Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбща€ характеристика —редневековь€

¬ведение

ѕериод —редневековь€ - это неотъемлема€ часть западноевропейской цивилизации: событи€, открыти€ и процессы этого периода определ€ют характер экономического, политического и духовного развити€ стран «ападной ≈вропы. Ќесмотр€ на то, что средневековье ассоциируетс€ с невежеством, болезн€ми, опустошительными войнами, многочисленными процессами над еретиками, смуть€нами и ведьмами, с инквизицией, именно в этот период формируетс€ религиозна€ общность ≈вропы и возникает новое направление в христианстве, способствующее формированию буржуазных отношений, протестантство. ¬ это же врем€ складываетс€ городска€ культура, возникают парламенты и практически реализуетс€ принцип разделени€ властей, закладываетс€ фундамент науки и системы образовани€, готовитс€ почва дл€ промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. »менно период —редневековь€ св€зываетс€ в сознании людей с непревзойдЄнными создани€ми архитектуры и культуры в целом, с Ѕолонским процессом, монашеством, феноменом рыцарства, кодексом чести и культом прекрасной дамы.

¬ этой работе € выделю основные черты экономики, политики, социальной ситуации и культуры —редних веков, а также опишу развитие социальных учений в этот период, в особенности акцентиру€ внимание на таких €рких мыслител€х —редневековь€ как ‘оме јквинской и јвгустине Ѕлаженном.


 

ќбща€ характеристика —редневековь€

—осто€ние экономики

—редневековое общество было аграрным, основа - сельское хоз€йство, в котором было зан€то большинство населени€. Ѕыл развит ручной труд, и, следовательно, темпы развити€ медленные. ¬ сельском хоз€йстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполь€, но урожайность была низкой. ƒержали в основном мелкий скот (козы, овцы, свиньи). Ќизким был уровень специализации сельского хоз€йства. ¬ каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые отрасли хоз€йства (полеводство, скотоводство, различные ремесла). ’оз€йство было натуральным и товарно-денежные отношени€ были слабо развиты. ¬нутренний рынок очень ограничен, а внешн€€ торговл€ была ориентирована в основном на высшие слои. ѕромышленость в период —редних веков существовала в виде ремесла и мануфактуры. ѕодавл€юща€ часть населени€ «ападной ≈вропы жила вне города, и роль городов была незначительной, хот€ с течением времени их вли€ние усиливаетс€.

—истема вассалитета

»ерархическа€ структура, система вассалитета Ц это важнейша€ характеристики западноевропейского общества —редних веков.  ороль - номинальный глава государства, но не всемогущий деспот, а Ђпервый среди равныхї. “акже король мог быть вассалом другого корол€ или папы римского. ¬торую ступень занимали крупные феодалы (непосредственные вассалы корол€), которые обладали различными видами иммунитета (налоговый, судебный, административный). ѕодчинение этого уровн€ королю было скорее формальным, нежели реальным. Ќа третьей ступени феодальной лестницы находились бароны (вассалы герцогов, графов, епископов), пользующиес€ фактическим иммунитетом в своих поместь€х. Ќиже располагались рыцари, у которых в подчинение могли быть более мелкие рыцари или кресть€не (но кресть€не сто€ли за пределами феодальной лестницы).

—тановление феодальных отношени й

–анее —редневековье характеризуетс€ становлением средневекового общества - значительно расшир€етс€ территори€, на которой идет образование западноевропейской цивилизации. Ўло становление феодальных отношений, стержнем которых €вилось формирование феодальной собственности на землю. Ёто происходило двум€ пут€ми.

ѕервый путь - через кресть€нскую общину. Ќадел земли, которым владела кресть€нска€ семь€, переходил по наследству от отца к сыну и €вл€лс€ их собственностью. Ёто путь формировани€ вотчинно - аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный дл€ германских племен.

¬торой путь - практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. ”частки земли (бенефиции) все чаще становилс€ почти полной собственностью вассалов, переход€ от отца к сыну. ¬с€ система этих общественно-экономических отношений - феодализм. Ётот путь становлени€ феодальных отношений четко просматриваетс€ на примере ‘ранкского государства, которое оформилось уже в VI в.

 лассы раннего феодального общества

ƒва основных класса феодального общества:

- феодалы, духовные и светские - собственники земли;

- кресть€не - держатели земли;

ƒве группы в среде кресть€н, различающиес€ по своему экономическому и социальному статусу:

- лично-свободные (могли уйти от хоз€ина, отказатьс€ от своих земельных держаний, они могли свободно пересел€лись в города или на новые места, платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполн€ли определенные работы в хоз€йстве своего господина);

- лично-зависимые кресть€не (подвергались произвольному обложению, несли р€д специфических налогов, не пользовались свободой передвижени€).   концу первого периода —редневековь€ все кресть€не (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хоз€ина: феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не завис€щих людей, пыта€сь строить общественные отношени€ по принципу: "Ќет человека без господина".

