Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция «мультикультурализма» в современных трактовках глобализации.




Характерной особенностью современной эпохи является глобализация всех сфер обще­ственной жизни, представляющая собой такие социальные изменения в развитии современных обществ, которые заключаются в формирова­нии единого всемирного рынка, всемирной ин­формационной открытости, появлении новых информационных технологий и в увеличении глобальной культурной связи между народами. Так, ссылаясь на определение глобализации, данное Э. Гидденсом, ее можно рассматривать как процесс интенсификации социальных от­ношений, которые связывают отдаленные рай­оны таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происхо­дящих на очень большом от них расстоянии, а глобальные в большей степени определяются локальными изменениями. Отсюда глобализа­ция является комплексной тенденцией, затра­гивающей не только экономические и полити­ческие, но культурные и информационные ас­пекты.

Мультикультурализм (многокультурность) представляет со­бой относительно недавнее явление: он возник в 70-е гг. XX в. в Канаде и США. Мультикультурализм выступает одновремен­но и как реальное социальное движение, и как определенное течение мысли и идеологии. Он стал третьей влиятельной мо­делью решения сложной проблемы, связанной с культурной, этнической, расовой и религиозной разнородностью госу­дарств. Таких государств в мире абсолютное большинство: лишь менее 10% стран могут рассматриваться в качестве куль­турно однородных.

Первой моделью преодоления культурно-этнической разно­родности является ассимиляция. Она ориентирует на полное или близкое к тому растворение меньшинств в более широкой, доминирующей культурной и этнической общности. Ярким примером этого может служить Франция. Сегодня она, едва ли не единственная из крупных европейских стран, представляет собой гражданскую монокультурную нацию, государство-на­цию.

Вторая, интегративная модель предполагает сохранение ка­ждой этно-культурной общностью своей идентичности. В то же время данная модель базируется на строгом разделении обще­ственно-политической и частной сфер. В первой сфере после­довательно осуществляется принцип равенства прав и свобод всех членов общества. Вторая сфера, охватывающая культур­ные, этнические, религиозные и другие аспекты, считает их ча­стным делом отдельного человека. Следует отметить, что и в этом случае, как правило, проводится политика, направленная на стирание культурных, этнических и языковых различий, хо­тя делается это не всегда открыто. Государства, выбравшие вто­рую модель, называются этническими нациями. Их примером может служить Германия.

Третью модель, мультикультурализм, в известной мере мож­но определить как попытку преодоления предыдущих моделей, некий третий путь решения культурного и национального вопросов. Эта модель возникла в Канаде и США. Напомним, что Канада является разнородной в культурном, лингвистическом, религиозном и этническом плане страной. Большинство насе­ления составляют англо-канадцы и франко-канадцы. Одна из самых крупных ее провинций — франкоговорящий Квебек — стала источником сепаратизма. Понимая всю опасность такого явления, канадские федеральные власти с середины 60-х гг. за­нялись решением данной проблемы, используя для этого не грубую силу, а современные цивилизованные формы и спосо­бы. Было провозглашено равенство английского и французско­го языков: Канада официально определяет себя как многокуль­турное общество, покоящееся на англо-французском двуязы­чии. На уровне конституции за Квебеком был закреплен статус провинции с языковой и культурной спецификой. Принят спе­циальный закон о многокультурности. Благодаря этим и другим мерам остроту проблемы сепаратизма, межкультурной напря­женности удалось существенно ослабить.

Гораздо сложнее ситуация в США. Дело в том, что по своей этнокультурной структуре Америка представляет собой одно из самых сложных обществ. Ее население исторически складыва­лось по меньшей мере из пяти основных элементов: коренное население — индейцы; потомки рабов, массы которых завози­лись из Африки; религиозно-неоднородная первая волна коло­нистов; политическая и экономическая элита англосаксонского происхождения; последующие волны иммигрантов не только из европейских, но и из латиноамериканских и азиатских стран.

Пытаясь создать единое и сплоченное общество и государст­во, Америка во многом ориентировалась на французский путь, официально избрав ассимиляцию, которая получила название «плавильный тигель» (melting pot). Однако, несмотря на пред­принятые усилия, к середине XX в. стало ясно, что эта политика не принесла желаемых результатов. Широкое движение афро-американцев за гражданские права в 1960-е гг., различные фор­мы феминизма, движение сексуальных меньшинств и т. д. — все это свидетельства кризиса американской идентичности, кото­рый сопровождает всю историю Соединенных Штатов, перио­дически затухая и затем снова обостряясь.

Основная причина такого положения заключается в том, что ассимиляция фактически осуществлялась главным образом по отношению к белым иммигрантам из европейских стран. Что касается остальных групп населения Америки, то здесь скорее доминировала совсем другая модель — не ассимиляции, а от­торжения: резервации для индейцев, расизм в отношении аф­ро-американцев, дискриминация представителей других групп цнетного населения. Все это порождало напряженность и враж­дебность в межэтнических отношениях, постоянную опасность социального взрыва.

Поиск выхода из сложившейся ситуации привел к появле­нию мультикультурализма. Основной его целью было решение острой проблемы афро-американского меньшинства, сглажива­ние разрушительных последствий расизма. В этом плане муль­тикультурализм выступал как политика определенных льгот и компенсаций, проводимая прежде всего в сфере высшего обра­зования. Сначала эта политика имела определенный успех. Од­нако затем, по мере роста требований со стороны африканского меньшинства и подключения к ним требований других мень­шинств, положение стало усложняться и ухудшаться. Возникло то, что было названо «тиранией меньшинств». В силу этого 90-е годы прошли под знаком острых дискуссий о мультикультура-лизме, негативные последствия которого вновь заставили гово­рить о кризисе американской идентичности.

Тем не менее мультикультурализм вышел за границы Север­ной Америки и оказал влияние на другие страны. В частности, в Австралии, Колумбии, Парагвае, Южной Африке были при­няты конституции, основанные на многокультурности. Не из­бежала его влияния даже Франция, которая в плане решения культурного и национального вопросов всегда считалась одной из самых благополучных стран: в 90-е гг. она столкнулась с проблемой ослабления французской идентичности.

В целом как сам мультикультурализм, так и его последствия трудно оценить однозначно. Он означает отрицание культурно­го универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассими­ляции. Мультикультурализм продолжает и усиливает линию культурного релятивизма, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного плюрализма. В своей максималистской форме он отвергает какое-либо об­щее, центральное ядро ценностей, часто представляющее куль­туру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, ре­лигиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих раз­личие.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 989 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.