Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать историю социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в текущей деятельности вряд ли пригодится? Не лучше ли сразу начать с изучения методики и принципов разработки социальных технологий, не забивая голову излишней информацией?
Но полный профессионализм невозможен без исторических знаний. Без знаний истории невозможны профессиональная культура и аналитическое мышление человека. А сформулировать их может только универсальное образование. Поэтому ознакомление с историй науки – выигрышный способ приобщится к общемировым ценностям, избегая дилетантизма и постоянного стремления изобретать то, что давно известно. Выигрышный потому – что в нём раскрывается эволюция социальной мысли, излагаются воззрения классиков социологии. Читать авторские произведения в рамках курса социологии не всегда удаётся, но знать основные идеи, научные школы и этапы становления социологии, необходимо.
Вопрос 1. Этапы развития мировой социологии от Античных времён
до начала ХХ века.
Социолог с мировым именем Р. Мертон как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности.
В эволюции представлений об обществе можно выделить 3 периода: донаучный, классический и современный.
Донаучный период (III тыс. до н.э. – ХVIII век н.э.)
Древнейшие письмена, в которых были затронуты социально-трудовые проблемы общества, относятся к III – II тыс. до н.э. и охватывают такие страны как Египет, Месопотамию, Шумер, Урарту, Вавилон. До наших дней сохранились многочисленные документы из храмовых архивов и стенных росписей гробниц (арендные контракты на землю, письма чиновников, переписи жителей, договоры купли продажи, материалы судебных процессов и т.д.) С III тыс. до н.э. известны письменные свидетельства учёта населения – его социального и демографического состава, отношения к военной службе, возможности участия в государственном управлении уровня экономического благосостояния. Государственное регулирование экономических отношений в централизованных обществах Древнего Востока основывались на систематическом учёте и опросах занятости населения. Данные переписи обеспечивали не только финансово-экономические, военные, но и политические задачи, поскольку уровень обеспеченности людей давал право на участие в органах управления.
Анализ древних первоисточников разрушает миф о примитивной организации древневосточного общества и убеждает в исключительном многообразии форм социально-экономических отношений. Древневосточная цивилизация дала миру сложнейшую систему разделения труда, которая существует и по сей день (отличие умственного труда от физического, понижение в должности, перевод на социально не престижные занятия, карательные функции при уголовном преступлении, профессиональное обучение и отбор и др.)
Дальнейшее развитие идей о социологии связан с античной Грецией. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются: Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности понятия общество и государство не различали, то оба этих понятия употреблялись в качестве синонимов.
|
|
Именно первый тип разнообразия (в потребностях) является мощным импульсом развития социальной жизни, возникновения многообразия её форм. (Пример: потребности людей к продуктам труда (пища, одежда, жилище) привели к возникновению античных городов).
Платон считал специализацию труда необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения её количества. Оба параметра экономически необходимы обществу, и чем дольше кто-либо специализируется в своём ремесле, тем больше успехов достигает. Поэтому он предложил первое в истории теоретическое оправдание института профессионального закрепощения.
Наилучшим способом управления Платон считал аристократию - власть избранных. После неё шли: тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей), демократия (власть народа) и крайняя форма – охлократия (власть толпы). Худшей формой правления Платон считал демократию, так как из неё обычно вырастает тирания (наихудшая форма при которой царят произвол и насилие, потому, что тиран приходит к власти как ставленник народа). В плохом государстве над всем стоят правители, в разумном – над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых.
Аристотель предложил свой вариант теории стратификации. У него опорой порядка выступает средний класс, кроме которого существует ещё 2 класса: богатая плутократия и лишённый собственности пролетариат. Государство, как указывал Аристотель, лучше всего управляется если: 1) бедняки не отстранены от участия в управлении; 2) экономические интересы богатых не ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем 2 других.
В своём экономическом учении Аристотель выделил 2 типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное (ойкономия) и денежное (хрематистика). В первом, отношения между главой дома и домочадцами не были оформлены юридическим документом (были не договорные) и регулировались этическими и политическими соображениями (отношениями господства и подчинения). Во втором, они строились на договорной основе (вне отдельной семьи), были товарно-денежными между юридическими и физическими лицами в рамках общества и управлялись стихией рынка.
