Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура философского знания. Основными методами (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:




Основными методами (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

1) диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

2) метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязности; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3) догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4) эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

5) софистика – метод, основанный на выведении из ложных суждений, но искусно поданных истинные суждения, логически истинны, но ложные по смыслу, либо выгодны для другой стороны. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, использовалась как прием ораторского искусства.

6) герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

1) материалистический метод – действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в марксистско-ленинской философии и имеет широкое распространение в современной).

2) идеалистический метод – признание в качестве первоначала идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.

3) эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.

4) рационализм – метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять функции:

1) мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2) методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3) мыслительно-теоретическая – учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

4) гносеологическая – одна из основополагающих функций, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).

5) критическая – ее роль подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение достоверности знания.

6) аксиологическая – (в переводе с греческого: ценный), заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель - оставлять все нужное, ценное, полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

7) социальная – объясняет причины возникновения общества, его эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы.

8) воспитательно-гуманитарная – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8) прогностическая – на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Таким образом, философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания.

Философские проблемы весьма специфичны. Они не являются проблемами объектов, то есть предметов и процессов окружающего нас предметного мира. Они возникают на стыке человека и мира и представляют собой проблемы отношения человека к миру. Мир при этом

рассматривается не в отрыве от человека, а как пространство реализации человеческого духа. Поэтому в центре любой философской проблемы явно или в скрытой форме присутствует человек, его интересы, возможности, цели, те смыслы, которые он улавливает в мире или придает миру окружающей его природы.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса

мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек – мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи.

Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании.

Кроме того, можно сказать, что философские проблемы концентрируются вокруг тех вопросов, которые составляют тайну, неизменно присутствующую в мире – того, что выходит за рамки познаваемого, что стоит за гранью науки и непосредственного практического опыта. Тайной является происхождение сознания, тайна содержится в предположении о наличии духа в мире вообще, под покровом тайны прячутся вопросы взаимоотношения духа и материи и

многое другое: жизнь и смерть, смысл жизни человека и смысл существования самого мира.

Из этого проблемного поля складывается структура философского знания. Важнейший раздел философии – онтология (ontos - сущее). Это учение о началах и первопричинах всего сущего. Они, эти начала, умопостигаемые, поскольку не выводятся из практики. Онтология – «чистое мышление». В этом разделе Вы найдете учение о Бытии и его атрибутах, познакомитесь с такими предельно широкими понятиями как материальное и идеальное. Отношение этих двух предельно широких категорий лежит в основе традиционного деления философов на материалистов, идеалистов, дуалистов.

Наиболее общие связи и универсальные закономерности действительности, проблема развития, его источников, механизма, направленности рассматриваются в разделе диалектика.

Гносеология (gnosis – знание) – философское учение о познании, его возможностях и границах, о средствах и методах познания, об истине, ее критериях, о заблуждении и его причинах. Многие философы считают именно этот раздел важнейшим в философии.

Сущность человека, загадка его происхождения, смысл и назначение человека, проблемы человеческого существования во всей их полноте рассматриваются в философской антропологии. Этот раздел философии также претендует на роль важнейшего. Вокруг человека фокусируются, по мнению многих современных философов, все остальные философские проблемы, ведь именно человек, в конечном итоге, является предметом философских размышлений.

Социальная философия рассматривает вопросы качественного отличия общества от природы. Здесь ставятся вопросы направленности, целей, законов, организации общественной жизни, роли субъективного фактора, личности, массы в историческом процессе. Кроме того, здесь рассматриваются проблемы исторического познания, его достоверности.

Аксиология – сравнительно новый раздел философии. Это учение о ценностях, ибо все, что так или иначе связано с человеком, представляет собой определенную систему ценностей, ради реализации которых человек организует всю свою деятельность.

В прошлом разделами философии являлись этика, изучающая нравственность, т.е. проблему добра и зла, эстетика – учение о прекрасном и безобразном, логика – наука о закономерностях правильного мышления, атеизм как наука, противопоставляющая религиозному взгляду на мир как на единство естественного и сверхъестественного убеждение в естественности всего происходящего. В настоящее время они приобрели статус самостоятельных философских наук.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются

механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

 

 

Уже в период древнего общества достаточно четко определились такие структурные элементы:

Онтология – учение о бытии:

Гносеология – учение о познании;

Аксиология – учение о ценностях;

Диалектика – учение о развитии;

Социальная философия – учение об обществе;

Философская антропология – учение о человеке;

Логика

Этика

Эстетика

История философии

Философия истории

Теология.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 894 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.