Традиции и новации в исторической динамике культуры обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. В современной философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансляции аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах.
Традиция понимается как совокупность социально признанных стереотипов поведения и деятельности людей, являющихся исторически устойчивыми элементами культурного наследия. Содержание традиции складывается из различных общественных установлений, обычаев, обрядов, санкционированных обществом или отдельной социальной группой форм поведения и деятельности, остающихся относительно неизменными на протяжении жизни нескольких поколений. С позиций семиотической концепции традиция является особым механизмом передачи культурного наследия, определяющим формы и способы диахронного функционирования информации в обществе. Она представляет собой иерархически упорядоченную совокупность семантических констант, социкультурных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагментацию и интеграцию смысла. В содержании традиции выделяют ценностные ориентации, культурные нормы, социальные стереотипы поведения и деятельности.
Преемственность и устойчивость сложившихся форм социокультурного бытия обусловлена действием традиции, которая является механизмом стереотипизации принимаемых группой инноваций. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая в нерасторжимое целое его прошлое, настоящее и будущее.
Функциональный ракурс позволяет выявить существенные характеристики традиции, которые раскрывают суть ее важной роли в исторической динамике культуры:
• традиция есть механизм наследования опыта прошлых поколений, она обеспечивает преемственность форм общественной жизни и преемственность культурного развития человечества;
• она выполняет функцию стабилизации культурного развития, способствуя сохранению ценного социально-исторического опыта;
• традиция консервативна, является инерционной характеристикой социокультурной динамики, поскольку стремится воплотить прошлое в настоящем и тем самым препятствует зарождению принципиально новых культурных практик;
• традиция является также способом структурирования и стереотипизации содержания культуры, благодаря чему интегрирует не только культурное пространство, но и различные составляющие социальной системы;
• она выступает значимым фактором социокультурной идентификации индивидов, одним из механизмов их социализации.
Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики — только одна сторона исторического развития культуры. Наряду с традициями другой стороной единого процесса культурной динамики являются инновации. Культура не может существовать без постоянного обновления формы и содержания.
Поскольку традиция воспроизводит предшествующие характеристики общества в новых исторических условиях, она должна допускать возможность модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить адаптацию последнего к требованиям времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики – только одна сторона исторического развития культуры.
Другой стороной диалектически единого процесса культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры.
Инновация как особая форма развития культуры представляет собой процесс целенаправленного изменения общественной жизни, который заключается в создании, порождении новых, относительно стабильных элементов культуры (духовных, материальных, социальных), а также в их включении в совокупность знаний и ценностей данного общества, сложившуюся в нем систему деятельности, поведения, общения, коммуникации. Новшество как содержание инновации является результатом человеческого творчества — интеллектуального, научного, технического, художественного, социального и т.д. Это новый элемент культуры, который как целое не имеет аналогов в прошлом.
Эволюция новшеств, их возникновение и распространение в культуре могут быть представлены в качестве структурированного жизненного цикла:
• генерация, разработка, проектирование — новация появляется как результат определенных исследований, творческого поиска, генерации образов, идей, гипотез, прикладных либо теоретических расчетов, прогнозирования и моделирования, создания программ, проектов, опытных конструкций и образцов;
• изготовление (в некоторых видах деятельности разработка, проектирование и изготовление оказываются единым процессом);
• использование;
• устаревание.
В динамике культуры инновационный процесс может быть также представлен в виде последовательности стадий:
• зарождение — осознание потребности и возможности изменений, поиск или создание соответствующего новшества;
• освоение — определение ценности и значения инновации, обоснование новшества, его включение в ценностно-смысловое пространство культуры, применение и стандартизация;
• диффузия — тиражирование и массовое распространение новшеств, их популяризация, проникновение в различные сферы культурной жизни;
• рутинизация — превращение новаций в стабильные, социально признанные и постоянно функционирующие элементы культуры.
Инновации считаются полностью завершенными, когда они проходят весь жизненный цикл, а составляющие их содержание новшества становятся полноценными элементами культуры, включаются в качестве знакомого, привычного знания, стандартного способа деятельности, поведения или общения в актуально функционирующие культурные практики.
Вместе с тем инновация может остановиться на фазе создания новшества, которое, не подвергаясь диффузии и рутинизации, станет частью своеобразного инновационного фонда культуры - источника новых идей, образов, проектов и решений. В таком случае нововведение считается локально завершенным, поскольку оно реализуется лишь в единичном варианте.
Историческая динамика культуры рассматривается как постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых, процесс, который выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными частями единого процесса культурной жизни.
Схема динамики культуры: маргинальная культура – контркультура – элитарная культура.