Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская философия, этапы развития: Древнерусская философия Киевской Руси. Особенности исторического периода

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Философия (любовь к мудрости) – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

Предмет философии, её основные функции. Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия органично связана с мировоззрением. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. Философия имеет следующие функции: мировоззренческую функцию (помогает сформировать целостную картину мира); методологическую, поисковую функцию (формулирует правила познания для всех частных наук); функцию социальной критики (осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей); конструктивную функцию (способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, взгляд и предвосхищение будущего); идеологическую функцию (участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов); функцию отражения или обобщения культуры (философия является стержнем духовной культуры общества; она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени); интеллектуальную функцию (способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ).

Основной вопрос философии. Основные направления философии. Решению основнго вопроса философии посвящена работа Энгельса, Фейербаха и конец классической немецкой философии. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем. Направления: Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: • материя реально существует; • материя существует независимо от сознания; • материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); • субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: • реально существует только идея; • идея первична; • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: • все существует только в сознании познающего субъекта (человека); • идеи существуют в разуме человека; • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: • существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; • материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; • основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Эмпиризм, основатель Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.) В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Соотношение философии и науки. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: – является ли философия наукой; – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; – соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: – на первоначальные позиции ученого; – его отношение к миру и познанию; – на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить: – на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; – отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: – эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; – теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Исторические типы философии и их классификация. Первый исторический тип философии – это античная философия, которая возникла в древнем Египте, Китае, Индии и Греции. Как наука и форма общественного сознания философия зародилась в античности примерно в 7 - 6 в. до н.э. и продолжалась до 6 века н.э. Античная философия носила космоцентрический характер и основывалась, как правило, на накопивщиеся научные знания. Второй исторический тип философии – это философия средневековья. Она существовала с 5 – 6 в.н.э. до 14 в. н.э., носила теоцентрический характер и основывалась на религии. Это была в основном христианская философия. Третий исторический тип философии – это философия Возрождения (15 – 16 вв.), она основывалась на искусстве и носила антропоцентрический характер. Четвертый исторический тип философии – философия Нового времени (17, 18 и первая половина 19 в.). Данная философия имела гносеоцентрический характер и основывалась на развитую науку. Пятый исторический тип – современная философия (марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, феноменология, философия жизни, семантическая философия и др). Она связана с научно-техническим прогрессом и глобализацией общественной жизни. Могут быть и другие критерии периодизации истории философии. Марксизм выделял исторические типы философии по общественно-экономическим формациям: философия первобытного общества, рабовладельческого, феодальная, буржуазная и марксистская. Чтобы подчеркнуть какие-то исторические или другие особенности используют национальный или государственно-территориальный критерий периодизации философии (например, еврейская или арабская средневековая философия, французский материализм 18 века, немецкая классическая философия, восточная или западная философия и т.д.). Однако последние критерии не общеприняты и используются реже. Выделим следующие исторические типы философии: 1.Философия Древнего Востока. 2.Античная философия (изучает природу и человека в мире). 3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку). 4. Философия нового времени. 5. Немецкая классическая философия. 6. Отечественная философия XI-XIX. 7. Диалектика – материалистическая философия. 8. Зарубежная философия XX в. Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать.Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса.

Материалистическое понимание истории К. Маркса. После написания Марксом «Экономическо-философских рукописей 1844 года» в ходе критики своих прежних единомышленников - младогегельянцев и своего последнего кумира - Фейербаха им были заложены основы учения, получившего впоследствии название исторического материализма. Суть критики младогегельянства, проходящий через обе совместные работы Маркса и Энгельса, состоит в том, что нельзя изменить мир посредством изменения сознания, посредством идей, выдвигаемых младогегельянскими «критически мыслящими личностями», поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием. По Марксу, что, если мы хотим понять человека, объяснить его поведение, надо исходить не из человека как такового, а из общества, в котором он живет, и прежде всего выяснить, как складываются в этом обществе отношения между людьми. В основе всех социальных отношений лежат производственные отношения людей (экономический базис общества), формирующиеся через их практическую деятельность. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные. В истории наблюдаются разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Отсюда же вытекает возможность периодизировать историю, классифицируя типы общества - «общественные формации» - в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства. В «Немецкой идеологии» эта периодизация выглядит следующим образом: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формы собственности и соответственно типы общества. Все это, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще. И эта наука призвана не просто констатировать деление истории обществана формации, а каждой формации - на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное - почему общество развивается, переходя от формации к формации. Общество - некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

