Полная релаксация тела — первый шаг к эмоциональному и ментальному успокоению и начало вхождения в целительское состояние. Доктор Норма
Шелли и Кэролайн Мисс в своей книге «Как обрести здоровье» ( Stillpoint Publishing, 1988, 1993) пишут, что в 80% случаев ежедневная медитация или полная релаксация тела сама по себе ведет к позитивным переменам в состоянии здоровья больного. Лучше всего, если описанный выше метод сделать каждодневной привычкой: в этом случае сидячая медитативная поза автоматически станет ключом к релаксации тела. Каждый этап в процессе медитации все больше ведет к изменению сознания и достижению более глубоких состояний — турийи, самадхи и исцеляющей Богини-Пустоты. Некоторые из методов медитации влекут за собой все последующие.
После освоения техники заземления и релаксации моим первым упражнением стала медитация на викканском Древе Жизни, которая является начальной техникой и в тантрическом буддизме. Методы тантрического буддизма, в основе своей весьма схожи с большинством викканских духовных практик, техникой целительства и ритуалами. Эта медитация сочетает в себе визуализацию (см. следующую главу) с поднятием энергии Кундалини. Древо Жизни — это божественная метафора как самого канала Кундалини, так и нефизической энергии или духовной структуры тела.
Начните с упражнений по заземлению, центрированию и полной релаксации тела. Затем представьте, что вы — древнее могучее дерево с раскидистыми ветвями, чьи корни, начинающиеся прямо от ступней, мощно врастают в землю, Почувствуйте, как эти корни все глубже и глубже уходят в недра Земли, пока не достигают золотого ядра планеты. Через эти корни золотистая энергия Земли наполняет ваши ступни, ваши ноги, поднимаясь все выше по каналу позвоночника. Представьте, что ваш позвоночник — это ствол высокого мудрого дерева, и наполните этой энергией каждую часть своего тела. Пусть золотистая энергия Земли поднимается через шею и голову до самой кроны (макушки) и выходит за пределы физического тела.
Затем почувствуйте свои ветви, которые, подобно рукам, расходятся от ствола вверх и вширь, разветвляясь на множество меньших веток, веточек и побегов. А на этих веточках распускаются зеленые листья и золотистые цветы с нежными лепестками. Ощутите, как эти цветы, проклюнувшись в виде почек, затем распускаются все шире и полнее, пока не раскрываются полностью, и лепестки, отрываясь от ветвей, падают на землю. Представьте, как золотистый дождь из лепестков падает на поверхность Земли и их субстанция, растворяясь, проникает под кору и опускается до ядра планеты. Эта субстанция становится единым целым с золотистым центром планеты и затем вновь всасывается корнями. и через них поднимается вверх. Всегда заканчивайте медитацию в центре Земли и медленно возвращайтесь к реальности. Потянитесь и сделайте несколько движений; перед тем как встать, полностью осознайте себя в настоящем.
Древо Жизни — традиционный образ и в буддийской, и в викканской медитативной практике. Существует также множество его разновидностей и вариаций. В Тибете, например, вместо зеленого дерева медитируют на яка или других животных и природных существ, пока медитирующий сам не становится этим существом и не сливается с ним. Ученик может также фокусироваться и на другом объекте — глиняном диске, чашке воды, тлеющем кончике ароматической палочки или на очаге, где в защитном экране проделано отверстие, через которое можно наблюдать за кругом живого пламени. (Более подробно об этом виде медитации см. ниже.) Цель этой медитации — запечатлеть этот образ в уме, при закрытых глазах, столь же реально, сколь он реален, когда смотришь на него открытыми глазами. В ходе этих простых медитативных упражнений образы обрастают плотью и кровью и запечатлеваются во всей своей сложности, пока замысловатая мандала не становится во время медитации столь же реальной, какой она предстает на настоящих картинах, и даже еще более реальной. Богиня, изображенная на мандале, словно оживает и становится для ищущего духовным наставником и поводырем. В тантрическом буддизме это называется йидам-медитациеи.
С помощью таких упражнений на первом этапе обучения буддийской медитации развивают способность к концентрации, визуализации и точечной фокусировке. Идентификация с деревом или яком осуществляется до тех пор, пока не достигается то, что называется состоянием смещения или переноса сознания. Если вы одновременно и человек, и дерево или як, то вы также и любое другое живое существо. Это упражнение демонстрирует единство всей жизни. Когда вы сливаетесь с Землей во время медитации на Древо Жизни, то как бы становитесь этой Землей и питаетесь Ею. Это первый шаг на пути к просветлению, представленный в символике Рэйки II как символ Чо-Ку-Рэй.
