Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Задания открытого банка ФИПИ часть 2




1. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Чу­я­нов при­ка­зал спа­сти Нину Пет­ру­ни­ну во что бы то ни стало?»

 

1) Нина Пет­ру­ни­на была един­ствен­ной жерт­вой бомбёжки.

2) Тра­ге­дия Нины Пет­ру­ни­ной не оста­ви­ла рав­но­душ­ным толь­ко Чу­я­но­ва.

3) Нина Пет­ру­ни­на была ему лично зна­ко­ма.

4) Тра­ге­дия Нины Пет­ру­ни­ной стала сре­до­то­чи­ем все­об­ще­го со­стра­да­ния.

 

(1)Ста­лин­град без­жа­лост­но бом­би­ли день и ночь.

 

(2)В один из дней Чу­я­но­ву по­зво­нил Во­ро­нин.

 

– (3)Беда! – со­об­щил он. – (4)Утром один гад из об­ла­ков вы­вер­нул­ся

и сва­лил фу­гас­ку в пол­тон­ны прямо... прямо на завод, где, сам зна­ешь, сколь­ко на­ро­ду со­бра­лось.

 

(5)Уби­тых по­хо­ро­ни­ли, ра­не­ных раз­вез­ли по боль­ни­цам, но в мёртвом зда­нии за­во­да оста­лась де­вуш­ка – Нина Пет­ру­ни­на. (6)Жива! (7)Но вы­та­щить её нет сил. (8)Ей ноги сте­ной при­да­ви­ло, а стена едва дер­жит­ся. (9)Ка­жет­ся, чуть дохни на неё – и разом об­ру­шит­ся. (10)Сем­на­дцать лет. (11)Жить хо­чет­ся. (12)Кра­си­вая... уж боль­но девка-то кра­си­вая!

 

– (13)Спа­сти надо! – крик­нул Чу­я­нов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам при­еду. (16)Сей­час же.

 

(17)Люди тогда уже при­вык­ли к смер­ти, и, ка­за­лось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбур­лил, имя Нины стало из­вест­но всем, а рав­но­душ­ных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слы­ша­лось:

 

– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спа­сут ли... вот горе!

 

(22)Разве так не бы­ва­ет, что судь­ба од­но­го че­ло­ве­ка, до­се­ле ни­ко­му не из­вест­но­го, вдруг ста­но­вит­ся сре­до­то­чи­ем все­об­ще­го со­стра­да­ния, и мно­же­ство людей оза­бо­чен­но сле­дят за чужой судь­бой, ко­то­рая их вол­ну­ет и в ко­то­рой под­час вы­ра­же­на судь­ба мно­гих.

 

(23)Чу­я­нов при­е­хал. (24)Во­ро­нин ещё из­да­ли крик­нул ему:

 

– (25)Не под­хо­ди близ­ко! (26)Стена вот-вот рух­нет...

 

(27)Нина Пет­ру­ни­на ле­жа­ла спо­кой­но, и Чу­я­нов до конца жизни не забыл её пре­крас­но­го лица, веера её зо­ло­ти­стых волос, а ноги де­вуш­ки, уже раз­дроб­лен­ные, по­ко­и­лись под гро­мад­ной и мно­го­тон­ной мас­сой по­лу­раз­ру­шен­ной за­вод­ской стены, ко­то­рая едва-едва дер­жа­лась. (28)Здесь же си­де­ла и мать Нины.

 

(29)Чу­я­нов лишь паль­ца­ми кос­нул­ся её плеча, ска­зал:

 

– (30)Сей­час при­едут... укол сде­ла­ют, чтобы не му­чи­лась.

 

(31)Нину кор­ми­ли, всё время де­ла­ли ей бо­ле­уто­ля­ю­щие уколы, и время от вре­ме­ни она спра­ши­ва­ла:

 

– (32)Когда же, ну когда вы меня спасёте?..

 

(33)Яви­лись доб­ро­воль­цы – сол­да­ты из гар­ни­зо­на.

 

– (34)Ре­бя­та, – ска­зал им Чу­я­нов, – как хо­ти­те, а де­ва­ху надо вы­та­щить. (35)Ор­де­нов вам не по­су­лю, но обе­дать в сто­ло­вой об­ко­ма бу­де­те... (36)Вы­ру­чай­те!

 

(37)Лучше мне не ска­зать, чем ска­за­ли оче­вид­цы: «Шесть дней про­дол­жа­лась смер­тель­но опас­ная ра­бо­та. (38)Бойцы осто­рож­но вы­би­ва­ли из стены кир­пи­чик за кир­пи­чи­ком и тут же на место каж­до­го вы­би­то­го кир­пи­ча ста­ви­ли под­пор­ки». (39)Кир­пич за кир­пи­чом – укол за уко­лом. (40)На­ко­нец Нину из­влек­ли из-под раз­ру­шен­ной стены.