В своём труде «Политика» Аристотель, как подлинный государственник, осуждал хрематистику (как проявление духа капитализма и наживы) и приветствовал ойкономию (как форму нравственно-этических отношений между людьми в государстве). Он учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Аристотель искал меру во всём и был первым идеологом среднего класса и регулируемой рыночной экономики. Лучшее общество то, в котором средний класс сильнее всех других. Частной собственностью может овладеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые экономические интересы. Таким образом, Аристотелю свойственны скорее социал-демократические идеалы, чем крайние социалистические или крайне капиталистические.
Аристотель заложил основы античной этики деловых отношений и изложил принципы регулирования общественных отношений. Он вывел 2 принципа справедливости: уравнительный (простое арифметическое равенство) в области гражданско-правовых сделок и распределительный (геометрическое равенство), распределение благ пропорционально вкладу в общее дело («от каждого по способности – каждому по труду»). По его мнению, второй вид покоится на принципе «пропорциональной взаимности» и выступает фундаментом для всей древнегреческой цивилизации.
Духовные ценности и гражданской доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Только через 2000 лет нормы личной трудовой этики, положенные на деловой практицизм, были восстановлены в Западной Европе. В этой этике не было места как чрезмерному обогащению, так и чрезмерному обнищанию, то есть богатство само по себе не презирается, но безудержная погоня за деньгами и роскошью – осуждается, как осуждается и бравада нищетой (для греков это было не желание работать).
Аристотель критиковал Платона полагая, что предлагаемое им обобществление имущества ведёт к уничтожению государства, но так же как и он худшими формами правлениями считал - олигархию, демократию и тиранию. Для Аристотеля государство и общество – одно и то же, что и было в Древней Греции (границы общества и государства практически совпадали).
В последующем только через 2000 лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе. Предшественниками классического этапа социологии в эпоху Возрождения стали:
|
удержания власти. Его труды придали социологии новое качество, они стали наукой о поведении людей в обществе.
Макиавелли считал, что правитель желающий добиться успеха должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности 3-мя принципами (законами): 1) человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти (то есть состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедными – страсть приобрести то, чего их лишили); 2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания (ведь его подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств); добиваясь власти можно расточать обещания но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчиненных; 3) творить зло надо сразу, а добро – постепенно; наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших дозах; единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая по времени.
|
полезнее. Создавать общество людей побуждает страх, он удерживает людей от гонки за господством, объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремление достичь уважения и почестей.
Если слава и почёт есть у всех, считал Гоббс – общество стабильно, но так не бывает, обойдённых всегда больше. Следовательно, общество со временем обязательно распадётся. Объединяет людей страх смерти и инстинкт самосохранения, вынуждая заботится о взаимной безопасности. Государство наилучший способ удовлетворить такую потребность. Все люди рождаются равными и каждый имеет одинаковое с другими «право на всё». Но человек существо эгоистичное и окружают его так же эгоисты и завистники, отсюда в обществе существуют войны всех против всех (принцип «Человек человеку волк»). Такая социальная борьба за выживанием является естественным состоянием рода человеческого.
Иное дело гражданское общество. Оно покоится на общественном договоре, юридических законах и имеет 3 формы правления – демократия, аристократия и монархия. Только с появлением государства возникает собственность и соответствующие учреждения её защищающие (суд, правительство, армия, полиция). Граждане добровольно сохраняют свою свободу, получая взамен защиту от государства.
|
В ХVIII веке с началом эпохи Просвещения наука становится производительной силой общества. На историческую эпоху выходят 2 класса, давшие начало двум различным ветвям (идеологическим вариантам) социологии: буржуазия (выразителем её устремлений стала западная социология) и пролетариат (марксистская социология).
Классический период.
В ХIХ веке европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Господствующей философией на которую ориентировалась зарождающаяся социология являлся утилитаризм (от лат. – польза, выгода) - это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели. Утилитаризм выступил идеологией не только научных кругов в социологии, но и средних классов вообще.
Первой школой в европейской социологии, оказавшей на неё огромное влияние, принято считать французскую социальную школу. В ней выделяется 2 поколения: старшее – Шарль Фурье и Клод Анри де Сен-Симон, и молодое – Огуст Конт и Эмиль Дюркгейм. Всем им присущи общие черты. Они сочувствовали социалистическим идеям, хотя социализм в понимании первого и второго поколений означал не одно и то же. Они старались соединить научно-технический и социальный прогресс в неком утопическом проекте, отдавали приоритет коллективному труду над индивидуальным, и альтруистическим ценностям над эгоистическими.
|
Конт поставил социологию выше математики физики и биологии, а её преобразовательную роль в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Он считал, что социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы, при помощи 4-х методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом (сам Конт термин «позитивный» рассматривал в 5 значениях - реальный, полезный, достоверный, точный, организующий).