Вот что пишет Александра Давид-Неэль об этой форме медитации:
«Люди, постоянно и методично практикующие созерцание, часто испытывают... ощущение, как будто они сбросили с себя тяжелое бремя или избавились от сковывающей их одежды и очутились в тихом, восхитительно спокойном пространстве. Это то самое ощущение свободы и ясности, которое тибетские мистики называют «ниампар джагпа» (niampar jagpa) — «стать равным», «сравняться», в смысле устранить все причины волнения и беспокойства, которые «волнами» накатываются на сознание» (Александра Давид-Неэль. «Магия и тайны Тибета». К.: «София», 2000).
Еще одна форма медитации — выучить наизусть какой-нибудь трогающий душу отрывок и вновь и вновь проговаривать его про себя. В течение какого-то периода времени читайте этот отрывок ежедневно. Прочувствуйте его смысл и содержание и не давайте ему «закиснуть». Медленно произнося его, фокусируйтесь на каждом слове, отбросив все прочие мысли. Это нужно проделывать один или два раза в день в течение получаса; сидя в тихой комнате в позе медитации с закрытыми глазами и полностью расслабившись. Если ваш ум во время чтения отрывка станет отвлекаться и в сознание начнут вторгаться посторонние мысли, начните весь процесс сначала, и еще раз, и еще, сколько бы времени ни потребовалось на выполнение этого задания. Дисциплинировать ум нелегко, он будет заявлять о себе снова и снова. Но если вы постоянно принуждаете его к работе, то его сопротивление в конце концов ослабнет.
Выбирайте лишь те отрывки, которые действительно отражают ваши представления о том, как именно вы хотели бы смоделировать собственную жизнь. Такие тексты можно найти во всех мистических писаниях любой из религий, включая и культ Викка. Избегайте тех отрывков, которые противоречат вашим убеждениям, в которых содержатся грубые слова или критика, а также те, что уничижают жизнь на Земле. Одной поэзии недостаточно; текст должен быть не только прекрасен — он должен отражать высшую духовность и способствовать трансцендентному слиянию с высшим, идеальным «Я». Размышлять над его смыслом и содержанием тоже неплохо, но делайте это по завершении медитации или посвятите этому специальные сеансы. Занимаясь текстовой медитацией, просто повторяйте слова и фокусируйтесь на них, исключив все прочие мысли и чувства.
Эта форма медитации дисциплинирует ум, скорее наполняя, чем успокаивая его, и учит его концентрации и точечной фокусировке. Текст словно отпечатывается на полотне сознания медитирующего, и тот, фокусируя на нем свое внимание, становится единым с его принципами. Если вы медитируете на единстве всей жизни, вы раскрываетесь навстречу этому единству. Если вы медитируете на любви и доверии, доброте или исцелении, вы также раскрываетесь навстречу этим принципам. Чтение текста — это более продвинутая форма аффирмации (позитивного утверждения), это словесное выражение, утверждающее в истинной свете вас таким, каким им хотели бы стать. (Вот лишь некоторые примеры подобных аффирмаций: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше», «Я прекрасна и любима», «Меня наполняют мир и покой» и т. д.) Используйте идеальные образы себя (такого, каким вы хотели бы стать) и избегайте всего, что искажает этот образ.
Вот некоторые типичные примеры отрывков для запоминания. В приводимых ниже текстах я заменила слова «Он» и «Твои» на «Богиня» и «Ее»:
«Научи меня чувствовать, что это Ее улыбка расцветает в сиянии зари, на лепестках роз и на лицах...»
«С нарастанием тишины внутри и снаружи мир и покой Богини нисходят на меня. Я буду стараться всегда слышать этот звук Ее шагов».
«В звуках скрипки, флейты и мощном звучании органа я слышу голос Богини» (Paramahansa Yogananda, Metaphysical Meditations).
