Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объект и предмет социологии духовной жизни




Первоначально объект социологии духовной жизни выявляется, по мнению О. Козловой, как постепенно легитимируемая часть социокультурного процесса, но не просто как часть, а как его ядро [32]. Отсюда понятной становится и специфика понятийного аппарата, его смысловая плотность. Так, в социологии духовной жизни не обойтись без определения таких социальных явлений, как «дух», «душа», «духовная жизнь», «ценности», «культура» и т.д. При кажущейся нетрадиционности многих из них для социологии невозможно отрицать социальную природу явлений, ими обозначаемых. Поскольку объект социологии духовной жизни возвышается над действительностью и несколько расплывчато отражается в повседневном сознании, необходим его научный, теоретический анализ. В социологии исследуются не только отдельные формы духовной жизни (религия, образование, наука, искусство и т.д.), но и духовная жизнь как эпицентр социальной энергии. По определению П. Сорокина, это «таинственная энергия любви», поле достижения социальным своей качественной определенности, в котором преодолевается современный кризис социокультурного процесса.

Объектсоциологии духовной жизни находится в стадии разработки и сейчас определяется как:

— пространство воспроизводства социальной жизни, в котором возникает собственно социальная – духовная энергия духовная жизнь, образуемая социальными взаимодействиями, ее основные виды, формы, субъекты, процессы, институты (О. Козлова);

— вся совокупность духовных, идеальных образований: мысли, идеи, теории, взгляды, убеждения, верования, художественные образы, традиции, обычаи, трудовые навыки, вырабатываемые в процессе многообразных видов духовной деятельности (научной, образовательной, воспитательной, религиозной, художественной) (А. Волохов).

Эту деятельность осуществляют специально подготовленные кадры — религиозные, художественные, научные, идеологические, педагогические и т.п. Они пользуются особыми средствами: языком, специальной терминологией, понятиями, познавательными методами, образами, хотя во многих видах средствами духовной деятельности служат сугубо материальные орудия и инструменты. Например, при возведении храмов, учреждений культуры используются те же материалы, инструменты, техника, что и при сооружении промышленных объектов. Вся сфера духовной деятельности имеет особое управление — специальные государственные министерства, комитеты, управления, отделы, работники которых разбираются в специфике духовной жизни и вырабатывают такие организационно-управленческие решения, действия, которые призваны создавать для нее наилучшие условия. Естественно, что в процессе духовной жизни возникают особые цели, задачи, реализующиеся в специфических результатах.

Таким образом, объект социологии духовной жизни — это вся сфера общества, в которой производятся, развиваются, совершенствуются, преобразуются те виды потребностей и интересов, те виды деятельности, которые направлены на достижение духовных целей человека и общества. Объемность объекта социологии духовной жизни, с одной стороны, предоставляет социологу неизмеримое поле деятельности, а с другой — вынуждает ограничивать исследования несколькими аспектами.

Как указывает А.Волохов [8], в объекте имеются составляющие, определяющие уровень духовности общества, его духовный облик. Они, не затрагивая других сторон духовной жизни, свидетельствуют о ней как о целостности. Это — нравственность и культура, прежде всего в отношениях людей друг с другом. Главный их критерий — степень гуманности, человечности. Усиление или ослабление гуманного начала во взаимоотношениях между людьми — признак крепости, укрепления или слабости, ослабления духовной жизни в целом.

О духовной жизни как о целостности можно судить и на основе ее идеалов, как представлении о чем-то предельно совершенном. Идеал сам по себе духовен, потому что только в воображении можно создать представление об идеальном предмете, человеке, образе его жизни, взаимоотношениях между людьми, устройстве государства и т.д. Духовная жизнь в качестве одного из главных объектов своей деятельности имеет идеал. Без преувеличения можно сказать, что идеал является средоточием духовной жизни, без идеала нет самой духовной жизни. И вместе с тем идеал служит тем цементирующим материалом, который скрепляет в единое целое все духовные образы, мысли, ценности, влечения, стремления. По идеалу можно судить о типе духовной жизни. Если идеал гуманен по своей природе и сути, возникает гуманный тип духовной жизни. Если в его основу кладутся человеконенавистнические представления (фашизм) — перед нами антигуманный, античеловечный тип идеала. Идеал может содержать разную основу:

— духовные, высоконравственные, высокохудожественные ценности;

— второй строится на сугубо материальных, меркантильных ценностях, когда смысл жизни сводится к накопительству, богатству, потребительству, увлечениям, легким наслаждениям.

И в религиозном, и в светском сознании при всей важности и необходимости материальных потребностей движущей силой выступают духовные — познание мира, человека, природы, создание произведений искусства, конструирование новых машин, открытие новых земель и т.п. Эти потребности часто требуют от человека ограничения в удовлетворении материальных потребностей, в некоторых случаях — жертвенности (не случайно среди святых любых религий практически не встречаются личности, посвятившие себя накоплению, обогащению).

Объект социологии духовной жизни делится на несколько относительно самостоятельных объектов: образование, науку, культуру, религию, литературу и искусство, народное художественное творчество и прочие, которые порождают самостоятельные ветви социологии — социологию образования, социологию науки, социологию культуры и т.д. Они — самостоятельные объекты самостоятельных ответвлений социологии (специальных, частных социологических теорий), имеющих духовный характер.

В качестве предмета выступают структурные компоненты духовной сферы и деятельности: социальные институты, процессы образования, науки, культуры, их кадры, средства. В определении предмета социологии духовной жизни присутствует объективное ограничение конкретными проявлениями его многоликого и беспредельного объекта. Внимание сосредотачивается на каком-то одном аспекте, к примеру, на актуальных теоретических проблемах общественной науки, а в этом предмете вычленяются специально теоретические вопросы экономической, политической, юридической, этической и других общественных наук. Причем надо иметь в виду, что понятия, категории духовной жизни чрезвычайно динамичны, изменчивы, перетекают друг в друга: актуальные вопросы общественной науки одновременно служат объектом образования, культуры, искусства, религии.

В целом, о понятиях «объект» и «предмет социологии» духовной жизни современная наука высказывается неоднозначно. В ходе социологических исследований духовной жизни жестко оговариваются и обосновываются границы предмета, выделяются в нем те грани и уровни, которые интересуют социологов. Духовная жизнь как целостность может быть исследована лишь в результате многочисленных самостоятельных исследований, касающихся отдельных областей, сторон, элементов, уровней духовной жизни. Но и в этом случае дать какую-то однозначную оценку состоянию духовной жизни не удастся, потому что в ней одновременно действуют несколько разнонаправленных тенденций, порой взаимоисключающих [8].

Процесс развития и функционирования духовной жизни никогда не идет однонаправленно и прямолинейно, для него больше характерны противоречия, зигзаги, резкие повороты, взлеты и падения. Эти «движения» тоже составляют важный аспект предмета социологии духовной жизни. Выявление, оценка этих «движений» — одна из главных целей социологических исследований духовной жизни. Таким образом, предмет социологии духовной жизни — это конкретные проявления, конкретные черты ее структурных компонентов, выражающиеся и в количественных, и особенно в качественных признаках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2491 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.