Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ворчество ‘ридерика Ўопена

‘ридерик Ўопен

(1810 - 1849)

¬ 30Ч40-е годы XIX века мирова€ музыка обогатилась трем€ крупными художественными €влени€ми Ч по€вились национальные компо≠зиторские школы на востоке ≈вропы. ¬едь до этого времени все наиболее значительные €вле≠ни€ в мировом музыкальном искусстве происхо≠дили в трех культурных центрах Ч »талии, ‘ранции и јвстро-√ермании. » вдруг на Ђокраинеї ≈вропы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Ёти новые национальные школы Ч русска€, польска€, чеш≠ска€, венгерска€ и другие Ч вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. »деалы, надежды и страдани€ своего народа, его художественна€ жизнь и быт стали основой твор≠ческого стил€ представителей этих национальных школ. ¬от таким воплощением духа польского народа стала музыка ‘ридерика Ўопена.

–одина Ўопена Ч ѕольша. «десь прошли детство и юность музыканта. ¬тора€ половина его жизни св€зана с ‘ранцией Ч роди≠ной его отца.

ћать компози≠тора Ч полька из обедневшей двор€н≠ской семьи. ќтец Ч француз, сын лота≠рингского кресть€≠нина, участник польского восста≠ни€.

“ело Ўопена покоитс€ в ѕари≠же. —ердце Ўопена, согласно его последней воле, захоронено в ¬аршаве.

ƒетство. ‘ридерик Ўопен родилс€ в граф≠ском имении под ¬аршавой ∆ел€зова ¬ол€. ≈го мама, дальн€€ родственница владельцев имени€, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Ќо уже на первом году жизни мальчика семь€ переехала в ¬аршаву.

ћузыка звучала в этом доме посто€нно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного иг≠рала на фортепиано и пела. —начала родители подумали, что мальчик не любит музыку, пото≠му что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноватьс€ и плакать. Ќо оказалось, что причина этого Ч влечение к музыке.   п€ти годам он уже умел неплохо играть на фортепи≠ано. —ерьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры ¬ойцех ∆ивный. ¬ семь лет состо€лс€ первый концерт мальчи≠ка, имевший большой успех. “огда же было издано первое сочинение Ўопена Ч фортепианный ѕолонез. ѕо этому поводу варшавска€ газета писала, что сын про≠фессора французского €зыка Ч Ђподлинный генийї.

”спехи мальчика были так велики, что ког≠да ему исполнилось 12 лет, ∆ивный сам отка≠залс€ с ним заниматьс€. ќн сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемус€ уче≠нику. Ѕольше учителей фортепианной игры у Ўопена не было. ¬се, чего он достиг, Ч резуль≠тат самосто€тельного труда, внутреннего разви≠ти€ и роста.

»з-за слабого здоровь€ он был определен в лицей в тринадцать лет. ‘ридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским €зыками. ¬ эти годы €рко про€вилась многогранна€ одаренность Ўопена. ќн писал стихи, сочин€л пьески дл€ домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говор€щие о незаур€дных художе≠ственных способност€х. ≈го мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. ќдин польский актер сказал, что в лице Ўопена пропадает великий актер. “о же самое о нем гово≠рили позже уже в ѕариже.

¬ 1824 году в ¬аршаве была открыта кон≠серватори€, получивша€ название Ђ√лавна€ школа музыкиї. ≈е директором стал замеча≠тельный композитор, поборник польской на≠циональной культуры ёзеф Ёльснер. ¬еро€т≠но, Ўопен брал у него уроки еще до поступле≠ни€ в консерваторию в 1826 году. ¬ лице Ёльснера он нашел чуткого и умного учител€, сразу же почувствовавшего биение гени€ в творени≠€х молодого музыканта. ќн бережно развивал и охран€л способности своего ученика.  огда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Ўопена, Ёльснер отвечал: Ђќставьте его в покое. ѕравда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необыченї.