 

(41)На­вер­ное, ска­за­лось дав­нее и при­род­ное свой­ство рус­ских людей – со­пе­ре­жи­вать и со­стра­дать чу­жо­му горю; это пре­крас­ное ка­че­ство рус­ско­го на­ро­да, ныне почти уте­рян­ное и раз­ба­за­рен­ное в его мас­со­вом эго­из­ме. (42)Тогда это ка­че­ство было ещё живо, и оно не раз со­гре­ва­ло люд­ские души... (43)По­ду­май­те: ведь эти сол­да­ты-доб­ро­воль­цы из ста­лин­град­ско­го гар­ни­зо­на по­ни­ма­ли, что, спа­сая Нину, каж­дую се­кун­ду могли быть по­гребёнными вме­сте с нею под об­ва­лом стены!

 

(По В. Пи­ку­лю) *

 

* Пи­куль Ва­лен­тин Сав­вич (1928–1990) – со­вет­ский пи­са­тель, автор мно­го­чис­лен­ных ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний.

2. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Алёнку вы­бра­ли участ­во­вать в кон­кур­се кра­со­ты?»

 

1) Ре­бя­та счи­та­ли Алёнку самой кра­си­вой.

2) Ре­бя­та хо­те­ли по­ка­зать де­воч­ке, что без их по­мо­щи она не вы­иг­ра­ет кон­курс.

3) Во­жа­тые по­со­ве­то­ва­ли ре­бя­там вы­брать Алёнку.

4) Алёнка сама за­хо­те­ла участ­во­вать в кон­кур­се.

 

– (1)Маш, Маш, а мы но­вень­кую вы­бра­ли…

 

– (2)Куда вы­бра­ли? – (3)Уже не­де­лю она в от­ря­де, а всё «но­вень­кая»…

 

– (4)В кон­кур­се кра­со­ты участ­во­вать! – (5)Бес­хит­рост­ный ра­дост­ный Герка пре­поднёс мне но­вость, как пи­рож­ное на блю­деч­ке.

 

(6)Я схва­ти­лась за серд­це и по­смот­ре­ла на сто­я­ще­го рядом Ромку.

 

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

 

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

 

(11)Я бро­си­лась к Ан­то­ни­не Мар­ков­не и Олегу.

 

– (12)Ну как вы могли до­пу­стить? (13)Куда вы смот­ре­ли?

 

– (14)Маша, я не по­ни­маю… – рас­те­ря­лась Ан­то­ни­на Мар­ков­на. – (15)На планёрке ска­за­ли вы­брать одну де­воч­ку от от­ря­да, что это глав­ный кон­курс…

 

– (16)Вот имен­но!

 

– (17)Мы стали вы­би­рать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая кра­си­вая!» (20)Я бы не ска­за­ла, но раз они так счи­та­ют…

 

(21)Я живо пред­ста­ви­ла, как они кри­чат, какие у них ехид­ные, злые глаза. (22)В нашем от­ря­де почти все ста­ро­жи­лы, они знают, что такое кон­курс кра­со­ты! (23)Будь ты три­жды рас­кра­са­ви­ца, не вы­пол­нить тебе ни од­но­го за­да­ния без под­держ­ки от­ря­да и зре­лищ­ных но­ме­ров. (24)Но на сцене-то сто­ять толь­ко ей, позор, свист и улю­лю­ка­нье зала при­ни­мать тоже ей одной. (25)Про­сла­вит­ся сразу на весь ла­герь! (26)Как самая «класс­ная» дев­чон­ка или как самая… сами по­ни­ма­е­те.

 

– (27)Если у участ­ни­цы нет под­держ­ки, она будет вы­гля­деть… ну как пол­ная дура! (28)А её, ду­ма­е­те, наши под­дер­жат? (29)Под­ста­ви­ли дев­чон­ку!

 

– (30)Но, Маша, она сама со­гла­си­лась! (31)По­мол­ча­ла с ми­нут­ку, огля­де­ла всех по оче­ре­ди и го­во­рит спо­кой­но так: «Я со­глас­на».

 

(32)Пред­став­ляю, ка­ки­ми гла­за­ми она «огля­де­ла всех»! (33)А ведь могла бы от­ка­зать­ся! (34)За­про­сто! (35)Но она всё по­ня­ла, гор­дая де­воч­ка Алёна Аки­ни­ро­ва, и назло им не от­ка­за­лась.

 

– (36)Зна­чит, так, – ска­за­ла я ре­ши­тель­но. – (37)По­нят­но, что от ребят мы по­мо­щи не дождёмся – они будут вся­че­ски ей вре­дить. (38)По­это­му мы долж­ны при­ло­жить мак­си­мум уси­лий, чтобы по­мочь че­ло­ве­ку.