7. Понятия общественно-экономической формации и закономерности развития общества. Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
Уже здесь видны основы будущей формационной периодизации истории общества, а в развернутом виде учение о социально-экономических формациях было разработано к концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика политической экономии".
Отметим, что полный термин "общественная экономическая формация" вместе с определением этого понятия впервые встречается в предисловии к работе К.Маркса "К критике политической экономии" (1859 год). Структура общественно-экономической формации.
Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в которых являются отношения собственности. Базис определяет политическую надстройку, которая должна ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К.Маркса, является государство.
Структура общественно-экономической формации.
Итак, теория К.Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа обязательными, а с другой стороны -каждое общество на каждом данном этапе будет иметь сходную структуру.
Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической функции.
Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях, принятых за истину без доказательств: пpoгpecc как основная форма движения и формационность как основной способ развертывания прогресса; формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность состава формаций; примат материального производства; производственные отношения как базис общества; "класс" - основная единица общества и субъект истории.
Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства - в той или иной форме -в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.
В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо отметить: К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. "Глобализация" его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма. Понятие способа производства. Предметом социальной философии является общество, наиболее общие законы его развития. Чтобы вскрыть эти законы, нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни общества. Понятно, что общество не может существовать без производства материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они открыли закономерную зависимость системы всех общественных отношений от способа производства материальных благ. В процессе производства люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О производства позволяет проникнуть в суть исторического процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе.Производство - это процесс взаимодействия общества и природы в результате которого люди добывают все необходимые средства существования. Совершенствуя производство, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства (СП) материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Обоснование Марксом коммунизма. По мнению К. Маркса коммунизм — это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Труд. Труд для Маркса - это деятельность, а не товар. Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально.В труде человек выражает себя, свою индивидуальность, свои физические и психические силы.Центральное место в творчестве Маркса занимает проблема превращения отчужденного бессмысленного труда в свободный, творческий труд (а не увеличение оплаты за отчужденный труд со стороны индивидуального или абстрактного капиталиста).

10. Проблема частной собственности при коммунизме. При этом за исходное ими было принято определение собственности как исторически изменяющегося способа присвоения жизненных средств. Это определение является базовым для понимания марксистской теории в этой части. Согласно марксистской концепции в процессе планомерного производства и планомерного распределения должны быть преодолены разделение труда и обмен, а тем самым ликвидированы классы угнетателей и угнетенных.

Русская философия, этапы развития: Древнерусская философия Киевской Руси. Особенности исторического периода

· Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

· Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

· Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования Идеи: 1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; 2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.) Мир делится на 2 части: материальную и духовную. Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.) Идеи: -отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. -разработана первая в России классификация наук. -отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной. -Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. -в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом. -разработали философскую терминологию на русском языке. Русская философия 19 - начала 20 века. 2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. 3. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: -сфера познания («вера» - «знание») -сфера действия («аполитизм» - «революционаризм») -сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности - идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность. Основные особенности русской философии:
1. Русская философия не могла в процессе своего возникновения опереться на философское наследиеантичности как на мощный фактор влияния. Через Византию Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Из-за незнания латыни и греческого читать античных цитрон в оригинале русичи не могли. В то время, как Запад получит в наследство уже готовые системы античных философов, готовое толкование понятий, философские термины. 2. Русская философия почти всегда развивалась в русле религии. Это значит, что почти все произведения русской мысли вырастали на религиозной почве. Это объясняется тем, что источником цензуры в России, в отличие от Запада, почти всегда было государство, а не церковь. 3. Ведущей темой русской философии была тема России, ее исторической судьбы. С этой темы начиналось становление русской философской мысли (вспомним, например, «Слово» Илариона) и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития. 4. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Если на Западе человекесть индивидуальность, то в русской философии человек есть универсум, тотальность, он есть микрокосмос, который несет в себе разгадку тайны макрокосмоса. Субстанциональную основу человекасоставляет не Я, а Мы.

Основный направления Русской философии. Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.). Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен). Материализм-вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Марксизм - Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. русском космизме - философском явлении, зародившемся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

13. Основные направления современной западной философии. Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Р.Карнап, Л.Витгенштейн.Постпозитивизм - последсвующее развитие неопоз., модифицированного всвязи с изменениями в научном познании.Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема-взаимодействие сознания, едо и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается едо во взаимодействии,- конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль.Неотомизм - обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии (на примере томизма Ф. Аквинского).

Учение о бытие - Онтология – это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Предмет онтологии: Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю. Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

15. Виды бытия: Материальное бытие К материальном у бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества. Духовное бытие. К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности.