¬сего три года понадобилось молодому пи≠анисту, чтобы закончить консерваторию. —о≠хранились заметки учител€, в которых он дает характеристику юному музыканту: Ђ»зуми≠тельные способности. ћузыкальный генийї. Ўопен был признан лучшим пианистом ѕольши. Ѕольшой известностью пользовались его сочинени€. —амыми значительными среди них €вл€ютс€ два ‘ортепианных концерта, концертные пьесы.

ƒрузь€ Ўопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за гра≠ницу дл€ дальнейшего совершенствовани€. Ќо денег на поездку не оказалось. ѕоэтому решено было сначала ненадолго поехать в ¬ену.

ѕервые гастроли. ѕосле окончани€ консер≠ватории Ўопен отправилс€ в ¬ену. ќн дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. ќба концерта прошли с огромным успехом. ¬ен≠ские музыкальные критики писали о нем как о гении. ¬ырученных денег могло хватить на не≠которое врем€ проживани€ за границей. ћож≠но было отправл€тьс€ в путешествие, но Ўо≠пен откладывал поездку со дн€ на день. ѕоли≠тическа€ обстановка в ѕольше обостр€лась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Ќо, наконец, день отъезда был назначен.

ѕоездка в ѕариж. 2 но€бр€ 1830 года Ўо≠пен выехал в ѕариж. Ќакануне друзь€ устрои≠ли прощальный вечер и вручили ему серебр€≠ный кубок с польской землей. ѕринима€ его, Ўопен сказал слова, оказавшиес€ пророчески≠ми: Ђя убежден, что покидаю ¬аршаву и ни≠когда в нее больше не вернусь, и что € говорю вечное Ђпрощайї моей родинеї. —ловам этим суждено было сбытьс€.

—пуст€ две недели после его отъезда в ¬ар≠шаве началось восстание. ”знав об этом, Ўо≠пен хотел мчатьс€ домой. Ќо друзь€ убедили его, что он должен служить родине своим ис≠кусством, которое при сложившейс€ в ѕольше обстановке было бы обречено на гибель. ≈му оставалось только тревожитьс€ за участь своих родных, за исход восстани€ издали.

ѕо дороге в ѕариж он решил вновь посе≠тить ¬ену. Ќо на этот раз она не оправдала его надежд. ¬енские музыканты пон€ли, каким соперником дл€ них €вл€етс€ Ўопен. ѕоэтому организовать концерт ему не удалось. ћолодой музыкант выехал из ¬ены. ”же в дороге его настигла весть о разгроме восстани€ в ѕольше.  ак истинный патриот он восприн€л трагедию отечества. —траницы его дневника наполнены выражением отча€ни€. —вои горе, гнев, возму≠щение он излил в музыке.

ѕоражение восстани€ навсегда отрезало ему путь на родину. ќсенью 1831 года он приехал в ѕариж, где оставалс€ до конца своей жизни.

Ўопен покорил ѕариж сначала как пиа≠нист. ≈го исполнение было своеобразным и не≠привычным. “ак же, как и Ћист, Ўопен был признан одним из лучших пианистов мира.

ѕостепенно ѕариж покорила и музыка Ўопена. ¬ своих концертах он большей частью исполн€л собственные сочинени€. ѕрослушав одно из произведений Ўопена Ч ¬ариации на тему из оперы ћоцарта Ђƒон-∆уанї, Ч немец≠кий композитор –. Ўуман писал: ЂЎапки до≠лой, господа, перед вами гений!ї

Ќо основным источником дохода Ўопена в эти годы была педагогическа€ де€тельность. ќн вынужден был давать уроки по несколько ча≠сов в день. Ёта работа отнимала очень много сил и времени, но отказатьс€ от нее Ўопен не мог, даже завоевав мировую известность.