 

– (39)Да, Маша, – ска­за­ла Ан­то­ни­на Мар­ков­на по­слуш­но.

 

– (40)Хо­ро­шо, Маш, – серьёзно кив­нул Олег.

 

(41)На столе в стек­лян­ной банке мед­лен­но вяли пионы.

 

– (42)Она, на­вер­ное, ду­ма­ет, что она такая не­от­ра­зи­мая, – хи­хи­ка­ли дев­чон­ки, – вый­дет на сцену и всех по­ко­рит своей кра­со­той!

 

– (43)Все сразу по­па­да­ют и дадут ей пер­вое место!

 

– (44)Ни­че­го по­доб­но­го она не ду­ма­ет, – вдруг всту­пил­ся за Алёнку Вась­ка. – (45)И во­об­ще… (46)Она, может, даже не знает, что надо го­то­вить номер, и танец, и груп­пу под­держ­ки? (47)Она же пер­вый раз в ла­ге­ре.

 

(48)После этого слу­чай­но услы­шан­но­го раз­го­во­ра я по­пы­та­лась объ­яс­нить Алёнке, что такое кон­курс кра­со­ты в нашем ла­ге­ре, что от неё тре­бу­ет­ся, но она слу­ша­ла не­тер­пе­ли­во и рас­се­ян­но и на­ко­нец ска­за­ла:

 

– (49)Маша, вы хо­ти­те кого-ни­будь дру­го­го по­ста­вить? (50)Ну, по­жа­луй­ста, мне всё равно…

 

(51)Но по­ста­вить дру­го­го – зна­чит под­дер­жать бой­кот.

 

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза на­пол­ни­лись сле­за­ми, и она ска­за­ла сер­ди­то, с вы­зо­вом:

 

– (53)Ду­ма­ешь, я без них не справ­люсь? (54)Очень надо! (55)Справ­люсь и без них! (56)Вот уви­ди­те.

 

(57)И я по­ня­ла: надо спра­вить­ся во что бы то ни стало.

 

(По Ми­хе­е­вой Т.) *

 

* Ми­хе­е­ва Та­ма­ра (род. в 1979 г.) – со­вре­мен­ная пи­са­тель­ни­ца, ла­у­ре­ат ли­те­ра­тур­ных пре­мий.

3. Какой ва­ри­ант от­ве­та яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем пред­ло­же­ния: «И жен­щи­ны, и муж­чи­ны пели песню вме­сте, не­сколь­ко раз по­вто­ряя одни и те же строч­ки, по­то­му что…»?

 

1) так ве­се­лее было плыть по скуч­ной реке.

2) при­ро­да за­ста­ви­ла их сбли­зить­ся и по­чув­ство­вать веч­ную кра­со­ту.

3) в этих ме­стах оста­нав­ли­вал­ся и от­ды­хал Не­кра­сов.

4) муж­чи­ны хо­те­ли под­дер­жать жен­щин.

 

(1)Был ок­тябрь, на лугах гу­ля­ло стадо, и до­но­си­ло дымом с кар­то­фель­ных полей. (2)Я шёл мед­лен­но, по­смат­ри­вая на пе­ре­ле­ски, на де­ре­вень­ку за ло­щи­ной, и вдруг ясно пред­ста­вил жи­во­го Не­кра­со­ва. (3)Ведь он в этих ме­стах охо­тил­ся, бро­дил с ружьём. (4)Может, у этих ста­рых дуп­ли­стых берёзок и он оста­нав­ли­вал­ся, от­ды­хая на при­гор­ке, бе­се­до­вал с де­ре­вен­ски­ми ре­бя­тиш­ка­ми, думал, сла­гал стро­ки своих сти­хов. (5)Может, по­то­му как живой и ви­дит­ся на этих до­ро­гах Не­кра­сов, что он со­здал, бывая здесь, много по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, вос­пел кра­со­ту верх­не­волж­ской при­ро­ды.

 

(6)Сама по себе при­ро­да вечна и почти не­из­мен­на. (7)Пройдёт сто лет, люди при­ду­ма­ют новые ма­ши­ны, по­бы­ва­ют на Марсе, а леса будут та­ки­ми же, и так же будет при­горш­ня­ми раз­бра­сы­вать ветер зо­ло­той берёзовый лист. (8)И так же, как сей­час, при­ро­да будет бу­дить в че­ло­ве­ке по­ры­вы твор­че­ства. (9)И так же будет стра­дать, не­на­ви­деть и лю­бить че­ло­век...

