Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы анализа духовной жизни в социологии




Изучая социологическими методами духовную жизнь в целом или ее отдельные аспекты, важно исследовать не только содержание идей, теорий, концепций, но и их материальные предпосылки, их материалистическое выражение, материальные условия духовной жизни, деятельности. Изучая, к примеру, мораль, необходимо исследовать ее проявления в труде, политике, праве, семье, культуре, искусстве, религии, экологии и т.д. В каждом виде деятельности, в каждой сфере исследуется материальное выражение духовности вне отрыва от реальности, позволяющее избежать искажения выводов и оценок, касающихся духовной жизни.

Возможности использования тех или иных социологических методов для изучения духовной жизни, зависят от ряда обстоятельств — от особенностей изучаемой субкультуры, от материальных возможностей исследователей и от многого другого. Социологические методы исследования, применяемые в соответствующих нашей задаче исследованиях, подразделяются на объективные и субъективные, количественные и качественные. К объективным методам относятся анализ документов, наблюдение, эксперимент, к субъективным — анкетирование, интервью, социометрические методы. К количественным методам относятся моделирование и математико–статистический анализ, к качественным — различного вида опросы, наблюдение, контент-анализ.

Кроме перечисленных методов, социология духовной жизни широко использует набор других исследовательских методов: анализ документов (для установления фактов); включенное наблюдение (для исследования поведения различных групп и индивидов): опрос экспертов (для квалифицированной оценки событий и явлений); социометрические и графические методы (для установления связей между явлениями и событиями). Социолог обычно применяет к объекту своего исследовательского интереса комплекс методов. Например, интервью может быть использовано наряду с методом анализа документов (письма, дневники, периодическая печать и др.) и в ходе экспертного опроса, который принципиально ориентирован на контакт со специалистами в определенной области знания.

Наблюдение,как наиболее употребляемый в социологии духовной жизни метод, применяется в исследованиях описательного (аналитического) плана. В таком исследовании проблематика ясна, основные аспекты изучаемого явления определены и гипотезы намечены. Так что наблюдение используется в таких случаях для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опрос, анализ документов), а также для качественного анализа собранного материала. Кроме того, наблюдение может применяться в исследованиях экспериментального плана, целью которых является проверка гипотез путем введения в экспериментальную ситуацию контролируемых факторов и выяснения эффекта их действия. Основным инструментом исследования здесь оказывается логический анализ выявленных связей.

При неконтролируемом наблюдении исследуются реальные жизненные ситуации с целью составить лишь общее описание того или иного процесса или явления и — что самое главное — описание социальной атмосферы, в которой протекает изучаемое явление или событие. Такое наблюдение не имеет строгого плана, заранее определен только его главный объект.

Контролируемое наблюдение ставит задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки гипотез. Контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также проведением серии однотипных наблюдений за одним и тем же объектом. Сравнение результатов проводится с помощью стандартизированных планов наблюдения с применением таблиц, карточек наблюдения и вспомогательных средств (кино- фото- и звукозаписывающая аппаратура). Следует заметить, что между контролируемым и неконтролируемым наблюдением иногда трудно провести четкую границу.

Систематическое наблюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени (каждый день, раз в неделю, в месяц и т.д.). Оно позволяет выявить динамику процессов, достоверность тенденций их развития.

Полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации. Значительная часть социологических данных у нас и за рубежом является результатом полевых исследований. Лабораторное (клиническое) исследование — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются исследователем. Оно чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана, причем широко используются технические вспомогательные средства.

В социологии духовной жизни исследователю приходится заниматься изучением общественной совокупности, к которой он сам принадлежит, частью которой он является, от которой непосредственно зависит. Здесь коренятся субъективные препятствия наблюдению, к которым относятся явления автоморфизма, то есть попытка истолкования поведения и действий других через призму собственного «Я», а также эмоциональная окрашенность человеческих восприятий и неизбежность влияния на результаты наблюдения социального опыта самого наблюдателя.

К менее распространенным, но достаточно эффективным методам исследования относится анализ личных документов. Личными документами или документами личного происхождения называются документы, составленные или созданные человеком как частным лицом и характеризующие обстоятельства жизни и деятельности автора. Важным отличием личных документов от других является то, что в них отображается, с одной стороны, реальная действительность, а с другой — отношение к ней создателя документа, его взгляды, мировоззрение. Наиболее массовыми видами личных документов, анализируемых в процессе изучения духовной жизни, являются автобиографии, сочинения, письма, дневники, мемуары, а также фото- и кинодокументы:

1. Автобиография — документ, обычно созданный по необходимости, по заданию, то есть в условиях, когда собственная инициатива вызвана внешними обстоятельствами.

2. Сочинения — документы, написанные на определенную тему по заданию в условиях, когда степень откровенности в раскрытии позиции автора объективно ограничена заранее известными ему обстоятельствами.

3. Письма — документы, созданные, как правило, по конкретному поводу под впечатлением происходящих событий. Они могут быть написаны как по личной инициативе, являясь выражением только внутренней потребности автора, так и под влиянием внешних обстоятельств. В письме более, чем в других видах личных документов, отражаются субъективные факторы, влияющие на его форму и содержание: уровень культуры и грамотности автора, его умение письменно излагать свои мысли и чувства, общий уровень эпистолярной культуры, свойственный той социальной группе, к которой принадлежит автор.

4. Дневники — регулярные записи личного характера, которые изначально не предназначаются автором для публикации. Особенностью дневников является их хроникальный характер — между описываемыми событиями нет значительного перерыва во времени. Разновидностью дневника являются записные книжки, в которые регулярно заносятся заметки.

5. Мемуары — особый вид личных документов. Как правило, они предназначаются автором для публикации либо создаются по заказу. Их особенность — значительная временная дистанция между временем написания и событиями, о которых идет речь.

Личные документы содержат уникальную, ничем не заменимую информацию о социальных явлениях и процессах, об участвующих в них людях, их поведении, мотивах действий и оценках происходящего. Они дают возможность получить представление об установках, ценностях, потребностях и интересах как отдельных людей, так и социальных групп, позволяют проследить отражение социальных процессов в личных судьбах людей, изучить формирование общественного мнения. Не случайно, поэтому анализ личных документов является методом исследования не только в социологии, но и в психологии, истории, искусствоведении и литературоведении, праве.

Погрешности социологических исследований искусства имеют три основных источника:

— социолог, выбирая предмет и метод исследования, вносит искажения, от которых невозможно избавиться, поскольку сложному явлению никогда нельзя дать исчерпывающее описание (такие искажения характерны для всех наук);

— исследователи вольно или невольно скрывают нежелательную (или неинтерпретируемую) информацию или так фальсифицируют свои результаты, чтобы они соответствовали их гипотезе или политическим целям;

— объект наблюдения может сознательно лгать опрашивающему лицу. В этом основное различие между наблюдениями в общественных и естественных науках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 618 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2255 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.