; благодаря психологическому подходу к семантике открыли закон изменений языковых форм по аналогии.
Исследовательская практика младограмматиков заложила прочный фундамент исторического изучения языка.
История языка и история народав концепции Ф.Ф.Фортунатова
Основатель Московской лингвистической школы сравнительно-исторического языкознания Филипп Федорович Фортунатов по основным теоретическим проблемам разделял позиции младограмматиков. В то же время Фортунатов выдвинул положение о тесной связи и зависимости истории языка от истории говорящего на этом языке народа. Фортунатов показал, что дробление праязыка не могло быть только последовательным разъединением, подобным ветвлению ствола дерева. Народы могут не только расходиться; после разъединения они могут и вновь сойтись и снова разъединиться. Соответственно этому и их языки будут то расходиться, то сходиться. Такая постановка проблемы была оригинальной и новой для европейских ученых.
В трудах Фортунатова в начале XX в. затронут ряд важных вопросов, относящихся к проблематике изучения системы языка:
о знаковой природе языка,
о соотношении суждения и предложения,
о нулевой форме слова,
о словосочетании как единице синтаксиса
Главной заслугой Фортунатова в теоретическом языкознании остается сделанный им поворот к осмыслению связи истории языка с историей говорящего на нем народа.