 

(10)Плыли мы как-то вниз по Вет­лу­ге на ста­рой де­ре­вян­ной барже. (11)Ра­бо­чие лес­пром­хо­за, их было че­ло­век де­сять, иг­ра­ли в карты, ле­ни­во пе­ре­го­ва­ри­ва­лись и ку­ри­ли. (12)А две по­ва­ри­хи и жен­щи­на из рай­о­на си­де­ли на корме и ели яб­ло­ки. (13)Река сна­ча­ла была узкой, бе­ре­га унылы, с лоз­ня­ком и оль­хой, с ко­ря­га­ми на белом песке. (14)Но вот баржа обо­гну­ла от­мель и вышла на ши­ро­кий про­стор. (15)Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ван­но бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной. (16)Ра­бо­чие от­ло­жи­ли карты, а жен­щи­ны пе­ре­ста­ли есть. (17)Не­сколь­ко минут сто­я­ла ти­ши­на. (18)Толь­ко катер по­стре­ли­вал глу­ши­те­лем да за кор­мой вски­па­ла пена.

 

(19)Вско­ре мы вышли на самую се­ре­ди­ну реки, и, когда за из­ги­бом по­ка­зал­ся ху­то­рок с убе­га­ю­щей в поле до­ро­гой, жен­щи­на скло­ни­ла го­ло­ву набок и за­пе­ла тихо:

 

Куда бе­жишь, тро­пин­ка милая,

 

Куда зовёшь, куда ведёшь...

 

(20)По­ва­ри­хи тоже стали гля­деть на до­ро­гу и, пока жен­щи­на де­ла­ла паузу, как бы забыв что-то, по­вто­ри­ли пер­вые слова песни, а потом уж все вме­сте ладно и со­глас­но за­кон­чи­ли:

 

Кого ждала, кого лю­би­ла я,

 

Уж не во­ро­тишь, не вернёшь...

 

(21)Они не­ко­то­рое время мол­ча­ли, не от­ры­вая серьёзных лиц от бе­ре­га, и, вздох­нув, по­пра­вив пла­точ­ки, про­дол­жа­ли петь, смот­ря друг на друга и как бы чув­ствуя род­ство душ.

 

(22)А муж­чи­ны, сдви­нув брови и под­жав губы, тоже уста­ви­лись на ху­то­рок, и кое-кто из них не­воль­но под­тя­ги­вал, не зная слов или стес­ня­ясь петь в голос. (23)И целый час все вме­сте пели они эту песню, по не­сколь­ку раз по­вто­ряя одни и те же строч­ки, а баржа ка­ти­ла себе вниз по Вет­лу­ге, по лес­ной дикой реке. (24)Я смот­рел на них, вдох­новлённых, и думал о том, что вот все они раз­ные, а сей­час вдруг они как бы оди­на­ко­вы­ми стали, что-то за­ста­ви­ло их сбли­зить­ся, за­быть­ся, по­чув­ство­вать веч­ную кра­со­ту. (25)Ещё по­ду­мал я и о том, что кра­со­та, видно, живёт в серд­це каж­до­го че­ло­ве­ка и очень важно су­меть раз­бу­дить её, не дать ей уме­реть, не проснув­шись.

 

(По Ю.Т. Гри­бо­ву) *

 

* Гри­бов Юрий Та­ра­со­вич – со­вре­мен­ный пи­са­тель, член ред­кол­ле­гии серии книг «Живая па­мять», автор книг «Со­ро­ко­вой бор», «Ржа­ной хлеб», «Пе­ре­лом лета» и др.

4. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ро­со­ма­ха в зоо­пар­ке пе­ре­ста­ла тос­ко­вать и рвать­ся на волю?»

 

1) В зоо­пар­ке слу­жи­те­ли про­яви­ли за­бо­ту о ро­со­ма­хе и со­зда­ли ей бла­го­при­ят­ные усло­вия для ухода за детёны­ша­ми.

2) В зоо­пар­ке ро­со­ма­ха была за­щи­ще­на от хищ­ни­ков, чего не было бы на воле.

3) В зоо­пар­ке ро­со­ма­хе было легче сле­дить за детёны­ша­ми и обе­ре­гать их от опас­но­сти.

4) За­бо­та о детёнышах вы­тес­ни­ла у ро­со­ма­хи ин­стинкт ди­ко­го зверя, стре­мя­ще­го­ся на волю.

 

(1)Од­на­ж­ды ран­ней вес­ной при­вез­ли в зоо­парк ро­со­ма­ху. (2)Она была по­хо­жа на огром­ную ку­ни­цу: тёмно-бурая, по­кры­тая длин­ной жёсткой шер­стью. (3)По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.

(4)В клет­ку по­ста­ви­ли де­ре­вян­ный домик. (5)Од­на­ко ро­со­ма­хе домик не по­нра­вил­ся. (6)После дол­гих по­ис­ков она устро­и­ла ло­го­во под до­ми­ком: вы­ры­ла не­боль­шое углуб­ле­ние, вы­стла­ла его своей шер­стью, а через не­сколь­ко дней от­ту­да по­слы­шал­ся писк но­во­рождённых.