Ётнические процессы и феодальна€ раздробленность

¬ период —редних веков идет расселение германских племен по территории «ападной ≈вропы: экономическа€, религиозна€, культурна€, а впоследствии и политическа€ общность «ападной ≈вропы будет основыватьс€ на этнической общности западноевропейских народов. ¬ результате успешных завоеваний предводител€ франков  арла ¬еликого в 800 г. была создана обширна€ импери€ - ‘ранкское государство, но после смерти предводител€ импери€ распалась.

  ’-XI вв. в «ападной ≈вропе утверждаетс€ феодальна€ раздробленность. –еальную власть короли сохран€ли только в пределах своих владений. ”силение власти могущественных феодалов и привело к феодальным междоусобицам.

’ристианство

¬ажнейшим фактором создани€ единой ≈вропы было христианство, постепенно распространившеес€ во всех европейских странах, станов€сь государственной религией. ќно определ€ло культурную жизнь раннесредневековой ≈вропы, вли€€ на систему, характер и качество образовани€ и воспитани€. Ќар€ду с государством и вне его по€вл€етс€ религиозный институт Ц церковь, развивающа€ и отстаивающа€ иные взгл€ды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Ќачинаетс€ формирование идеи и практики гражданского общества в европейской культуре и формирование иных более значимых, нежели политические идеалов. ѕрактическа€ реализаци€ этой идеи наблюдаетс€ в попытках утверждени€ в ≈вропе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). ѕопытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. »менно в средневековый период обозначилс€ переход от древней политической культуры к основани€м новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.
ѕоскольку господствующей политической идеологией в средние века в «ападной ≈вропе стала идеологи€ католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учени€ в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. “ак существовала одна религи€ дл€ всех народов, христианство, ставшее базой дл€ объединени€ европейцев в одну семью, складывани€ единой европейской цивилизации.

 ультура, нравы и обычаи

—ущественные черты средневековой культуры Ц это посто€нные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью - все выставл€лось напоказ, например, по одежде легко определ€лась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. “акже одна из особенностей - великое множество ограничений и условностей, так каждый цвет в одежде и сочетани€ цветов имели свое назначение. —имволизм - важна€ характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Ёмоциональна€ жизнь общества также была контрастной, так как душа средневекового жител€ «ападной ≈вропы была необузданной и страстной. —редневековое общество характеризовалось жестокостью, практиковались казни, а в отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали совсем. ћысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускались.

ƒругими частыми чертами характера средневекового жител€ «ападной ≈вропы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность, сочетающиес€ с посто€нной готовностью к слезам: рыдани€ считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех - и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.
—редневековье - врем€ проповедников, которые проповедовали, переход€ с места на место, возбужда€ людей своим красноречием, очень сильно вли€€ на общественные настроени€. ќни, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.
¬ажной характеристикой общества было общее состо€ние коллективных нравов, общественный настрой, что выражалось в усталости общества, бо€зни жизни, ощущении страха перед судьбой. “верда€ вол€ и желание изменить мир к лучшему отсутствовали в обществве.

 ультура —редневековь€ отвергала политеизм, преклонение перед космосом, моральное разложение общества, презрение к труду, частную собственность и омерзительны гладиаторские бои, так характерные античной культуре.

ќсновные тезисы, характерные дл€ культуры средних веков:

1) “еоцентризм (понимание мира, в котором источник и причина всего сущего - Ѕог; все люди рождаютс€ в результате порочного зачати€)

2)  реационизм (Ѕог из ничего сотворил живую плоть, пребывающую в посто€нном изменении).

3) ѕровиденциализм - от лат. Ђѕровидениеї- система взгл€дом, в соответствии с которой всеми историческими событи€ми (большими и малыми), в том числе жизнью людей, управл€ет провиденци€ (Ѕожественна€ вол€).

4) “рактовка св€щенных писаний.


јвгустин Ѕлаженный (354-430гг.)

јврелий јвгустин Ѕлаженный - один из величайших мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику св€тых. ј. Ѕлаженный €вл€етс€ отцом философии, в то врем€ как √еродот - отец истории.

–одилс€ в “агасте, в провинции Ќумиди€ (—еверна€ јфрика) –имской империи. — самого детства интересовалс€ науками, изучал риторику в  арфагене, после преподавал красноречие в –име и в ћедиолане (ћилан). ¬ 387 г. прин€л христианство. Ќа следующий год возвратилс€ в свой родной город и встал во главе местной общины христиан. ¬ 395 году был посв€щен в епископы, руковод€ всей африканской церковью.

¬ своей подвижнической де€тельности јвгустин јврелий отстаивал чистоту учени€ в борьбе с различными ерес€ми, обосновывал единство божественного начала, всемогущество благодати и учение о предопределении.

