Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исследование духовной жизни с применением методов смежных наук




Социология духовной жизни отнюдь не ограничивается использованием только традиционных методов, принятых в этой науке. Она активно использует и наиболее эффективные методы других наук о человеке, в частности психологии, этнографии и истории. Важное место среди таких заимствованных методов занимает арсенал социальной психологии.

По форме и условиям проведения в социальной психологии различают методы экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические). Гораздо реже используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.).

Метод эксперимента был заимствован у естественных наук и считается весьма эффективным исследовательским методом, если он применим к изучаемому объекту, потому что во многих социальных исследованиях проведение экспериментов невозможно. Это метод сбора первичной информации о социальных институтах или объектах в процессе искусственного вмешательства в их естественное развитие и функционирование. Организуя эксперимент, исследователь, исходя из предварительно сформулированной гипотезы, заранее планирует определенные условия и факторы, строго контролирует их и описывает. Он не просто наблюдает за ними, но и сознательно организует их, имея целью воссоздание в экспериментальной ситуации именно тех явлений, которые его интересуют.

Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента, при традиционном планировании меняется лишь одна переменная, при факторном — несколько. Когда имеется несколько конкурирующих гипотез и эксперимент помогает выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.

Ограничения в использовании эксперимента состоят в следующем:

— эмпирические зависимости чаще всего имеют характер корреляций (вероятностных и статистических зависимостей), что не позволяет делать выводы о причинно-следственных связях между ними;

— исследователь нередко оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и влияет на его поведение.

Проблематичным остается и ответ на вопрос: насколько воссоздаваемая в эксперименте искусственная ситуация соответствует оригиналу (реальности). Степень приближения экспериментальной ситуации к естественной может быть очень различной. От того, насколько полно воспроизведена социальная реальность в эксперименте, зависит возможность распространять выводы, полученные в экспериментальных условиях, на реальную жизнь. К сожалению, довольно часто это важное методологическое правило не выполняется, что приводит к необоснованным экстраполяциям. Эксперимент смыкается с наблюдением, так как его можно охарактеризовать как серию контролируемых наблюдений, предпринимаемых в искусственных условиях, в ходе которых целенаправленно изменяются некоторые переменные величины, чтобы проверить определенную теоретическую гипотезу.

Биографический метод используется как специфический метод анализа личных документов, при котором для решения какой-либо проблемы социологии духовной жизни собирают и обобщают материалы, отражающие участие человека в тех или иных социальных событиях и его отношение к ним. На основе этих документов возможно также описание отношения различных социальных групп, выработка гипотез о том или ином социальном явлении, осмысление определенных социально-психических процессов, совершающихся в группе. Биографический метод возник в литературоведении. Первоначально психологи ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей. Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив ее развития, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Сторонники биографического метода сходятся на том, что в формировании личности основное значение имеют именно биографические факты — личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты в жизни, наследственность, степень и характер подавления подсознательных инстинктов — биологического наследия, связывающего человека с породившей его природой. Подчеркивается, что биографический метод позволяет установить плодотворное междисциплинарное сотрудничество в исследовании и разрешении социальных проблем. Однако с течением времени биографический метод уступил место более общему социально-психологическому подходу.

Применение биографического метода связано со специфическим пониманием предмета социологического исследования духовной жизни, которое не может отвлечься от анализа установок, мотивов личности, от роли субъективных элементов в социальных процессах. С этим связаны как достоинства, так и недостатки биографического метода: отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний, незнание социального явления в целом. Биографический метод имеет определенную область своего применения. Метод объединяет способы исследования, диагностики и проектирования жизненного пути личности. Обращаясь к биографии человека, психолог получает уникальный материал для построения картины его жизни. Такая картина, конечно, субъективна. Она — результат осознания человеком своего прошлого, настоящего, возможного будущего. Но она подлинна — представляет собой первоисточник, жизненный замысел, автором которого является сам субъект жизнедеятельности. И здесь важнее не точность познания, а глубина проникновений в «творческое ядро личности» (М. Бахтин).

Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики — опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем). Биографические опросники в последнее время широко используются во многих странах, особенно в США, так как считаются более надежным средством предсказания творческих достижений человека, чем методики исследования интеллекта, креативности и т.п. Основная идея этих опросников состоит в том, что вопросы, направленные на освещение связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, а также моделей поведения, являются более прогностичными, чем вопросы, связанные с событиями настоящего времени. Сама эта идея не лишена смысла. Но для нас в данном случае важно, что итогом является, как правило, не воспроизведение хода развития личности, а оценка личностных черт в привычных терминах экстравертности—интровертности, конфликтности, тревожности.

Этнография разработала свои методы непосредственного наблюдения над жизнью, бытом и культурой этносов и их групп (опрос, наблюдение и эксперимент), используемые во время полевого экспедиционного сбора материала. Они могут быть использованы при исследовании духовной жизни.

Методика исследования включает собственно методику полевых этнографических исследований, используемую при сборе сведений о материальной и духовной культуре, данных о социально-семейных отношениях (вычерчивание планов поселений, жилищ, зарисовка предметов быта, составление анкет, графическая и цифровая фиксация систем родства, кино- и фотосъемка, магнитофонные записи и т.д.), а также инструментарий конкретно-социологического исследования и принципы фиксации фольклора.

Важнейшей формой этнографического исследования является экспедиция. В большом современном городе работа этнографа все больше сближается с деятельностью социолога, а главной формой исследования становится массовый опрос специально отобранных групп населения с помощью стандартных анкет-опросников. При этнографических опросах собеседники должны почувствовать доверие к исследователю. Его профессиональный интерес к местной культуре должен подкрепляться умением следовать принятым в ней формам поведения. Языковые трудности, самые резкие различия в образе жизни или манере поведения должны по возможности преодолеваться с помощью полевого опыта и чувства доброжелательности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2307 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.