¬ годы жизни в ѕариже Ўопен имел воз≠можность общени€ с выдающимис€ людьми сво≠его времени. ¬ числе его друзей были француз≠ский художник ƒелакруа, немецкий поэт √ей≠не, композитор Ѕерлиоз, пианист и композитор Ћист. «десь же он близко сдружилс€ со своими земл€ками. ќн мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзь€х.

ќбщение с пол€ками было ему особенно до≠рого потому, что он чувствовал себ€ в ѕариже очень одиноким. ” него не было своей семьи. ”езжа€ из ¬аршавы, Ўопен простилс€ со сво≠ей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Ќо через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шл€хтича.

—пуст€ несколько лет он сделал предложе≠ние другой соотечественнице Ч графине ћарии ¬одзиньской. Ќо ее родители побо€лись соеди≠нить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

—частье и горесть любви познал Ўопен с јвророй ƒюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом ∆орж —анд. Ёто была талантлива€ писательница, художественно ода≠ренна€ натура, обладавша€ и музыкальными способност€ми. ќна сыграла большую роль в жизни Ўопена. »х роман длилс€ дев€ть лет. ƒом, где поселились Ўопен и ∆орж —анд, стал одним из интереснейших салонов. «десь можно было встретить ћицкевича, Ѕальзака, √ейне, представителей польской аристократии.

 онцертна€ де€тельность с годами стала занимать в жизни Ўопена все меньше места. јртист иногда по€вл€лс€ на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но т€го≠тилс€ публичными выступлени€ми, Ђ“олпа мен€ пугаетї, Ч признавалс€ он Ћисту. ќн любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. ѕеред ними он раскрывалс€ и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. ќн изумл€л их бо≠гатством своих импровизаций. ќдин из друзей утверждал даже, что лучшие произведени€ Ўопена Ч Ђлишь отблески и отголоски его импровизацийї.

ќтказавшись от концертной де€тельности, Ўопен вынужден был усиленно зан€тьс€ педа≠гогической работой. Ётот труд не только утомл€л композитора, но отвлекал его от самого главно≠го дела его жизни Ч сочинени€. » все же имен≠но в этот период пришла полна€ духовна€ зре≠лость композитора, его развитие достигло сво≠ей высшей точки. ¬ это врем€ рождаютс€ са≠мые глубокие и значительные произведени€: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

ѕоследние годы жизни. √оды, проведенные с ∆орж —анд, принесли композитору много радости. » все же резкое различие их натур привело к разрыву. Ќо прежде, чем разлад с јвророй сделалс€ €вным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. ¬ 1842 году умер от чахотки ян ћатушинский, близ≠кий друг Ўопена. —пуст€ полтора года он поте≠р€л гор€чо любимого отца. ќблегчить его горе приехала сестра Ћюдовика. ќна принесла с со≠бой какую-то частичку родного дома, семьи. Ќо с еЄ отъездом Ўопен вновь замкнулс€ в себе. ћир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Ќо чем больше он чувствовал свое одиночество, тем гор€чее и искрен≠нее становилась его музыка. “олько в ней му≠зыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.

–азрыв с ∆орж —анд подорвал его здоро≠вье. Ѕолезнь легких, которой он страдал с юно≠сти, обострилась. ѕоследние годы стали самы≠ми мрачными в его жизни. —редства его исс€к≠ли. Ќе только потребность в деньгах, но и без≠различие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Ћондон.

¬есной 1848 года он прибыл в Ћондон. » сразу начались об€зательные визиты, званые обеды, приемы. » здесь ему приходилось да≠вать уроки, выступать на приемах. Ёто забира≠ло последние силы.

¬ августе по приглашению своих учениц Ўопен отправилс€ в Ўотландию, где тоже вы≠ступал с концертами. ¬ернувшись в Ћондон, он играл в концерте, устроенном в пользу пол€≠ков. Ёто было последнее выступление великого пианиста.

¬ конце но€бр€ по совету врачей смертель≠но больным он вернулс€ в ѕариж. ¬новь была вызвана сестра Ћюдовика. ≈й он завещал свою предсмертную просьбу: Ђя знаю, вам не разре≠шат перевезти мое тело в ¬аршаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердцеї.