Цитаты из произведений Хильдегарды Бингенской, Терезы Авильской, Мэри Дэйли или любого другого великого целителя или мистика не менее хороши и позитивны. Что до меня, то свой любимый текст для медитации я позаимствовала из «Гимна Богине», традиционно используемого в вик-| л иском культе. Приводимый ниже отрывок взят из моей книги «Замыкая круг. Книга женских ритуалов»:
«Пой, ликуй, танцуй, твори музыку и любовь пред лицом Моим, ибо экстаз духа и радости на Земле — во мне. Мой единственный закон — любовь ко всем.
Во Мне тайна, открывающая дверь к рождению, и во Мне мистерия жизни, которая есть Котел Гекаты, лоно бессмертия. Я даю знание о всех духах творящих, а за чертой смерти Я дарую мир и соединение с теми, кто ушел раньше.
Я есть красота зеленеющей Земли, и белая Луна среди звезд, и тайна вод. Я призываю Свою душу: вознесись и приди ко мне. Ибо Я есть душа природы, дарующей Вселенной жизнь.
Я та, кто была с тобой с самого начала, и Я то, чего ты достигнешь на краю желания».
Каждая строка или каждый отрывок из «Гимна» могут быть использованы как текст для медитации. Я предлагаю начать с первой строки и использовать ее при медитации, пока не почувствуете, что полностью ее исчерпали, после чего переходите к следующей. (Полный текст можно найти в книге «Замыкая круг» и во многих других викканских книгах.) Возьмите полный текст «Гимна Богини» и усердно медитируйте над ним несколько месяцев, пока не исчерпаете полностью, повторяя про себя снова и снова и всесторонне над ним размышляя. (Подобное размышление — еще одна форма медитативной практики.) Обещаю, что вы полностью избавитесь от стресса, эмоциональная и физическая боль покинут вас, а ваша жизнь полностью изменится в позитивном направлении.
Еще одна техника медитации — концентрация на дыхании — применяется как на Востоке, так и на Западе. Сядьте в позу медитации, выполните упражнения по заземлению и центрированию и выполните весь процесс полной релаксации тела. Затем приступайте к дыхательному упражнению. Сделайте вдох, затем закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю. Сделайте медленный выдох через левую, считая до четырех. Теперь закройте левую ноздрю указательным пальцем правой руки и сдерживайте дыхание, пока не сосчитаете до шестнадцати. Освободите правую ноздрю и сделайте выдох, считая до восьми. Повторите процедуру, закрыв указательным пальцем левую ноздрю и начните сначала, вдыхая через правую. Таким образом, вы полностью проделаете упражнение, которое называется «Очищающее дыхание». Постарайтесь не выполняйте его более четырех раз за один сеанс.
Если счет 4-16-8 при выдохе/вдохе и задержке дыхания кажется вам неудобным или сбивает дыхание, попытайтесь выполнить ту же процедуру на счет 2-8-4, по возможности удерживая нормальный ритм дыхания. Не пытайтесь вдохнуть слишком большое количество воздуха или слишком долго сдерживать дыхание. В течение всего упражнения старайтесь дышать по возможности свободно и комфортно. Сконцентрируйтесь на отсчете дыхания, а если ваш ум устремится на другие вещи, вновь направьте его на отсчет вдохов и выдохов. Последовательно совершив это упражнение четыре раза, медленно восстановите привычный ритм дыхания. Не выходите из состояния покоя и внутренней сосредоточенности и фиксируйте мысли, проносящиеся в вашем сознании. Отмечайте их, а затем отпускайте.
Е с лиу вас есть какая-то проблема, это наилучшее время и самая благоприятная возможность, чтобы задать себе насущный вопрос и в молчании выслушать ответ. Именно таким способом достигается большинство откровений. Занимаясь медитацией, вы к этому времени добьетесь вполне приемлемой тишины и покоя, чтобы услышать (или почувствовать) ответ. Вышеописанный процесс, как и другие формы медитации,тоже успокаивает, снимает стресс, способствует сну и помогает сбалансировать гормоны, то есть те вырабатываемые мозгом вещества, которые оказывают столь сильное воздействие на иммунную систему и здоровье.
Использование мантры, то есть мысленное повторение фразы, связывающей вас с Богиней, — еще одна форма медитации. Она несколько отличается от стандартного медитативного формата. Мантра произносится не только во время медитации, но и, так сказать, среди забот и хлопот повседневной жизни. Ее можно использовать в любое время. Ничего другого вашему уму и не требуется. Если вы стоите в очереди, или моете посуду, или принимаете душ, или готовитесь отойти ко сну, или просто гуляете, повторяйте мантру снова и снова, фокусируясь на словах и звуках. Только не прибегайте к ней, когда ведете машину, разговариваете, читаете или в любое другое время, когда какие-либо дела чисто земного плана требуют от вас полного внимания.