(7)С по­яв­ле­ни­ем ма­лень­ких детёнышей ро­со­ма­ха пе­ре­ста­ла тос­ко­вать и рвать­ся на волю. (8)А если же её детёнышам гро­зи­ла опас­ность, она как-то по-осо­бен­но­му ры­ча­ла, и детёныши, слов­но по ко­ман­де, скры­ва­лись под до­ми­ком. (9)Осо­бен­но вол­но­ва­лась ро­со­ма­ха, когда они под­хо­ди­ли к со­сед­ней клет­ке, в ко­то­рой си­де­ли два злю­щих волка. (10)Серые хищ­ни­ки давно охо­ти­лись за её ма­лы­ша­ми. (11)Если те под­бе­га­ли к решётке, волки злоб­но ры­ча­ли, шерсть у них под­ни­ма­лась дыбом, они хва­та­ли зу­ба­ми

за сетку и с силой дёргали, ста­ра­ясь схва­тить ро­со­ма­шек.

(12)Днём вол­ков от­го­нял слу­жи­тель. (13)Зато ночью им никто не мешал. (14)И вот од­на­ж­ды, когда волки, как обыч­но, дёргали сетку, она не вы­дер­жа­ла на­по­ра, разо­рва­лась, и два серых хищ­ни­ка про­лез­ли в клет­ку к ро­со­ма­хе.

(15)Уви­дев, что детёнышам гро­зит опас­ность, мать смело бро­си­лась к ним на за­щи­ту. (16)Она была го­раз­до сла­бее двух вол­ков и, не будь у неё детей, уж, на­вер­ное, по­ста­ра­лась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оста­вить своих детёнышей ро­со­ма­ха-мать?

(18)Она ярост­но ки­да­лась то на од­но­го, то на дру­го­го волка, увёрты­ва­лась от их уку­сов, бро­са­лась опять, не давая им по­дой­ти к детям.

(19)Не­сколь­ко раз про­бо­ва­ли волки про­брать­ся к ним под домик, и каж­дый раз их от­го­ня­ла ро­со­ма­ха.

(20)Но вдруг в борь­бе кто-то опро­ки­нул де­ре­вян­ный домик. (21)Две ма­лень­кие ис­пу­ган­ные ро­со­маш­ки оста­лись со­всем без при­кры­тия. (22)Жаж­ду­щие до­бы­чи волки уже го­то­вы были схва­тить их, но мать успе­ла за­крыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на ма­лы­шей и, с какой бы сто­ро­ны ни ста­ра­лись их схва­тить волки, мо­мен­таль­но по­во­ра­чи­ва­лась и встре­ча­ла их оска­лен­ной па­стью.

(24)За­кры­вая собой детёнышей, ро­со­ма­ха даже не могла те­перь увер­нуть­ся от уку­сов вол­ков и всё-таки на­хо­ди­ла в себе силы от­би­вать их на­па­де­ние.

(25)Не­из­вест­но, чем бы кон­чил­ся этот не­рав­ный бой, если бы на шум не при­бе­жал сто­рож. (26)Он быст­ро отпер клет­ку и за­гнал вол­ков на место. (27)Потом креп­ко за­де­лал от­вер­стие и подошёл к ро­со­ма­хе. (28)Она так осла­бе­ла, что у неё не было даже сил под­нять­ся. (29)И всё-таки, когда сто­рож хотел по­гля­деть, целы ли её ма­лы­ши, она оска­ли­ла зубы и по-преж­не­му была го­то­ва их за­щи­щать.

(30)Убе­див­шись, что ма­лы­ши не­вре­ди­мы, сто­рож ушёл, а ро­со­ма­ха с тру­дом при­под­ня­лась и стала нежно ли­зать взъеро­шен­ную шёрстку своих детёнышей.

 

(По В. Ча­п­ли­ной)*

 

* Ча­п­ли­на (Ми­хай­ло­ва) Вера Ва­си­льев­на (1908–1994) – из­вест­ная дет­ская пи­са­тель­ни­ца.

5. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Ва­дим­ка не смог уто­пить щен­ков?»

 

1) У Ва­дим­ки не хва­ти­ло духа вы­пол­нить при­каз ма­те­ри, по­то­му что ему было жаль ма­лень­ких щен­ков.

2) Ва­дим­ка тянул время, на­де­ясь, что мать пе­ре­ду­ма­ет и раз­ре­шит оста­вить щен­ков.

3) Ва­дим­ка на­де­ял­ся от­дать щен­ков кому-ни­будь из од­но­сель­чан, в доб­рые руки.

4) Ва­дим­ка был сла­бым и не­ре­ши­тель­ным маль­чи­ком.