Конт преклонялся не только перед социологией, но и пред человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид - почти ничто, так как общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под ним он подразумевал всё человечество или какую то его часть, связанную консенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из 2-х частей: социальной статики (описывающей законы существования) и социальной динамики (описывающей законы и этапы изменения общества).
Конт сформулировал основной закон общественного прогресса (Закон 3-х стадий), по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.
· Первая – теологическая или фиктивная (охватывает Древность и раннее Средневековье до 1300 г.) Она делилась на 3 периода: а) фетишизм - люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов; б) политеизм - люди обожествляли природные явления (Древняя Греция и Древний Рим); в)монотеизм - эпоха христианства.
· Вторая – метафизическая или переходная (1300-1800 гг.) – для неё характерно разрушение старых верований и распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов (важнейшие события Реформации, Французская революция). Этот упадок общества нуждался в новой идеологии.
· Третья – позитивная (с 1800 г.) – это распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности и всех элементов социальной жизни.
Конт совершил поистине революционный переворот в науке об обществе. Он определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна отказаться от таких нерешаемых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты (к ним Конт относил философские суждения, оторванные от жизни).
|
Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов (плотность населения, частота контактов между людьми, форма жилища и т.д.), предлагал опираться на них и изучать статически. При изучении социальных фактов он рекомендовал широко применять метод сравнения, а так же использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определённой потребностью общества как целого. По сути, Дюркгейм дал новую методология современной социологии. Его методологической позиции присущи 2 особенности:
· натурализм (понимание законов общества по аналогии с законами природы);
· социологизм (специфичность и автономность социальной реальности, её превосходство над индивидами).
Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Он считал, что необходимо не только понять, что побуждает людей жить сообща, но и иметь стабильный социальный порядок, как наивысшую ценность. Необходима не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей причем, чем больше разделение труда, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену, символом которого является договор (как форма социального взаимодействия).
По Дюркгейму развитие человеческого общества проходит 2 фазы:
· механическая солидарность - присуща неразвитым, архаическим обществам (доиндустриальное или традиционное), в которых действия и поступки людей однородны; такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение;
· органическая солидарность (индустриальное общество) – основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи, при которых каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен.
(Пример: Дюркгейм оказал косвенное влияние на фундамент социологии в СССР. Его учение и советская социология исходили из того, что коллектив первичен, а отдельный человек вторичен. Поэтому в советском обществе коллектив доминировал над личностью, государство - над гражданином, общество – над индивидом).
|
применил понятия «структура» и «функции» в социологии.
Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов, при этом функцию естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. По его мнению, правительство не должно вмешиваться в этот процесс, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Эта позиция получила название «социальный дарвинизм». Революцию Спенсер называл болезнью организма и был её противником.
Научное признание получила идея Спенсера, что общество развивается от простого состояния (когда все части взаимозаменяемы) к сложному (с совершенно не схожими между собой элементами). Такое развитие эволюционно и выражает единство и борьбу 2-х взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, тем сильнее их дифференциация и тем неумолимее действует встречный закон интеракции частей. Сегодня этот процесс называется глобализация.
Спенсер распространил термин «социальный институт», выделив и описал его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социального общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Он первым дал полномасштабное описание сферы социологии, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений. Благодаря идеям Спенсера и его последователей во Франции, Германии и России в ХХ веке зародился системный подход к изучению общества.
|
|
Маркс не отрицал прогрессивной роли разделения труда, но в то же время придавал функциям его разделения (эксплуатация, безработица, обнищание и
т.д.) неустранимый характер, что ведёт не к зарождению социальной структуры, а к её расколу на антагонистические классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. Он считал, что рабовладельческий строй и феодализм создают то, что капитализм доводит до своего логического конца (неустранимость антагонизма, неизбежность революционной замены старого режима и установление нового, социально справедливого общества - коммунизма).