Произносите мантру при любой возможности, по мере сил заполняя ею любую брешь во времени. Или же произносите ее во время сеансов медитации десять — пятнадцать минут, после чего остановитесь и обратите внимание на те чувства и мысли, которые за этим последуют. Произносите слова медленно, полностью концентрируясь на них, а если ваши мысли начинают блуждать, вновь нацельте их на мантру. Прибегайте к ней, когда вами овладевает страх, гнев или когда нужно успокоить слишком бурные эмоции, чтобы освободиться от них и преобразовать их положительным образом. Мантра — это очиститель эмоций и ума, содействующий исцелению тела.
Мантра действует по двойному принципу — силой слов и повторением. Слова очень значимы и оказывают влияние на человеческую жизнь, особенно если их усилить за счет многократного повторения. Негативные мысли и слова оказывают негативные влияния и ухудшают здоровье; позитивные — очищают и исцеляют. Эта форма медитации по сравнению со всеми другими методами оказывает самый оздоровляющий эффект, причем в концентрированной форме. Несмотря на кажущуюся простоту, она требует огромной умственной дисциплины. Обычно мантра не применяется в процессе реального психического целительства, когда ум должен быть спокоен и настроен на слух и восприятие, зато она оказывает существенную помощь в процессе самоисцеления и при подготовке ума к достижению целительского состояния. Я использую мантру как вспомогательное средство, дополняющее другие методы медитации, но ни в коем случае не как средство их замены.
Фраза, выбираемая в качестве мантры, — особая. Она должна быть короткой, иметь позитивный характер, укладываться в концепцию божества, как его понимает практикующий, и обычно содержит священное или сакральное имя. Как только такая фраза выбрана, менять ее в течение жизни уже нельзя, поэтому выбирайте фразу тщательно. Хотя в некоторых школах медитации учат, что мантру необходимо держать в секрете, однако, даже если эту фразу произносить прилюдно, она не потеряет своей силы. Ее сила — в повторении самих слов. «Аве Мария» — это христианская мантра, заимствованная из индийских мала-мантр и приспособленная к нуждам западного мира. Буддийская «Ом мани падме хум» («Драгоценность в сердцевине лотоса»), вероятно, наиболее известный и могущественный образец мантры. Вибрация и звук слова «Ом» рассматриваются как звучание, сотворившее Вселенную, вызвав материю к существованию из Пустоты.
Викканскую мантру составить несложно. Любое имя Богини, произносимое медленно и нараспев, — уже мантра: Изида (И-зи-да,Из-ида), Гуань-Инь, Кали Ма. Медленно и ритмично повторяйте каждый слог — вновь и вновь. Затем попытайтесь произнести более длинную фразу или распев имени Богини; большинство мантр — это больше чем просто имена. Попробуйте сказать, например, «Богиня, благослови», или «благословенна будь», или «Богиня-Мать, Богиня-Мать», или «Йемайя, Мать моя, Йемайя». Хороши и несколько более длинные мантры вроде «Я есть Маат, Маат есть я, мы есть одно». А моя собственная мантра звучит так: «Бриде здесь». Бриде, также называемая Бригит, или Бриджит, — это кельтская богиня вдохновения, поэзии и врачевания. Повторение мантры с ее именем наполняет меня спокойствием даже в самые горькие минуты жизни.
И наконец, при долгом употреблении мантра начинает звучать в вашем сознании всякий раз, когда вы не заняты делами. Этот фактор рассматривается как крайне положительный, поскольку означает, что вы напрямую связаны с Богиней. Буддисты считают, что, если человек умирает с мантрой на устах и в сердце, его душа сразу же возносится к Богине (Будде) и затем возрождается в «Чистой земле» — месте, где она освобождается от всей кармы и может достичь просветления уже в той жизни.
