Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Церковь и государство в истории России (10-17 вв.).




Основные направления соотношения государства и церкви в Руси (10-17 вв.);

1). Церковь играла заметную экономическую и политическую роль. В Х в. у церкви появляются, в основном за счет дарений князей, и бояр, собственные села и земли. Первые известные вотчины (во второй половине XI в.) принадлежали церкви.

2). Опираясь на материальные богатства, церковь имеет большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения: выступает в качестве гаранта меж. княжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивается в ведение переговоров, ее представители нередко выполняли роль послов.

3). Церковь использует различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета: возведение храмов, совершение разных богослужения и обрядов. Торжественная обстановка в храме контрастировала с тяжестью повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих.

4). При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки, выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.

5). Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов.

6). Являясь равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусское государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странами распространения католицизма.

Династические союзы: члены княжеских семей, переезжая в другие страны или въезжая на Русь, везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви.

8). Церковь занимала в древнерусском государстве неоднозначное место в социально-экономической сфере: это крупный собственник, где имущество принадлежит не роду и лицу, как у правителей, а организации. Церковь в системе общегосударственного устройства наряду государственными органами является дублирующей политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах.

9). Крупным успехом было учреждение патриаршества в России: повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к государственным органам государства и другим православным церквам.

10). Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. определяли процессы в жизни общества и государства. При Иване IV власть в государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. Поэтому православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию.

11). Не претендуя на светские функции власти, церковь была приобщена к принятию государственных решений: Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы русское Смуты патриаршество сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

12). После Смутного времени роль церкви заметно возросла: патриарх Филарет (отец царя Михаила) сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

13). К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством: попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть, что привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2383 - | 2135 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.