По Марксу новая коммунистическая формация создаёт организационную солидарность («истинный коллективизм»), которая является условием для всестороннего развития личности. Ни какие реформы не способны улучшить старый строй – здесь необходимы социалистическая революция и диктатура пролетариата. При социализме частная собственность существовать не может, классы исчезают с исторической арены, уничтожается различие между умственным и физическим трудом. Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта.
Экономическая теория Маркса оказала меньшее влияние на современную науку и большинством западных экономистов не учитывалась. Серьезной критике подверглись его трудовая теория стоимости и концепция сведения сложного труда к простому. Так же испытанием временем не выдержала и теория Маркса относительного и абсолютного обнищания пролетариата. Во многом это можно объяснить тем, что идя вслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных форму английских политэкономов и философских схем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). Тем не менее, его учение остаётся великим достижением человеческой культуры и имеет огромный эвристический потенциал в социальной теории.
Если позитивистская социология О. Конта созидала общество, опираясь на точные факты и научные прогнозы, то марксистская критическая социология подвергла всё сомнению и переосмысливанию, полагаясь на умозаключитеьные конструкции. Но противопоставить их как плохую и хорошую социологию нельзя. К. Маркс дал западным социологам столько идей для критического анализа и породил плеяду социологов мирового уровня: Н. Бухарин, В. Ленин, Л. Троцкий, Д. Лукач, А. Грамши, Г. Марузе, Т. Адорно, М. Хорхаймер, Э. Фромм. Таким образом, обе разновидности социологии имеют равное право на существование, Но их не надо смешивать и подменять одну другой. В одних ситуациях применима одна теория, в других другая, причём неумелое их применение приносит обществу вред.
|
Основные принципы методологии Вебера:
· тесная связь эмпирической социологии с исторической;
· первичность социокультурных факторов (в частности религии) при объяснении экономического и трудового поведения.
Он утверждал, что капитализм – это универсально-исторический процесс, охватывающий всю историю человечества. Существует множество его форм, среди которых только одна является истинной, а другие ложными подобиями. Процесс капитализма всех стран мира – это их нацеленность на построение у себя высшей формы товарно-денежных отношений. Западноевропейский капитализм явление в мировой истории уникальное и может больше не повториться, ибо не повториться то стечение обстоятельств, которое его вызвало (протестантизм и его трудовая этика).
Вебер считал, что идеи западного капитализма не могла развивать Россия, по причинам: - неразвитость средних городских слоёв; - господство традиционной общины и соответствующей крестьянской идеологии («аграрный коммунизм»); - утрата частной собственности, неразвитость личностного начала и основ буржуазной демократии. А зрелый капитализм, импортируемый в отсталую страну, может только усилить радикальные социалистические элементы, которые приведут к революции, а та в свою очередь усилит власть бюрократии.
Теория Вебера признана во всём мире. Именно её считают наиболее правильной при объяснении природы капитализма. Одна из его мировых заслуг – что он научил видеть за экономическими событиями более фундаментальные и не просчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие в складе мышления и образе жизни людей. Именно от них зависит, какой капитализм они себе построят.
Вопрос 2. Развитие и основные направления социологии в России
в ХIХ – начале ХХ века.
Русская социологическая мысль начала своё развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась в ХIХ веке европейская социология. Идеи О. Конта, пожалуй, даже раньше, чем у него на родине, были изучены в России. Русские социологи полемизировали с Контом, Спенсером, Дюркгеймом. Революционеры демократы В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) широко выражали социологические идеи в России, пройдя путь от идеалистической диалектики Гегеля к революционному демократизму.
Под влиянием социалистической литературы и революционных событий в Западной Европе у них сформировалось твердое убеждение в преобразовании российского общества. Главной движущей силой в развитии России они считали крестьянство и интеллигенцию, твёрдо верили в их лучшее будущее в результате подлинно народной революции и переходе к демократическому обществу.
Развитие социологии в России характеризуется 3 этапами:
1. Начальный этап (60-80-е годы ХIХ века) - в нём доминировал позитивизм О. Конта, идеи которого привлекали желанием немедленно переделать общество на строго научных основах. Со средины 60-х годов в России появляются работы, в которых появляется термин «социология», хотя новая наука понимается еще как философия истории. А в конце 60-х годов позитивизм и социология уверенно вошли в русских обиход. Наука об обществе представлялась наиболее надёжным помощником в его преобразовании.
