Проникновение в Башкирию ислама как религиозной системы начинается в X в. В 922 г. в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Этот год считается годом принятия ислама булгарами. Ибн Фадлан, оставивший свои записи о путешествии, описывает и страну башкир, в которую заходило посольство. Согласно его записям, башкирские племена в X в. были идолопоклонниками. Одни из них почитали змей, рыб, журавля и разных животных, другие признавали двенадцать божеств, которые управляли силами природы, смертью и жизнью: «... кое-кто из них [башкир] говорит, будто бы у него двенадцать господ: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у воды господь, у лошадей господь, а господь, который на небе, самый большой из них...» Юнусов А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999
Ибн Фадлан же утверждает, что у древних башкир существовал фаллический культ и они носили на шее сделанный из дерева фаллос, обращаясь к нему, как к идолу, со своими просьбами. Зримые следы этого культа сохранились в виде изображений головы человека, выбитых на скале под названием “Сэмрегош”, что в переводе означает “Мыс галки”. В пяти местах здесь отмечены грубо исполненные головы с длинными, круглыми в сечении и округлыми на конце подвесками, висящими на шеях. Самым распространенным среди башкирских племен был культ птиц - журавля, сокола, ворона. Каждый род имел своих покровителей из числа птиц, зверей, деревьев.
Пантеизм башкир в древности подтверждается археологическими памятниками X-XII вв., которые представлены языческими погребениями, без каких-либо элементов исламской обрядности. Вместе с тем для башкир уже X в. характерными были стремление расширить границы своих религиозно-мифических представлений, поиск нового во всемогущих космогонических сферах. В посольстве самого Ибн Фадлана служил один башкир, принявший ислам. Тот же Ибн Фадлан со слов башкир Даута ибн Гали, которого он встретил в Анатолии, сообщает о погребении башкир по мусульманскому обряду, следовательно еще до официального принятия ислама булгарами религия Мухаммеда имела последователей среди представителей башкирских племен.
По мере утверждения ислама в Булгарии стала постепенно исламизироваться и Западная Башкирия, входившая в состав Булгарского царства. Основную роль в первоначальной исламизации башкирских племен сыграли миссионерство и торгово-экономические связи с миром ислама. Сами башкиры в своих преданиях о принятии ими ислама связывают его распространение с булгарами. В предании об излечении ханской дочери говорится:
«Когда булгары приняли ислам, тех табибов [по легенде, посланных для лечения ханской дочери] стали считать святыми-авлиями. Они послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Демы, Таныпа. А табигинов, распространивших среди башкир ислам, стали почитать как святых [аулия]».
А.-З. Валидов приводит сообщение арабского географа Якута эль-Хамауи о том, что в Халбе (Халеб, Сирия) тот встретил башкира, прибывшего на учебу. По рассказам последнего предки башкир приняли ислам, привнесенный семью служителями ислама из Волжской Булгарии. В шежере башкир племени Мин, проживающих по р. Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская", здесь же перечисляются имена этих посланцев. К XIII в. относится сообщение арабского писателя Ибн Саида относительно дёмских башкир о том, что они «обращены в ислам».
Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общества происходит в 20--30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превратил в официальную политику своего государства. Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей к исповедованию новой религии.[7]
Принятие Ислама и его распространение на территории Золотой Орды способствовало и более интенсивной исламизации башкир, которые под влиянием господствующей татарской феодальной верхушки принимали Ислам. Но при этом, однако, они всячески сопротивлялись воздействию на их духовную и культурную жизнь со стороны.
«В духовной сфере это выражалось в приверженности языческим верованиям тюркской тангрианской традиции, - отмечает исследователь А. Щипков, - сохранности и широкой популярности доисламского по своему происхождению башкирских национальных сказаний о батыре Урале, напоминающие русские героические былины, в которых, среди прочего, воспевалась борьба с захватчиками-мусульманами. Не только сопротивление Казани, но и кочевнический образ жизни препятствовал укоренению Ислама в Башкирии».
Своеобразным отзвуком происшедшей смены религий является возникновение в XIV в.в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульманской культуры -- монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наших дней близ д. Нижние Тирмы на р. Дема. Он построен из хорошо обтесанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6 х 6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолей имеет небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен более 1 м, а высота до купола -- 8 м.
Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишмы. Оба мавзолея по форме и технике строительства напоминают мавзолеи Золотой Орды в Среднем Поволжье XIV в. см Рис 1.