 

(1)Утро ды­ша­ло све­же­стью. (2)Над рекой висел про­зрач­ный туман, но сол­неч­ные лучи уже зо­ло­ти­ли тихую гладь. (3)Под­ни­мав­ший­ся берег по­кры­ва­ла изу­мруд­ная трава, ис­пещрённая бес­чис­лен­ны­ми ис­кор­ка­ми росы. (4)Воз­дух, на­сы­щен­ный пря­ны­ми аро­ма­та­ми диких цве­тов, за­стыл. (5)Тихо – лишь в за­рос­лях ка­мы­ша у самой воды ко­ло­коль­ца­ми зве­не­ли ко­ма­ры. (6)Ва­дим­ка сидел на бе­ре­гу и смот­рел, как ста­рый то­поль ро­ня­ет бе­ло­снеж­ные, кру­жа­щи­е­ся в за­стыв­шем воз­ду­хе пу­шин­ки и как они бе­лы­ми ко­раб­ли­ка­ми плы­вут по реке. (7)Тон­кое по­ску­ли­ва­ние на­ру­ши­ло спо­кой­ствие утра.

 

(8)Маль­чик вздрог­нул – вспом­нил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы под­сту­пи­ли к горлу, стали ду­шить, но он сдер­жал­ся – не за­пла­кал.

 

(10)Вчера още­ни­лась Жучка: при­нес­ла чет­ве­рых. (11)Мать уви­де­ла Жуч­кин живот и давай при­чи­тать на всю де­рев­ню! (12)«Не угля­дел! (13)Сколь­ко раз го­во­ри­ла: не пус­кай со­ба­ку со двора! (14)Что при­ка­жешь

с ними де­лать?»

 

(15)Ви­но­ват Ва­дим­ка. (16)И спрос те­перь с него. (17)Мать при­ка­за­ла

к ве­че­ру от щенят из­ба­вить­ся – уто­пить. (18)Легко ска­зать, а вот по­про­буй, ис­пол­ни... (19)Они хоть ма­лень­кие, сле­пые, а живые су­ще­ства!

 

(20)Пред­ста­вить, как Жуч­ки­ных щенят то­пить будет, Ва­дим­ка не мог. (21)Ка­за­лось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сде­ла­ет своё дело – и гуляй без хло­пот и забот...

 

(22)Ва­дим­ка так не сумел бы. (23)Раз­ма­зы­вая гряз­ны­ми ла­до­ня­ми слёзы, утёр лицо, сло­жил щенят об­рат­но и ре­ши­тель­но на­пра­вил­ся в де­рев­ню.

 

(24)У сель­по в ожи­да­нии утрен­не­го хлеба тол­пил­ся народ – всё боль­ше жен­щи­ны. (25)Уви­дав зна­ко­мое лицо, Ва­дим­ка подошёл к кры­леч­ку.

 

– (26)Здрав­ствуй­те, тётя Маша, – за­ли­ва­ясь крас­кой, об­ра­тил­ся

к до­род­ной жен­щи­не.

 

– (27)Здо­ро­во! (28)Чего в мешке? – сразу за­ин­те­ре­со­ва­лась лю­бо­пыт­ная тётя Маша.

 

– (29)Сей­час по­ка­жу! – за­су­е­тил­ся Ва­дим­ка. – (30)Щенки Жуч­ки­ны. (31)Может, возьмёте?

 

– (32)Разве щенки? (33)Кры­ся­та какие-то, – сост­ри­ла жен­щи­на. (34)Со­брав­ши­е­ся во­круг прыс­ну­ли.

 

– (35)Ма­лень­кие ещё – вчера ро­ди­лись...

 

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона раз­ре­ве­лись – жрать хотят.

 

– (38)Не могу. (39)Мать за­пре­ти­ла с ними домой воз­вра­щать­ся... (40)Может, всё-таки возьмёте?

 

(41)Но жен­щи­ны, по­те­ряв к мешку ин­те­рес, одна за дру­гой рас­хо­ди­лись. (42)Сель­по от­кры­ли, и тётя Маша де­ло­ви­то на­пра­ви­лась к две­рям. (43)Вздох­нув, маль­чик уныло поплёлся прочь.

 

– (44)Вадик, по­стой!

 

(45)Ва­дим­ка обер­нул­ся: Ни­ко­лай Его­рыч – кол­хоз­ный ве­те­ри­нар, дав­ний при­я­тель отца.

 

– (46)Ты вот что, сту­пай к деду Бо­ри­су – охот­ни­ку. (47)У него Силь­ва, между про­чим, още­ни­лась, во­семь штук при­нес­ла. (48)Может, возьмёт ста­рик твоих-то.

 

(49)Окрылённый, мчал­ся Ва­дим­ка к дому охот­ни­ка...