Русские мыслители предлагали не верить, а изучать и разрабатывать практические программы обновления общества. Новое знание, основанное на статистических расчётах считалось позитивистским или материалистическим. Точному методу в социальных науках способствовали достижения земской статистики, которая изучала хозяйственный уклад и образ жизни крестьян. На становление социологии в России оказали влияние: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.
На этом этапе позитивистская социология в России представлена различными подходами и направлениями:
· географическая школа (Л.И. Мечников);
· органицизм (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин);
· психологизм: а) субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев. С.Н. Южаков); б) социопсихологиз м (Е.В. де Роберти).
2. Второй этап (80-90-е годы ХIХ века) - в эти годы развивается марксизм и антипозитивистские взгляды, резко критикуются натуралистические концепции. Представители субъективной социологии стремились обосновать идеи русского социализма и народничества.
На этом этапе сформировались, несколько направлений научных школ и течений:
· социокультурная теория ( Н.Я. Данилевский);
· социологическая концепция русского консерватизма (К.Н. Леонтьев);
· государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский);
· социологические идеи анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин);
· социал-органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилинфельд);
· психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий);
· субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков);
· генетическая социология (М.М. Ковалевский);
· марксистская направление (Плеханов, В.И. Ленин);
· эмпирическая социология (К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин).
3. Третий этап (10-20-е года ХХ века) – в это период распространение получил неопозитивизм в 2-х видах а) функционализм б) эмпирические исследования (Г.П. Зелёный, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, А.С. Лаппо-Данилевский). Центрально темой их анализа стала структура «социального взаимодействия» и изучение социальных групп и слоёв. В 1896-97 учебном году был прочитан первый в России курс социологии, подготовленный профессором СПбУ Н.И. Кареевым. В 1908 г. в Петербурге открылась первая кафедра социологии, а в 1920 г. был открыт первый в России, созданный на базе факультета общественных наук, социологический факультет.
Его организатором, первым деканом и ведущим лектором был П.А. Сорокин (1898-1968 гг.) По универсальности социальной проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию его можно сравнить с М. Вебером. Благодаря Сорокину Россию можно причислить к разряду социологических держав мира. После эмиграции из России в 1922 году он занял видное положение в западной социологии, сделав успешную карьеру в США. Главная особенность творчества Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – труд превзошедший «Капитал» Маркса, а книга «Социальная мобильность» (1927 г.) – призвана мировой классикой.
|
её измерения в трёх социальных пространствах: экономическом, политическом, профессиональном.
За несколько лет до 1917 года усилиями учёных и педагогов-энтузиастов социологию под разными предлогами удаётся включить в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ и курсов России. К числу важнейших особенностей российской дореволюционной социологии можно отнести:
· синтетический характер развиваемых теорий;
· использование методов и результатов из области теории государства и права, экономики, философии, естественных наук;
· нравственный подход к социологическим исследованиям;
· тесная связь общественной жизнью и непосредственное участия большинства социологов в политической деятельности.
Но не смотря на первые удачные шаги в дореволюционной России система регулярного социологического образования так и не сформировалась.
Вопрос 3. Советский период в истории отечественной социологии.
После 1917 года социология в России получает свободу как научная учебная дисциплина. Начинают выходить научно-популярные работы и статьи по актуальной тематике известных отечественных социологов, издаётся учебная литература для школ различных типов. Но после краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных учёных-социологов вынуждены навсегда покинуть Россию. Термин «социология»начинает приобретать негативный оттенок и использоваться в основном для критики буржуазной социологи. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Это сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии.
Большевики хотели покончить с буржуазной социологией, а покончили с социологией вообще. Её место вскоре занял исторический материализм. Представители старой социологии были объявлены идеалистами и были высланы или расстреляны. После 20-х годов на протяжении 30 лет в нашей стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии, не проведено ни одного серьёзного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.
Первые шаги по возрождению социологии были сделаны в МГУ в 60-е годы ХХ века. Социологам 50-х – 60-х годов пришлось не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. На философском факультете МГУ была создана межкафедральная социологическая лаборатория, а в 1968 году открыта кафедра методики конкретных социальных исследований.
Лекции по социологии читали профессора и доценты Г.М. Андреева, А.П. Куприян, Л.А. Петровская, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, В.Г. Гречихин и др. Ими было подготовлено и издано одно из первых в стране учебных пособий по социологии, организовано чтение лекций на философском и юридическом факультетах и факультете журналистики.