Созерцание — еще один метод медитации, вероятно, один из самых используемых на Западе и наиболее полезный для целителей. Начните с заземления, центрирования и полной релаксации тела. Затем, прежде чем начать, сфокусируйтесь на выбранном объекте. Объект можно установить прямо перед собой или держать в руке. Когда я впервые начала применять этот метод, моими объектами были розовая гвоздика в прозрачной вазе, морская раковина, сосновая шишка, кристалл и пламя зажженной свечи на алтаре. В течение сеанса используйте лишь один объект.
Сосредоточьте предельное внимание на объекте, исключив все остальное. Некоторое время смотрите на него, затем закройте глаза и удерживайте образ объекта в сознании. Изучите его подробнейшим образом со всех сторон (но только без словесной оценки): форму, цвет, хрупкость, текстуру, размер и, если возможно, звук. Включите все свои чувства. Если это морская раковина, ясно представьте море и пляж, стихию воды и жизнь, которую когда-то содержала эта раковина. Если это свеча, исследуйте стихию огня в его позитивном и негативном аспектах, связав ее по возможности с богиней огня (Пеле, Ойл). Если медитируете на цветок, представьте, как из семени появляется побег, превращается в растение, цветет, опадает и вновь становится семенем. Если же медитируете на кристалл или драгоценный камень, представьте, как он формируется в недрах Земли.
Постарайтесь связать этот образ с богами каждого существа или с дэвами природных явлений. Если вдруг ум начинает рыскать и отвлекаться от фокусировки на объект, поставьте его на место. Вам придется проделать это множество раз. Начните с десятиминутного сеанса, затем постепенно увеличивайте время. Посвятите несколько сеансов только фокусировке на сам объект, воздерживаясь от ассоциаций. Способность концентрироваться и долгое время удерживать ум в этом состоянии — очень важный фактор исцеления.
Как только вы в достаточной мере дисциплинировали свой ум (я уж не говорю «в совершенстве», ибо совершенства попросту не достичь), постарайтесь фокусироваться на собственном теле. Медитируйте на репродуктивную систему, на менструальный цикл, сердце, кости, дыхание, кровообращение, пищеварительную и мочевыводящую системы так же, как вы медитировали на цветок или раковину. Изучите, как работает ваше тело и что оно собой представляет. Делайте это, избегая словесных оценок.
На следующем сеансе постарайтесь фокусироваться лишь на одном органе или одной системе тела. Вначале какое-то время созерцайте саму систему или сам орган, а затем проникните сознанием внутрь. Если возникнут какие-то эмоции, обратите на них внимание, проследив, как они, подобно волнам, накатываются на вас и утихают. Возможно, некоторые сложившиеся у вас представления о собственном теле немало вас удивят. Если возникнут положительные эмоции, воздайте им должное и отпустите. Если возникнут отрицательные, спросите себя, какие представления их породили, и затем попросите их удалиться. Почувствуйте, как они уходят, но не углубляйтесь в этот процесс.
Если почувствуете, что орган или система после удаления эмоций словно опустели, наполните их светом, который вызывает положительный настрой, или заполните молитвой. Наполните их новым, позитивным содержанием и дайте им почувствовать ваше отношение. Прежде чем завершить сеанс, попросите систему или орган, чтобы они отозвались на ваше обращение. Этот отзыв может быть вербальным (в словах), зрительным (в красках), эмоциональным (в виде чувств) или обонятельным (в запахах). Вы тут же поймете, что он означает. Если чувствуете в этой зоне боль, спросите, что нужно для того, чтобы от нее избавиться, и в точности следуйте полученным указаниям. Таким образом вы одновременно осуществите и визуализацию, и психическое исцеление. Завершите сеанс благословением в свой адрес.
Если вы принадлежите к числу рационально или ментально ориентированных людей, которые не могут обходиться без слов, попробуйте «Медитацию тысячелепесткового лотоса». Это разновидность созерцательной медитации, сходная с описанной выше, только вместо образов здесь используются слова. Знайте, однако, что умение работать с невербальными формами — очень важный фактор в практике целительства, который тоже должен быть вами наработан и использован в деле. В буддизме тысячелепестковый лотос — это символ теменной чакры и единства всей жизни. Центром этого медитативного лотоса служит выбранное вами слово, а многочисленные лепестки олицетворяют связь этого слова со всеми другими явлениями. Для начала посвятите этой медитации и прослеживанию всех связей не более десяти минут, а затем постепенно увеличьте время до получаса.