¬ ночь на 17 окт€бр€ 1849 года Ўопена не стало. ¬ торжественных похоронах прин€ли участие лучшие артисты ѕарижа. ¬ могилу Ўопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзь€ при прощании с родиной. —ердце Ўопена было перевезено в ѕольшу и хранилось в костеле —в€того  реста.  огда фа≠шистские войска захватили ѕольшу, польские патриоты спр€тали драгоценный сосуд. ј после освобождени€ страны сосуд с сердцем Ўопена был вновь возвращен в костел, где бережно хра≠нитс€ и сегодн€.

“ворчество ‘ридерика Ўопена

 

¬сю свою жизнь Ўопен посв€тил любимо≠му инструменту. » творчество его ограничено рамками только фортепиано. «а исключением нескольких произведений дл€ других инстру≠ментов и нескольких песен, все сочинени€ композитора св€заны с фортепиано. Ќо, даже рабо≠та€ только дл€ фортепиано, Ўопен сумел до≠битьс€ такого разнообрази€, какого другие ком≠позиторы добивались, работа€ над разными жанрами музыкального искусства.

ћазурки Ўопена

ѕеру ‘. Ўопена принадлежат 52 мазурки. ¬ них как бы раскрываетс€ душа польского народа, его думы и ча€ни€, быт, нравы, чув≠ства и стремлени€. Ѕогатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Ўопена очень искренно и правдиво.

ћазурка Ч излюбленный польский танец. ќн родилс€ в одной из областей ѕольши Ч ћазовии. ѕоэтому его правильнее называть мазур. Ќародна€ мазурка Ч танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет зара≠нее придуманных фигур. ≈го импровизируют. ј вот когда мазурка по€вилась в двор€нской, шл€хетской среде, она превратилась в блест€≠щий танец, символизирующий военную удаль.

—реди мазурок Ўопена мы встречаем и бле≠ст€щие бальные, и задорные кресть€нские, и опоэтизированные нежные мелодии Ч насто€≠щие миниатюрные поэмы. Ўопен часто назы≠вал их Ђobrazkiї. ѕо-польски это означает Ђкар≠тинкиї. ƒействительно, это насто€щие картин≠ки польской жизни.  ажетс€, сама душа ѕоль≠ши поет в этих прекрасных творени€х.

ћазурка до мажор (ор. 56 є 2). Ёго насто≠€ща€ картинка деревенского праздника, Ђс жи≠вым чувством родины, земли, народа и его лу≠чистой энергиейї. “ак сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Ѕ. јсафьев. ѕол€ки называли ее Ђмазуркой мазурокї.

ѕредставьте, что мы попали на праздник в польскую деревню.  онечно же, танцы сопро≠вождает деревенский оркестр. »з каких же ин≠струментов он состоит? ќб€зательна€ его участ≠ница скрипка, не менее важен был контрабас. », конечно, волынка.

¬ начале мазурки Ўопена несколько так≠тов Ђгудитї квинта, подражающа€ деревенско≠му оркестру. ј на ее фоне звучит весела€, за≠дорна€ мелоди€ с острым синкопированным ритмом. Ќа народных праздниках мазурки не все врем€ танцевалась всеми танцорами. ¬ середи≠не танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показыва€ свое мастерство. Ќа смену ему приходит танец девушек, более ли≠ричный. “акую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Ќо завершаетс€ все общим танцем.

ћазурка л€ минор (ор. 68є 2) носит со≠всем другой характер. Ёто очень поэтична€ ли≠рическа€ картина родины.  ак и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воп≠лощает задорный деревенский танец.

ѕримером блест€щей бальной мазурки €в≠л€етс€ ћазурка си- бемоль мажор (ор. 7 є 1). ¬ отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого €вл€етс€ €рка€, стре≠мительна€ тема с четким ритмом. Ќа смену этому разделу приход€т две кон≠трастные темы. ќдна из них Ч так любимый Ўопеном деревенский волыночный наигрыш.

