Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.




 

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур, как это видно из вышеизложенного, разделены весьма фундаментально. Однако они характеризуются уникальной взаимодополнительностью.

Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге, как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д.

Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно-научной культур (и соответствующих типов наук) может быть оправдано несколькими соображениями.

А. Взаимодополнительность. И тот, и другой типы культур-суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Он-существо биосоциальное. Эта объективная двойственность бытия человека отражается и во взаимодополнительности культур.

Б. Взаимодополнительность мировоззрений. Мировоззрение человека содержит общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом и не может быть разорванным, половинчатым. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззренческих людей (каждый - свою часть).

В. Взаимодополнительность проблем. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и другого (проблемы экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку).

Г. Рыночные отношения культур. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Этот «разделительный» процесс стягивает, консолидирует социальные общности гораздо сильнее, нежели выполнение одинаковых трудных функций. Нечто подобное происходит с размежеванием гуманитарной и естественно-научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

Д. Единство Истины и Заблуждения. Единство типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Истина, проявленная в одном типе культуры, может трансформироваться в Заблуждение для другого типа культуры.

Е. Взаимосвязь и взаимозависимость типов культур. Не менее очевидна и корреляция между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур. Так, поворот естествознания от описания реальности «как она есть» к ее «реконструкции» в соответствии с целями и возможностями субъекта познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с «реализмом» в искусстве, экспансию релятивизма и субъективизма в историю, социологию, философию и т.д.

Ж. Целостность культуры. Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил относительность критериев их разграничения. Выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно не только в обществознании, но и в исследованиях микромира (теоретическое описание квантового объекта обязательно включает ссылку на наблюдателя и средства наблюдения).

Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX - первой половины XX вв., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.

 

Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляется в последней четверти XX в. в следующем:

• в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;

• в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

• в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

• в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

• в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.

Заключение

 

В результате мы приходим к выводу, что данные области культуры нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Учитывая их самобытные особенности, необходимо использовать их взаимосвязь, которая поможет правильно сориентировать современного человека в огромном информационном мире науки, создать объективную научную картину мира и в целом научное мировоззрение.

Жаркие споры между представителями двух типов культур «физиками» и «лириками» в середине, в конце прошлого века, сегодня поутихли. При этом актуальность данной дискуссии не уменьшилась. Мы видим, что происходит в окружающем мире: рост преступности, межнациональная вражда, экологический кризис. Бесспорно, что объяснение указанных глобальных проблем нельзя свести к единичным причинам. Но можно ли среди этих причин одной из основных назвать конфликт между «физиками» и «лириками»? Вполне возможно. Конечно, данный конфликт не выражается в том, что представители этих двух культур стенка на стенку отстаивают свои исключительные права на главенство в объяснении явлений и процессов. Но если посмотреть на выражение этого конфликта в западной, а теперь и российской, системе образования многое становится ясным. Вспомним, как в школе преподаются предметы: биология, физика, химия - это отдельный блок, в котором просматриваются внутренние и межнаучные связи; история, обществоведение, литература - это другой, отдельный блок. Между этими двумя блоками, чаще всего, учителя школ не демонстрируют никакой связи. Сегодня необходимо показывать все возможные связи между естественным и гуманитарным блоками. Например, говорится, что человек это биосоциальное существо. То есть он принадлежит природе, но при этом формируется как человек только в обществе (вспомним Маугли). Так вот и изучение человека в школе нужно проводить всесторонне - с одной стороны это биология, анатомия, физиология и т.д.; с другой история, обществоведение и т.д.

Сняло ли бы гармоничное научно-техническое и духовное развитие человека (в семье, в школе, в вузе) все глобальные проблемы - это еще вопрос, но значительную часть их - вне сомнения. Таким образом, представители двух культур, чувствуя ответственность перед будущими поколениями, должны подумать о путях объединения, тем более, что такие науки, как синергетика, дают для этого поводы.

 

Список литературы

 

1. Музыка О.А., Попов В.В. «Постнеклассическая наука: концепции современного естествознания: Учебное пособие» / Таганрог, 2005 г.

2. Гавриков Д.Е. Возвращаясь к конфликту "физиков" и "лириков" // Концепции современного естествознания. Сборник научных трудов / Под ред. Д.Е. Гаврикова /Иркутск, 2006 г.

3. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов / М., 2004 г.

4. Концепции современного естествознания / Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. / М., 2004 г.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1068 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.