Нечто и ничто. Нечто и ничто категории, отражающие моменты становления определенности сущего. Нечто – это свойства, с которыми тождественно становящееся сущее, ещё не обретшее качества. Например, в процессе возникновения жизни или социализации человека каждый из этапов подытоживается появлением определенных свойств. На данном этапе соответствующее свойство выступает как качество, но по отношению к конечному результату (живое существо, социализированная личность), обладающему интегральным качеством, «промежуточные» качества уже выступают как свойства. Ничто, в том смысле в котором оно противоположно нечто, есть такие свойства, отсутствие которых является моментом становящейся определенности (в познании это отражается в таком виде определения как определение через отрицание

17. Проблема человека в философии. Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке. В частности, перед философской антропологией возникают следующие вопросы: Какова природа человека? Какие существуют концепции человека? В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни? Каким образом человек исполняется в мире? Какие можно представить образы современного человека? Эти два основных понятия, т. е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различают по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие от естественного бытия, и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, и исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», также как и неизменной «сущности». В философии сформировались различные концепции человека: Религиозная концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим. Здесь следует оговориться, что данное определение обосновывается исключительной верой, а не рациональными доказательствами. В социальной концепции человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия. В экзистенциальной концепции человек представляет собой неопределившееся существо. Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть. Природа человека сама по себе оказывается под вопросом, она принципиально не выяснена.

Природа (сущность) человека. Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам». Синтез позиций современной биологии и марксизма приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы. Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость "человеческого, слишком человеческого" бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми. Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его "стартовые условия". Представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего". Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам - миру свободы и миру необходимости. Человек находится и внутри, и вне природы, он "впервые является жизнью, котором осознает самое себя". Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность - это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл.Соловьев, только человек осознает, что он смертен. Итак, природа человека - это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Эриха Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто - ценой отказа от одной стороны своей "природы".

Человек, индивид, личность. Человек - это единство материального и духовного (нематериального). Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика. — Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности. — Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого

20. Понятие свободы. Как соотносится свобода и ответственность? Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Поскольку свобода подразумевает под собой совершение любых поступков, как злых так и добрых, без несения за это ответственности, ответственность тормозит свободу, препятствует ей.

21. Возможна ли в обществе полная свобода личности. Личность и свобода – явления неотделимые друг от друга. Не обладая в той или иной мере свободой, вне свободы как таковой невозможна сознательная деятельность, поведенческая саморегуляция личности. Свобода – это возможность личности самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения среди множества возможных. Абсолютная несвобода личности есть уничтожение сознательного самопроявления личности, превращение личности в биоробота. Абсолютная свобода личности в обществе есть произвол, уничтожение свободы как таковой, торжество права силы, права сильного. Невозможны абсолютная несвобода и абсолютная свобода личности в обществе. Возможна только мера свободы личности в обществе. Меру свободы в обществе олицетворяет право как инструмент, создающий порядок в обществе. Право противостоит произволу и всегда есть определенная мера объективно возможной и необходимой свободы в обществе – свободы личности, иных субъектов социального общения. Мера свободы личности в обществе исторически изменчива, обусловлена общественной средой, ее историческим состоянием. Поэтому право – не просто мера свободы, а мера свободы объективно возможная и необходимая. Например, свобода договоров, предпринимательства возникает на определенном этапе развития человеческого общества. В древнем обществе мера свободы была минимальной. Первоначально социальные нормы древнего общества были ориентированы главным образом на ограничение свободы, они формулировались как запреты совершать определенные действия (табу). Затем, со временем уже появляются нормы, обязывающие совершать определенные действия и, наконец, предоставляющие свободу, возможность совершать определенные действия, то есть появляются права. Так и возникает собственно право. Отсюда и его название.

Понятие общества. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество и природа. Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней.

Понятие развития. Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это -- не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Таким образом, основными признаками развития являются: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций.

Категории и законы развития. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1. это движение, когда сохраняется качество предмета; 2. тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественныхых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определённого уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. Качественно различные формы движения материи: механическая; физическая; химическая; биологическая; социальная; географическая. Высшее включает низшее. Но высшие формы не включены в низшие. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: 1. обратимость изменений характеризует процессы функционирования; 2. отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; 3. при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Каков механизм и куда направлено развитие? Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях.

Основные философские концепции общества. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Материалистическая концепция Общественное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство.

Сферы общества. Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Материально-производственная сфера жизни общества. Сущность экономической жизни общества. Материальное производство, его место в системе общественного производства. Исторические типы материального производства. Человек в структуре материального производства. Понятие труда. Мотивы и стимулы трудовой активности человека. Труд как ценность. Феномен экономических связей. Человек и техника. Основные концепции взаимодействия человека и техники. Сущность и природа научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, ее воздействие на исторический прогресс. Понятие техносфера, ее взаимосвязь с биосоциальной, антропологической сферами и ноосферой.

Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений.

Собственность- система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства. Собственность — это принадлежность вещественных и нематериальных ценностей определенным лицам.