Начните с выбора слова — оно должно быть позитивным и содержать столь же позитивный смысл. Негативные слова или слова, вызывающие у вас неприятные чувства и ассоциации, могут заронить в вас депрессию или тревогу, которая будет преследовать вас и по завершении медитации, а возможно, и в течение нескольких дней после нее. Для начала вполне годятся естественные, обиходные слова, связанные с предметами природы, такие, например, как «морская раковина», «еловая шишка», «кристалл», «цвет» и так далее. Поэкспериментируйте и свыкнитесь с ними, прежде чем перейти к словам космическим, таким, как «Вселенная», «Галактика», «Земля», «Пустота» или «Богиня».
Выбрав слово, поразмышляйте над ним, удерживая в своей памяти. Это и есть центр лотоса. Вскоре появится другое слово, ассоциативно связанное с первым, — лепесток лотоса. Созерцайте оба слова в течение трех-четырех секунд, а затем удалите ассоциативное, независимо от того, поняли вы его значение или нет. Вновь повторите центральное слово и подождите, пока не появится следующая ассоциация-лепесток. Изучите ее, затем удалите и вернитесь к центральному слову. Проделывайте это в течение всего сеанса, но всегда возвращайтесь к начальному слову; если ум рыскает, обуздайте его, вернитесь к исходному слову и начните опять.
Ассоциации могут приводить как к внутренней осознанности, так и к осознанию себя. Если у вас уже есть опыт по этой части, вы сумеете выбрать такое центральное слово, которое может быть использовано при решении проблемы. Например, если это проблема личностных отношений, сделайте ключевым словом имя партнера, поместите его в центр лотоса и посмотрите, какие ассоциации возникнут у вас в ходе медитации. Если же проблема связана с необходимостью отпускания какой-либо эмоции или лечения какой-либо болезни, поместите по очереди каждое из этих слов в сердцевину лотоса и будьте открыты к восприятию ассоциаций или откликов.
К тому времени, как вы станете мастером по части всех описанных в этой главе медитаций, вы приобретете необходимый опыт и по части основного навыка, требующегося для искусства целительства и самоисцеления. Собственно говоря, переход от повседневного ума (который перескакивает от одной мысли и объекта к другим) к медитативной альфа-стадии, то есть состоянию покоя и фокусировки, и есть, по сути, переход от болезни к здоровью. Именно способность осуществлять такой переход и делает человека целителем, а способность эта обретается автоматически путем ежедневной практики медитации.
Контролируемый, спокойный ум нельзя развить в одночасье. Каждое умение требует времени и практики, но практика медитации есть уже цель самг по себе. Умиротворение и покой, получаемые в процессе ее, делают ежедневные упражнения приятными и стоящими потраченного на них времени. Медитация — это позитивная, благотворно сказывающаяся на всей жизни привычка. Применяемая как средство от стресса, она оказывает целебное воздействие, а доведенная до уровня высокого мастерства, поистине творит чудеса. Когда же медитативное состояние дополняется визуализацией, в совокупности они дают глубокие положительные результаты, быстро и мощно проявляющиеся на всех уровнях.
Глава вторая
Визуализация
Буддийская философия — а буддизм в большей мере философия, чем религия, — утверждает, что всякая реальность есть творение Ума из Пустоты. Материя — тоже проявление Ума посредством Непустоты с ее неисчерпаемыми возможностями. Ум — это высшая реальность. Просветление (то есть освобождение, или свобода от перерождений) достигается изнутри через соприкосновение человеческого ума с Умом Вселенским. Это единственный путь к достижению или обретению просветления. Все реалии суть ум, и этот ум познаваем. Универсальный Ум — это комбинация всех индивидуальных умов, а Будда-ум или Будда-природа (внутренняя Богиня, если пользоваться викканской терминологией) присутствует во всех существах и соучаствует в их реальности. Он — творец всех существ и всех состояний бытия. Ум в его чистейшей ипостаси знаменует совершенство Будды (Богини), действующего и проявляющегося из пустого пространства Пустоты. Это и есть единство всей жизни и бытия, это и есть Первоисточник.