ѕолонезы Ўопена

ѕолонез Ч самый древний из польских танцев. ¬ старину его называли Ђвеликимї или Ђпешимї танцем. —лово Ђполонезї французское, и в переводе означает Ђпольскийї. ¬ давние вре≠мена он представл€л собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. —о временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. »м открывали придворные балы. ƒлинной верени≠цей шествовали красиво одетые танцоры, из€щ≠но приседа€ в конце каждого такта. ¬ первой паре выступал хоз€ин бала с самой уважаемой гостьей.

 роме придворного существовал и кресть≠€нский полонез Ч более спокойный и плавный.

¬ творчестве Ўопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драма≠тичные, и бравурные, похожие на рыцарские. ќсобой известностью пользуетс€ ѕолонез л€ мажор (ор. 40 є 1). Ёто торжественное сочине≠ние €рко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Ўопен писал не дл€ того, чтобы под них танцевали. Ёто €ркие концерт≠ные пьесы.

√лавна€ тема полонеза Ч величественна€, ликующе-победна€. —редний раздел построен на развитии при≠зывной фанфарной темы.

 

—лушание музыки: ‘.Ўопен, ѕолонез є3. ћазурки є5, 34, 49.

¬альсы Ўопена

¬альс Ч столь попул€рный танец, что рас≠сказывать о нем еще раз нет смысла. Ќадо толь≠ко отметить, что в первой половине XIX века он был попул€рен по всей ≈вропе.

¬первые вальс стал концертной пьесой в творчестве Ўуберта. Ќо его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. — течением времени вальс превратилс€ в самосто€тельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становитс€ частью симфонии, по€вл€ют≠с€ концертные симфонические пьесы в вальсо≠вом ритме.

¬ творчестве Ўопена вальсы тоже представ≠л€ют собой сольные концертные пьесы, выра≠зительные и из€щные, в которых широко ис≠пользуютс€ богатые и разнообразные приемы пианизма.

»з семнадцати вальсов Ўопена мы с вами вспомним один из самых известных Ч ¬альс до-диез минор.

¬ основе вальса три разнохарактерные валь≠совые темы. ћ€гка€, грациозна€ тема, плавна€ и легка€, открывает вальс. ≈е смен€ет более быстра€, кружаща€с€, легка€ мелоди€. “реть€ Ч напевна€, медленна€ тема Ч рож≠дает ощущение размышлений.

ƒвукратное повторение второй темы, в чере≠довании с остальными напоминает типичную дл€ многих танцевальных пьес форму рондо.

Ќоктюрны Ўопена

Ќоктюрн Ч один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает Ђночнойї. “ермин этот по€вилс€ в музыке XVIII века. ¬ то дале≠кое врем€ этим словом называли пьесы, исполн€емые на открытом воздухе, чаще всего духо≠выми или струнными инструментами. ќни были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

¬ XIX веке по€вилс€ совсем другой нок≠тюрн Ч мечтательна€, певуча€ фортепианна€ пьеса, наве€нна€ образом ночи, ночной тиши≠ной, ночными думами. ¬первые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в –оссии, ƒжон ‘илд. ћы находим ноктюрны в творчестве √линки, „айковского, Ўумана. Ќо наиболее известны ноктюрны Ўопена. ћечтательные или поэтич≠ные, строгие или скорбные, бурные или страст≠ные, они составл€ют значительную часть твор≠чества композитора.

Ўопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаютс€ от ноктюрнов ƒ. ‘илда. ¬ основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера из≠ложени€ напоминает песню с аккомпанементом: права€ рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. ” Ўопена ноктюрны гораз≠до глубже по содержанию. ќни отличаютс€ богатством музыкальных образов и силой твор≠ческой фантазии. Ѕольшинство ноктюрнов Ўо≠пена строитс€ на контрасте двух образов.