 

(По А. Ни­коль­ской) *

 

* Ни­коль­ская Анна (род. в 1979 г.) – со­вре­мен­ная рос­сий­ская дет­ская пи­са­тель­ни­ца.

6. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лёше так хо­те­лось, чтобы его за­ме­ти­ли од­но­класс­ни­ки?»

 

1) Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

2) Не ве­ли­кий по­двиг, а всё же было бы как-то легче: все­об­щее при­зна­ние могло из­ба­вить его от горь­ко­го чув­ства оди­но­че­ства.

3) Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но, не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку.

4) – А на уро­ках надо обя­за­тель­но слу­шать, что го­во­рят учи­те­ля? – спро­сил Лёша с иро­ни­ей, ко­то­рую ему ещё ни разу не уда­ва­лось про­де­мон­стри­ро­вать ни перед одной де­воч­кой.

 

(1)Мо­дель атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (2)Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

 

– (3)Ну что, так никто и не по­мо­жет гвоздь за­бить? – воз­му­ща­лась Галя Виш­ня­ко­ва, самая кра­си­вая де­воч­ка школы. (4)Она вме­сте с Зи­ноч­кой никак не могла спра­вить­ся с пол­кой. – (5)Маль­чи­ки, я уже себе все паль­цы от­шиб­ла.

 

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не ве­ли­кий по­двиг, а всё же было бы как-то легче: все­об­щее при­зна­ние могло из­ба­вить его от горь­ко­го чув­ства оди­но­че­ства. (8)Но как толь­ко он подошёл к де­воч­кам, как у Гали опять по­яви­лось стрем­ле­ние к са­мо­сто­я­тель­но­сти. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И до­жда­лась. (11)Мо­ло­ток пе­ре­хва­тил строй­ный ги­гант

в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках – Вах­танг.

 

(12)Зи­ноч­ка по­жа­ле­ла Лёшу.

 

– (13)Пус­кай этот тип прибьёт, – чтобы уте­шить Лёшу, Зи­ноч­ка

пре­не­бре­жи­тель­но кив­ну­ла на Вах­тан­га, – он выше ро­стом.

 

(14)Лёша пе­чаль­но смот­рел, как Вах­танг, сде­лав не­сколь­ко

«раз­ми­ноч­ных» дви­же­ний, са­да­нул мо­лот­ком мимо гвоз­дя и за­пры­гал, дуя на

ушиб­лен­ные паль­цы. (15)Забыв про Лёшу, де­воч­ки бла­го­склон­но за­сме­я­лись: Вах­тан­гу про­ща­лось всё.

 

(16)Лёша отошёл от них с пре­зри­тель­ным же­стом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горь­кое чув­ство не про­хо­ди­ло.

 

(18)И вдруг в луче света, па­дав­ше­го из окна, Лёша уви­дел но­вень­кую. (19)Из не­при­мет­ной де­воч­ки она те­перь пре­вра­ти­лась в самую за­мет­ную. (20)В очках, шо­ко­лад­но-ко­рич­не­вая от юж­но­го за­га­ра, де­воч­ка так

улыб­ну­лась ему, что он даже огля­дел­ся по сто­ро­нам.

 

(21)Но ни­ко­го дру­го­го, кому могла пред­на­зна­чать­ся эта улыб­ка,

по­бли­зо­сти не ока­за­лось.

 

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спро­си­ла де­воч­ка, и Лёша понял, что она давно уже на­блю­да­ла за ним.

 

(23)Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но,

не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий

ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку.

 

– (24)За­пом­ни­ла, – осто­рож­но ска­зал Лёша и, ка­жет­ся, ни­че­го не ис­пор­тил.

 

– (25)По­то­му что как раз про Клеро читаю, а его звали Алек­сис.

 

– (26)А ты Женя Ка­рет­ни­ко­ва, из Крас­но­да­ра, – от­ве­тил Лёша, опа­са­ясь, как бы раз­го­вор не за­стрял на не­ве­до­мом Алек­си­се.

 

– (27)За­пом­нил, – ска­за­ла Женя.

 

(28)По­сте­пен­но Лёша понял, что ор­кестр ис­пол­ня­ет не такую уж

труд­ную ме­ло­дию, что в ней воз­мож­ны не­ко­то­рые воль­но­сти и что он, Лёша,

тоже впол­не на уров­не.

 

– (29)А по­че­му ты на уро­ках всё время в окно смот­ришь? – спро­си­ла Женя и по­до­шла к Лёши­но­му окну. – (30)Что ты там уви­дел?

 

(31)Лёша встал с Женей рядом.

 

(32)Из окна им был виден боль­шой от­кры­тый па­ви­льон «Фрук­ты –овощи», рас­по­ло­жив­ший­ся на дру­гой сто­ро­не улицы. (33)Рядом от­ра­жа­ла осле­пи­тель­ную си­не­ву осен­не­го неба стек­лян­ная те­ле­фон­ная будка.