Индивидуальный человеческий ум от совершенного Ума и Пустоты отделяет эго, создающее иллюзию обособленности. Эго признает лишь свое отдельное, изолированное «я» и не видит универсального единства, и вызываемое этим непонимание реальности порождает все болезни и страдания как в его собственной жизни, так и в окружающем мире. Эго в своих попытках отыскать истинную реальность, которую оно не понимает, порождает желания, жадность, тоску, привязанность и болезненные эмоции, за которые оно, в силу своего неведения, цепляется всеми силами. Эти же состояния, в свою очередь, являются «облаком, затемняющим зеркало», не позволяя человеку полностью осознать единство и вернуться к нему. Иллюзии, создаваемые умом, замутненным эго, складываются в течение жизни, и те из них, которые в момент смерти остаются неразвеянными, становятся кармой души, чтобы та их развеяла или, наоборот, наращивала в следующих инкарнациях.
Но хотя «зеркало» и затемнено, Ум, царящий за пределами всего, остается чистым. Когда ищущий обнаруживает, что эго иллюзорно, он одновременно с этим начинает постигать реальность и сознавать свой собственный ум и универсальный Источник. Вот что говорит по этому поводу Джон Блоуфельд, цитата из книги которого приводится ниже.
«Теперь, глубоко заглядывая в свой ум, адепт постигает, что все проявления — это его собственные, созданные им самим понятия, и под действием этого знания все они исчезают, подобно облакам.... Теперь он осознает, что ум сияет не изнутри и не снаружи, но является вездесущим.
Теперь адепт умеет постигать, что его собственный ум и умы всех разумных существ являют собой неделимое целое» (John Blofeld, The Tantric mysticism of Tibet).
Что все это означает с точки зрения Богини и практики целительства? Это означает, что ум — движущая сила всего творения. Ум индивида творит его, индивида, жизнь, а Ум Богини творит Вселенную. И тем не менее Ум Богини есть комбинация всех индивидуальных умов. Реальность, создаваемая в уме, представляет собой единство. Однако после того, как индивидуальный ум воплощается в тело, его желания (страх быть разлученным с Богиней) затмевают это понимание единства и процесса творения. А поскольку мы предаем забвению единство всей жизни и забываем, что мы и есть Богиня, иллюзии земного плана (эго) искажают совершенство нашего естества.
Именно эти иллюзии — в основном негативные мысли и эмоции, «затемняющие зеркало» и искажающие наше восприятие реальности, — и вызывают болезни, как индивидуальные, так и общечеловеческие, в масштабе всей планеты. Зато благодаря пониманию того, что именно ум создает все наши реалии, и путем выбора позитивного творчества на основе осознания единства и внутренней Богини мы можем исцелять и самих себя, и Землю. Мы несколько ограничены в своих способностях вершить этот процесс, но любую способность можно наработать и развить посредством тренировки.
Однако даже концепцию ума, творящего собственную реальность, не стоит понимать в том смысле, что люди сами порождают или выбирают
свои болезни. Надеюсь, что ни одна целительница из тех, кого мне приходилось обучать, не встала на позицию обвинения своих пациентов в том, что они, дескать, сами виноваты в своих иллюзиях и муках. Если же она делает это, не я ее этому научила. Да, некоторые обстоятельства в жизни или мучения и болезненные эмоции могут быть продиктованы наличием некоего источника болезни, однако никто сознательно или добровольно эту боль или болезнь не выбирает. Однако коль скоро можно упражнять свой ум с целью устранения этих обстоятельств или боли, то с его же помощью можно избавиться и от большинства болезней.
Ошибки (страхи), испытанные человеком (на уровне ума) в прошлых жизнях, также могут быть источником болезни в этой жизни — то, что называют негативной кармой. Опять же, это не дает никакого права обвинять кого-либо в событиях и происшествиях прошедшей жизни, поскольку тот человек, сохраняя ту же душу, мог быть в буквальном смысле совершенно другой личностью. Если он в этой жизни помнит свою прошлую жизнь, то такие воспоминания, скорее всего, очень рудиментарны. Карма — это просто уроки жизни, то, чего нужно добиться или что нужно изучить с течением времени, то есть возможность для роста и развития и выработки новых свойств характера. Это познание того, почему мы здесь и почему нам дана эта жизнь. Способность ума выбирать и создавать новую реальность устраняет карму, позволяя нам излечить старые страхи, изменить прежние привычки, разрешить нерешенные конфликты и взаимоотношения и восстановить позитивный баланс, который предотвращает от накопления еще более негативной кармы. Каждый успех в этом направлении должен быть вознагражден, а обвинениям не должно быть места. У каждой души собственная стезя и собственная биография.