В 1988 году было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. А 6 июня 1989 года можно считать днём рождения социологического факультета МГУ, первого после длительного перерыва социологического факультете в СССР.
Вопрос 4. Проблемы развития социологической мысли на современном этапе.
Современный этап развития социологии начинается в 20-е годы ХХ века. С начала ХХ века центр мировой социологической мысли перемещается в США и в 30-х годах закрепляется там в качестве лидера, получая доступ на кафедры Чикагского. Гарвардского и Колумбийского университетов. Её бурное развитие охватило не только многие страны мира, но и новые области знания (город, здоровье, демография), а также придавала новое социологическое звучание проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, конфликты). В 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу ХХI века провела 15 всемирных конгрессов.
В настоящее время лицо современной социологии определяют основные концепции:
·
|
|
· Структурализм (М. Фуко, 1926-1984 гг.,
Франция; К. Леви-Стросс, р. 1908 г., Франция) – это видоизменённый структурный функционализм, который долгое время господствовал в западной социологии. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.
·
|
·
|
·
|
|
|
Большинство представителей этого направления подчёркивало ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с
|
·
|
·
|
взаимодействия с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным.
·
|
|
· Феноменологическая социология – берёт своё начало от философской
концепции Э. Гуссерля (1859-1938 гг., Германия), на основе которой возникла «социология обыденного сознания» обоснованная философом А. Шюцом (1899-1959 гг., Австрия) В центре её внимания не мир в целом, а человек и его специфические измерения. У феноменов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации, а понятие «значение» целиком выводится из сознания субъекта и не отражает определённые связи реального мира.
|
|
· социология знания – К. Маннгейм (1893-1947 гг., Германия) – который в своей концепции изучал те структуры, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. С этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929 г., США) и Т. Лукманом (р. 1927 г., Германия);
·
|
|
Это самые известные теории социологии на современном этапе. Однако жизнь порождает и предполагает порождение новых теорий и концепций, а так же усложнение концептуального аппарата в целом. Если в 1960-е годы вся проблематика была сосредоточена вокруг понятия социальной системы, то теперь – вокруг понятия действия и деятеля (актора). Соответственно, изменился и категориальный аппарат. Понятия «социальные институты», «социализация», «интеграция» не являются более центральными. Гораздо большее значение приобретают понятие «кризис», и близкие к нему – «дезорганизация», «насилие». «хаос», а также «сознание» и «поведение людей».
|
|
· Теория рационального выбора – сейчас становится популярным вариантом
социологического мышления (Дж. Коулмен, 1926-1995 гг., США). В ней отрицается понятие «системы» и главное внимание сосредотачивается на понятиях «ресурс» и «мобилизация». В определённой степени этой теории придерживается М. Крозье (р. 1922 г., Франция) который разработал теорию социального действия в рамках организации и подчёркивал значение не столько идей, сколько различных стратегий при изучении процесса принятия решений и выявления их эффективности.
|
· глобалисты - объясняющие всё происходящее в мире с геоэкономических, геополитических и транскультурных позиций;
· мир-социальная концепция (И. Валлерстайн, р. 1930 г., США);
· современная теория глобального общества в виде глобальной политической системы (Дж. Модельски, США);
· исследование войны и экономики (Дж. Гольдстайн, США );
· изучение социального поля, социального пространства и логики их развития (П. Бурдье, 1930-2002 гг., Франция);
· теория нового институциолизма (С. Мур, Б. Хендри, Дж. Мейсионис).
Таким образом, не смотря на существование множества концепций, лицо социологии конца ХХ – начала ХХI века всё в большей степени определяют теории, которые обращены к человеку, его роли и активности в современном мире.
Стоит обратить внимание на высказывание датской исследовательницы М. Бертильссон: «нравится нам это или нет, эволюция человека отныне не просто естественный процесс, а осознанный проект человека». И в его реализации видное место отводится социологии.
**************************************************************************
Контрольные вопросы:
1. Какие периоды можно выделить в эволюции представлений об обществе?
2. Кто считается создателем социологии как науки?
3. Кто создал новую методологию современной социологии?
4. Кто первым применил понятия «структура» и «функции» в социологии?
5. Кто является создателем теории социального конфликта?
6. Какие периоды можно выделить в развитии социологии в России?
7. Кто является создателем современной теории стратификации?
8. В каком году было принято решение, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в нашей стране?
9. Какие основные концепции определяют современную социологию?
**************************************************************************