Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия – теоретическое ядро мировоззрения и наука.




 

Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия сформировалась в эпоху древнего общества (Индия, Китай, Египет, Греция, Рим и др.) в VIII – VI до н.э. Философия – это осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки.

Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов

Philio – люблю

Sofia – мудрость,

И буквально означает «любовь к мудрости», но более точно по смыслу переводится как «стремление к истине».

По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые употреблен Платоном.

Философия за весь период своего существования сменила множество форм и направлений. При этом существуют различные типы классификаций философских учений:

- по способу решения основного вопроса философии;

- по способу решения вопроса о познаваемости мира;

- методологической направленности (диалектические и метафизические учения);

- по отношению к науке (сциентистские и антисциентистские учения);

- по стилю мышления (рационалистические и иррационалистические мышления);

- по отношению к религии (атеистические и религиозные учения).

 

Исходя из типологии классификаций философских учений формируется круг вопросов философии:

1). Центральный вопрос – это человек и его отношение с природным и социальным миром;

2). Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания, обоснование которого дает ответы на два вопроса:

- что является первичным: сознание или материя? Этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?». От решения данного вопроса зависит общее понимание бытия;

- познаваем ли мир?

 

Относительно решения данных вопросов философы разделились на два направления, которые по своему развитию неоднозначны.

 

 

Материалисты Идеалисты
Направление в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, т.е. всего объективного и физического. Рассматривает сознание и мышление как свойство материи. Два основных утверждения: 1) материя первична; 2) мир познаваем, но процесс познания сложен.   Направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания. Материя, природа и бытие с этой точки зрения вторичны.
Наивный (стихийный) материализм   объективный идеализм субъективный идеализм
В древнегреческой и древневосточной философии – материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.).   сторонники данного направления утверждают первичность духовного мира идей, мирового разума, существующего вне субъекта; мир людей и вещей – это порождение духовного мира. В большинстве своем отрицают познаваемость мира. Представители: Древний мир – Платон,Аристотель; Средние века – Ф. Аквинский; Новое время – Гегель и др. Сторонники данного направления за первич-ное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем из человеческого сознания выводят природу. Первичны человеческие ощущения, человеческое сознание, а материаль-ный мир рассматривает-ся как результат творческой деятельности субъекта. Представители: Беркли, Фихте, Сартр, Ясперс, Рассел, П. Сорокин.
Механистический (метафизический) материализм
Материализм, отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению. Даже человек с их точки зрения – самозаводящаяся машина, определяемая природными способностями. Представители: И.Ньютон, П.Гольбах, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.  
Диалектический материализм
Философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в XIX веке К.Марксом и Ф.Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным и другими философами-материалистами.

 

Философские учения подразделяются также, исходя из количества субстанций, на монизм, дуализм и плюрализм.

 

Монизм   Дуализм Плюрализм
Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философское направление, в котором признается одно начало мира – материальное или идеальное. Примером материалистического монизма является диалектический материализм К.Маркса; идеалистического монизма – абсолютный идеализм Гегеля. Дуализм (от лат. dualis - двойственный) – философ-ское учение, признающее наличие двух самостоятель-ных субстанций – материальной и идеальной (Р.Декарт, Аристотель). Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных (Демокрит, Г.В. Лейбниц).

К вопросу о субстанции примыкает и вопрос о познаваемости мира.

 

Направление в философии, утверждающее возможность адекватного познания мира человеком следует называть гносеологи-ческим реализмом или гносеологическим оптимизмом. Представители: Р.Декарт, Ф.Бэкон, Гегель и др. Мыслители, считающие, что мир в целом или его часть принципиально непознаваемы, получили название агностиков, а их учение – агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый)

В рамках решения проблемы методологии познания философия также предлагает два направления:

 

Диалектика Метафизика
Философское учение и метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Философское учение, а также метод, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство.

 

По отношению к научному знанию философские взгляды также разделяются на противоположные:

 

Сциентизм Антисциентизм
Проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают, прежде всего, наиболее развитые естественные и математические науки. Социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института и как формы постижения мира. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.