∆ивший на стыке двух миров, ƒревнего и —редневекового, јвгустин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в трудных услови€х. — одной стороны, в услови€х возрастающего авторитета христианства, а с другой,- ослаблени€ и распада –имской империи, приведших к ее разгрому варварами.

ќн автор большого числа богословских сочинений, в главном из которых "ќ граде Ѕожием", написанном во врем€ хаоса и разрыва политический св€зей, ранее скрепл€вших –имскую империю, развиваетс€ иде€ церкви как св€щенного института, св€зующего небо и землю; с этого труда началась христианска€ философи€ истории.

¬ Ђ√раде Ѕожиемї јвгустин поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей Ц светской и церковной, доказывает главенствующую роль божественной (церковной) власти и определ€ет необходимость поставить государство под контроль христианской церкви.

ѕо учению јвгустина Ѕлаженного, мир делитс€ на царство земное, где цар€т несправедливость, беспор€док и всевозможные пороки, и царство Ѕожие, живущее по установленному Ѕогом закону, где мир и гармони€. «емной град составл€ют люди, желающие жить и живущие ради удовольстви€, ради чувственного. ј небесный град - люди живущие по духу, ограничивающие себ€. Ќаиболее €ркое про€вление земного града Ц это государство как сосредоточение града. ћыслитель полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Ѕожьего, в качестве модели которого на «емле уже существует образец Ц христианска€ ÷ерковь.


 

‘ома јквинский (1225-1274)

‘ома јквинский был самым €рким представителем схоластической философии периода ее расцвета. ќн родилс€ в замке –окасека близ Ќеапол€ и был седьмым сыном графа јквинского. ”чилс€ в Ќеаполитанском университете, где изучал јристотел€ и семь свободных искусств. ¬ возрасте 19 лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем самым свою семью, и поэтому свыше года содержалс€ дома. ¬ конце концов ему было разрешено продолжать обучение и в 1252 г. он поехал в ѕарижский университет, читал лекции и получал звание профессора, которого добилс€ в возрасте 30 лет. ¬ 1259 г вернулс€ в »талию и преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратилс€ в ѕариж, но спуст€ четыре года оказалс€ от преподавани€ вследствие ухудшени€ здоровь€. ќн умер 7 марта 1274 г. в, не оправившись от сердечного приступа.

‘ома јквинский оставил после себ€ большое литературное наследие, самыми важными из которого €вл€ютс€ два объемистых тома, подвод€щие итог его творческой де€тельности: "—умма против €зычников" (известна€ также под другим названием - "—умма философии") и "—умма теологии". ¬ последнем, использу€ р€д положений философии и политических взгл€дов јристотел€ и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. ‘илософ пишет, что в обществе должна существовать строга€ иерархи€: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноватьс€ существа низшие, т.е. народные массы. ј также что, если правитель нарушает церковные законы, то он €вл€етс€ Ђтираномї, и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае об€заны подчинитьс€ церкви.

¬ своем учении о государстве ‘. јквинский говорит о четырех возможных его формах: монархи€, аристократи€, олигархи€ и тирани€. ќн отдает предпочтение Ђсмешаннойї форме государства, где сочетаютс€ институты монархические, аристократические и демократические.

ќтталкива€сь от идеи законов, мыслитель делит законы на несколько:

1) вечный, познание которого недоступно и невозможно;

2) естественный закон, диктуемый человеческим разумом. Ёто совокупна€ предрасположенность, действи€ согласно разуму, например, стремление к соединению мужчины и женщины, воспитание детей, склонность к благу, познание истины от Ѕога;

3) человеческий закон;

4)божественный закон;

5) закон, диктуемый не разумом, а чувствами (это закон греховного побуждени€);
»зложение ‘омой философско-теологического материала отличалось исключительной логичностью и €вл€лось образцом дл€ дальнейшего освоени€.


 

«аключение

—редние века - это целый этап культуры «ападной ≈вропы, который сыграл огромную роль в развитии всего человеческого общества. –елигиозна€ целостность европейских стран, складывание основ парламентаризма, принцип разделени€ властей, рывок в развитии архитектуры и культуры в целом- это одни из целого р€да достижений людей —редневековь€.

»мена же таких великих философов как ‘ома јквинский и јвгустин Ѕлаженный навсегда останутс€ кирпичиками в стене мировой культуры.


 

Ѕиблиографи€

1. √. Ѕ. ѕол€к, ј. Ќ. ћаркова. ¬семирна€ истори€. —редневековье. —тановление европейской цивилизации. ќбща€ характеристика западноевропейского средневековь€ (5-17вв.). Ѕиблиотека √умер.

2. www.chronos.msu.ru

3. libsib.ru

4. www.gumer.info

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
—коростные поезда - —инкансен | ѕон€тие и роль архива в организации
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-04-15; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 17516 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

431 - | 403 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.