Исследователи многообразных процессов, идущих в современном обществе, подчеркивают связь всех факторов: экономических, политических, социокультурных и многих других в структуре духовной жизни. В качестве одной из самых опасных проблем, поражающих всю социальную систему, выступает бездуховность, ведущая к проявлению нетерпимости, вражды, взаимной озлобленности.
Одним из важных путей, который поможет вывести общество из этого состояния, является воспитание высокой духовности, осуществление духовной революции, ее слияние с интеллектуально-научной революцией, установление между ними гармоничного единства. Последняя развертывается бурными темпами, чего нельзя сказать о духовной революции, которая идет несколько замедленно, так как в обретении духовности, тем более в осуществлении духовной революции, недопустимо принуждение. Выработка путей и средств воспитания духовности – это сложный, длительный, многокачественный процесс [51].
Будучи, в конечном счете, отражением общественно-экономических отношений, духовность имеет свою собственную логику развития, свои специфические закономерности бытия и движения, не сводимые к ним. Нельзя доказать тезис о том, что при высокой степени экономического развития страны, материального благосостояния общества растет духовность, нравственность и общая культура людей.
Общество ХХI века переходит к новому типу своего социального бытия, при котором духовность призвана играть важную роль в становлении и развитии человека как субъекта деятельности, созидателя всех общественных отношений. Основным источником общественного богатства, роста производительности труда становятся не столько материально-экономические факторы, средства производства, сколько высокая духовность людей. В условиях НТР воспроизводство человека как субъекта общественных отношений становится главной задачей общества. Вложение сил и средств в человека будет определять рост общественного богатства, высокий материальный и культурный уровень людей.
Воспитание и укрепление духовности человека — такой же производительный труд, как и труд любого профессионала. Воспитать высоко одухотворенную личность – это уникальная работа, учитывая сложность, специфику и индивидуальность человеческой психики. Воспроизводство таких духовно-нравственных субъектов производства требует больших затрат сил, времени, общество и государство должны сознательно идти на это.
Главным элементом производительных сил общества всегда являлись люди, другим важнейшим элементом стала теперь наука. Связь этих двух элементов производительных сил – человека и науки, как и их взаимодействие с другими элементами производства, определяется в значительной степени духовным фактором, цель которого — направить развитие производительных сил на творческое развитие личности, социального прогресса, на улучшение материального и культурного благосостояния общества.
Духовность человека и общества позволяет не сбиться с верного курса в осуществлении своих намерений, так как духовность можно понимать как готовность следовать по заранее определенному пути в достижении поставленных целей. Таким образом, возможность превращается в реальную действительность при помощи воли, энергии, целеустремленности (важнейшие составляющие духовности) в процессе практической деятельности людей. При периодизации общественно-исторического процесса, учитывающей смену общественно-экономических формаций, учитываются и духовно-мировоззренческие формации. Они дополняют друг друга: так, общественно-экономическое развитие подготавливает необходимые условия развития духовности, науки, культуры, а духовное развитие влияет на уровень квалификации работников, их ответственность за свои поступки.
Важным критерием духовности служит отношение одного человека к другому, как к самому себе. Он выступает как субъективный критерий, когда духовно развитый и духовно возвышенный человек заботится о других людях, об их благополучии, как о самом себе. Этим многообразные критерии духовности не исчерпываются, главный из них — это содействие прогрессивному развитию общества.
Духовно зрелое общество, создаваемое на уровне глобального мирового сообщества, может столкнуться с разными проблемами. Выделим среди них две основные:
— большой разрыв между уровнями экономического развития различных регионов и стран мира осложняет духовную консолидацию и ведет скорее к конфронтации;
— сравнительно низкий культурный уровень людей во многих странах мира не позволяет заполнить информационные «пустоты», а на смену духовности приходит культ «вещизма».