Адмиралтейство. Одновременно состыковывается со всеми площадями. В плане буква П.
Главный фасад: Центр- башня с аркой. 2 боковых крыла. 3-хчастное деление фасада и башни по вертикали. Башня-тяжёлое кубическое основание, облегчение масс к верху. Колоннада ионическая. Архитектура и скульптура (Щедрин, Теребенев) едины. Около арки, внизу- «Нимфы, несущие тяжесть», воплощение мощи. Фриз- «Заведение флота в России». Верхний ярус-скульптуры –аллегорий ветров и кораблестроения. На флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах.
Карл Иванович Росси (1775-1849), из Неаполя, приехал в 16 лет в Россию. Прии создании своих проектов мыслит всегда целыми ансамблем.
Михайловский дворец (сейчас Русский музей) 1819-1825. Построен для брата Александра I, Михаила. Ампир. Главный фасад- в глубине парадного двора. Песочный цвет, декор- белый.
Цоколь-мощный, рустованный, декора мало, находится только в определённый местах-фризы, арки над окнами. Тематика декора-военная арматура. Центр- 8-миколонный коринфский портик (палладианство) на мощно постаменте с арками. Садовый фасад-без выступов, вместо портика многоколонная лоджия.
Интерьер (Росси): большой холл и лестница- обилие белого и умеренная отделка золотом; потолок, своды- гризайль (ампир). Белый зал (белый+золото): роспись и фризы- античные сюжеты, росписи помпейские.
.
Ансамбль дворцовой площади (1819-1829).
Задние генерального штаба: центр-арка, справа и слева от нее колонны. Цоколь рустованный. Скульптура- Пименов, Демут-Малиновский. На верху статуя «Колесницы». Росси соединил дворцовую площадь с Невский проспектом (за счет того, что развернул 2-ую арку под углом- ощущение, что поворота нет, соединение прямое)
Александрийская колонна, Огюст Монферран 1834, в честь 20-летия победы над Наполеоном. Дорическая колонна на пьедестале.
Ансамбль Александрийского театра 1828-1832, включает в себя 1 -Екатерининский сад, 4 -Александрийский театр, площадь Островского, 5 - ул. Зодчего Росси, 7 -пл, Ломоносова (раньше пл. Чернышева)
.
Театр - Коринфские лоджия 6-тиколонная, фасадом театр обращен к Невском проспекту, По сторонам лоджии, в нишах, статуи муз — покровительниц искусств, Центральный аттик завершает колесница Аполлона — бога красоты и покровителя искусств. Она выбита по модели скульптора С. С. Пименова. Южный фасад замыкает перспективу улицы Зодчего Росси.
Эта улица соединяет театр и пл. Ломоносова (Чернышева). По бокам здания, отличающиеся простотой, строгостью и лаконизмом архитектурных форм, балюстрады, цоколь рустованный. Одно из зданий сейчас училище Ваганова.
Сенод и Сенат
3 главных входа. Центр- арка: раскреповки, две пары колонн, которые наверху продолжают скульптуры. Цвет песочный, отделка белым. 8-миколонные лоджии композитного ордера по сторонам от арки. Цоколь рустованный. По всей стене антаблементы-стена «живая». Скульптура Пименова и Демут-Малиновского.
Угол здания (поворот к Неве) Росси закруглил и немного выдвинул вперед, чтоб взгляд зрителя (если смотреть с сенатской площади от медного всадника) не уходил в бесконечную перспективу, а останавливался.