Политико-управленческая сфера. Общественная жизнь представляет сложнейшую систему социальных связей, организация которых требует значительных усилий и энергии. Общество нуждается не только в согласовании различных форм человеческой деятельности, многообразия общественных процессов, но и в управлении взаимодействием всего общества с окружающей его средой. Эти задачи решаются в рамках политико-управленческой сферы общества. Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является субъект управления, обладающий властью. Власть – это совокупность полномочий, делегированных обществом или социальной группой определенному субъекту и позволяющих ему «присваивать волю» других людей, принуждать их теми или иными средствами к исполнению своих решений. Эти решения в дальнейшем переводятся на язык конкретных практических действий и являются обязательными к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства. Властная деятельность осуществляется на всех уровнях социальной иерархии и выполняет множество функций. Она призвана гармонизировать отношения группы с внешними факторами влияния, обеспечивать ее «выживание» и развитие в среде существования. На высших этажах социального здания управленческая деятельность реализуется в форме политики. Спецификой политики является стремление к управлению обществом в целом, а не его отдельными элементами. Предметом забот политиков является стабильность общественной системы, соразмерность различных сфер ее организации, оптимальная динамика развития, благоприятность внешних воздействий и т.д. Важно отметить, что любое управление нуждается в обратной связи, т.е. в получении информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения. Это значит, что информация о процессах социума, должна идти по различным каналам связи, а не только по линии властных распоряжений, идущих сверху вниз, от высших органов власти до рядового исполнителя. Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, общественная мысль в форме публицистики, критики, открытых выступлений интеллигенции, то властные структуры фактически оказываются без достоверной информации о результатах своей деятельности. Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления и, в конечном счете, власть теряет контроль над происходящими в обществе процессами, и наступает управленческая катастрофа, вызывающая огромные революционные потрясения. В ходе развития и усложнения социальных связей и отношений возникают устойчивые безличные (т.е. не зависящие от индивидуальных свойств носителя) социальные роли и статусы, совокупность которых образует систему социальных институтов, обеспечивающих обязательное для каждого индивида исполнение «общих функций». Интегральным социальным институтом общества является государство, стремящееся к установлению равновесного состояния, которое характеризуется устойчивостью, порядком и однородностью. Сложное взаимодействие элементов социальной системы образует социокультурную среду существования индивидов – столь же объективную, независимую от их воли, как и природная среда с ее эволюционными или термодинамическими законами.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической и духовной), охватывающая интересы классов и социальных групп наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.

Сущность. Сознание. Отражение. Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности

Основные концепции развития. Метафизическая концепция. В чем источник развития, какова причина? Каков его механизм? Куда направлено развитие? Источник развития находится вне самого процесса развития. Механизм развития состоит в чисто количественном изменении. Диалектическая концепция -Что является источником развития: взаимодействие противоречий в рамках определенной целостности. Если нарушится соотношение, то нарушится система. Никогда количество не перейдет в качество, и, наоборот, качество в количество.Есть лишь закон взаимного перехода, количественно-качественные изменения. Накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию. Направленность развития. Закон отрицания отрицаний. Согласно ему развитие есть процесс движения от низшего к высшему, когда на более высокой ступени повторяется все, что было раньше, но на иной количественно-качественной основе Синергетическая концепция- Этот мир сложно организован, он открыт, т.е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Он развивается по нелинейным законам. Это означает, что наш мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Мышление и язык. Сознание и мозг. Язык связан с действительностью, но не непосредственно, а через мышление. Принципиально важно подчеркнуть, что любые психические явления, какими бы сложными они ни были, являются функциями головного мозга. Сознание не может существовать в отрыве от материи. Материальным носителем сознания является мозг человека в том смысле, что сознание является функцией мозга, происходящих в нем нейродинамических процессов, а не каким-либо, как считали вульгарные материалисты, выделением из клеток головного мозга. Согласно информационной теории сознания, нейро- динамические процессы образуют коды той информации, которая в чистом виде и является сознанием. На уровне мышления сознание связано с языком. Основной элемент языка - слово (устное или письменное) является материальным символом мысли, без которого мысль не может развиваться и быть передана другим людям, войти в ихсознание.

Основные объекты познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Уровни и формы познания. Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания: Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации. Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом. Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности. Воображение как форма познания – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной. Рациональное познание. Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой. Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения. Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата. Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке. Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

Классическая концепция истины. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей). В общей философии, общественно гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической,эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

41. Истина и заблуждение. Истина и правда. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т. о., истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и существование в виде чувственного или понятийно



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава написана под ZAYDE WØLF — Save Tonight. Включите по желанию. Отдельное спасибо подругам за идеальный плей-лист для этой работы. | Стоимость участия в смене составляет 4 800 рублей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.