ќдно из лучших произведений Ўопена в этом жанре Ч Ќоктюрн фа-диез мажор.  ак льюща€с€ в ночной тишине песн€, звучит за≠душевна€ напевна€ мелоди€. ѕолнота лирического чувства выливаетс€ в страстный порыв. —ловно налетевший вихрь (может быть, отча€ни€, страсти) прерывает меч≠тательность песни. Ќасколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. ѕосле него совсем по-другому звучит в репризе мелоди€ первой части. » только в коде исчезает напр€жЄнность темы и всЄ успокаиваетс€.

 

ѕрелюдии Ўопена

—лово Ђпрелюди€ї на латинском €зыке означает Ђвступлениеї. ¬ старинной музыке она действительно выполн€ла скромную роль вступлени€ к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещЄ какой-нибудь пьесе. — течением времени стали по€вл€тьс€ самосто€тельные прелюдии. ј в творчестве Ўопена прелюди€ совершенно изменила свои назначение и цель.  ажда€ из его прелюдий Ц законченное целое, в котором запечатлЄн один образ или настроение.

Ўопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональност€х. ќни похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желани€.

ѕрелюди€ ми минор Ц одна из самых лиричных в творчестве композитора. ≈Є музыка рождает воспоминани€ о чЄм-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. ”дивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

≈щЄ более поразительно мастерство Ўопена в прелюдии л€ мажор. ¬ ней всего 16 тактов. ќсобенно €рко в ней про€вилось умение Ўопена в ћалой форме сказать что-то большое и важное. ѕоразительна еЄ мелоди€, похожа€ на выразительную человеческую речь.

≈ще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюди€ до минор, которую многие восприни≠мают как траурный марш. —корбный, и в то же врем€ торжественный характер музыки напо≠минает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вожд€ народа.

 

Ётюды Ўопена

—лово Ђэтюдї нам хорошо знакомо. — пер≠вых мес€цев овладени€ инструментом ученик начи≠нает играть этюды. —начала совсем простые. «атем переходит к более сложным.

ѕо-французски etudeЧ изучение. ќни раз≠вивают технику музыканта.  аждый этюд по≠св€щен освоению какого-то технического при≠ема: игра октавами, трели, терции, например. »зучением технических приемов, кстати, занимаютс€ не только музыканты. Ётим зани≠маютс€ и художники, и шахматисты, и многие другие. Ётюды великих художников часто ока≠зываютс€ не просто упражнени€ми дл€ выра≠ботки какого-либо приема, а подлинными про≠изведени€ми искусства. »х выставл€ют в музе≠€х, ими восхищаютс€. ¬от и в творчестве Ўо≠пена этюд получил новое значение.

” Ўопена этюд перестал быть упражнени≠ем. ќн стал полноценным художественным жан≠ром, как и другие концертные произведени€, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроени€. ќтныне этюды стали включатьс€ в концертные программы как серьезные и выра≠зительные произведени€, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

ќсобой попул€рностью пользуетс€ знамени≠тый Ётюд до минор є 12, получивший назва≠ние Ђ–еволюционныйї. »стори€ его создани€ широко известна: по дороге в ѕариж Ўопен узнал о разгроме польского восстани€. ќн был в отча€нии. ≈го горе, гнев вылились в звуках. “ак по€вилс€ этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.

¬се новое, что было внесено Ўопеном в фор≠тепианную музыку, оказало огромное вли€ние на дальнейшее ее развитие. ћногие композито≠ры, посв€тившие себ€ фортепиано, считали Ўопена своим учителем...

 

—лушание музыки: ‘.Ўопен, ѕрелюдии є4,6,7,20. Ётюды є3 ор.10 Es-dur, є12 с-moll.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 | “омас ћюнцер и его взгл€ды
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-04-15; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 52427 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

425 - | 410 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.