 

– (34)А на уро­ках надо обя­за­тель­но слу­шать, что го­во­рят учи­те­ля? – спро­сил Лёша с иро­ни­ей, ко­то­рую ему ещё ни разу не уда­ва­лось про­де­мон­стри­ро­вать ни перед одной де­воч­кой.

 

– (35)Если не при­ду­мал что-ни­будь но­вень­кое вме­сто: «Я учил, но забыл».

 

(36)Лёша за­сме­ял­ся.

 

– (37)Эти слова надо вы­сечь в мра­мо­ре, – ска­зал он.

 

– (38)Ты мо­жешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – пред­ло­жи­ла Женя.

 

(По М. Львов­ско­му) *

 

* Ми­ха­ил Гри­го­рье­вич Львов­ский (1919–1994) – рус­ский со­вет­ский поэт-пе­сен­ник, дра­ма­тург, сце­на­рист.

7. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ре­бя­та не за­бра­ли яйца ка­па­лу­хи из гнез­да?»

 

1) Ка­па­лу­ха от­ча­ян­но за­щи­ща­ла своих бу­ду­щих птен­цов, и ре­бя­там не уда­лось за­брать из гнез­да яйца птицы.

2) Яйца были тёплыми, почти го­ря­чи­ми, и их не­воз­мож­но было нести в руках.

3) По­до­шед­ший к ре­бя­там учи­тель не раз­ре­шил детям разо­рять гнез­до ка­па­лу­хи, увёл их от гнез­да.

4) Ре­бя­та по­жа­ле­ли птицу, видя, как она са­мо­от­вер­жен­но за­бо­тит­ся о бу­ду­щих птен­цах и за­щи­ща­ет их.

 

(1)Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на ста­рую, за­ва­лен­ную де­ре­вья­ми про­се­ку. (2)Бычки и те­ля­та, да и мы тоже, та­щи­лись мед­лен­но и уста­ло, с тру­дом пе­ре­би­ра­лись через суч­ко­ва­тый ва­леж­ник.

 

(3)В одном месте на про­се­ку вы­дал­ся не­боль­шой бу­го­ро­чек, сплошь за­тя­ну­тый блед­но­ли­стым до­цве­та­ю­щим чер­нич­ни­ком. (4)Зелёные пу­пы­рыш­ки бу­ду­щих чер­нич­ных ягод вы­пу­сти­ли чуть за­мет­ные серые бы­ли­ноч­ки-ле­пест­ки, и они как-то не­за­мет­но осы­па­лись. (5)Потом ягод­ка начнёт уве­ли­чи­вать­ся, баг­ро­веть, затем си­неть и, на­ко­нец, сде­ла­ет­ся чёрной с се­до­ва­тым налётом.

 

(6)У чер­нич­но­го бу­гор­ка под­нял­ся шум. (7)Я по­спе­шил к бу­гор­ку и уви­дел, как по нему с рас­пу­щен­ны­ми кры­лья­ми бе­га­ет кру­га­ми глу­хар­ка (охот­ни­ки на­зы­ва­ют её ка­па­лу­хой).

 

– (8)Гнез­до! (9)Гнез­до! – кри­ча­ли ре­бя­та.

 

(10)Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел.

 

– (11)Да вот же, вот! – по­ка­за­ли ре­бя­тиш­ки на зелёную ко­ря­гу, возле ко­то­рой я стоял.

 

(12)Я гля­нул, и серд­це моё за­би­лось от ис­пу­га: чуть было не на­сту­пил на гнез­до. (13)Нет, оно не на бу­гор­ке было свито, а по­сре­ди про­се­ки, под упру­го вы­дав­шим­ся из земли кор­нем. (14)Об­рос­шая мхом со всех сто­рон и свер­ху тоже, за­тя­ну­тая се­ды­ми кос­ма­ми, эта не­при­мет­ная хатка была при­от­кры­та в сто­ро­ну чер­нич­но­го бу­гор­ка. (15)В хатке утеплённое мхом гнез­до. (16)В гнез­де че­ты­ре ря­бо­ва­тых свет­ло-ко­рич­не­вых яйца. (17)Яйца чуть по­мень­ше ку­ри­ных. (18)Я по­тро­гал одно яйцо паль­цем – оно было тёплое, почти го­ря­чее.

 

– (19)Возьмём! – вы­дох­нул маль­чиш­ка, сто­яв­ший рядом со мною.

 

– (20)Зачем?

 

– (21)Да так!

 

– (22)А что будет с ка­па­лу­хой? (23)Вы по­гля­ди­те на неё!

 

(24)Ка­па­лу­ха ме­та­лась в сто­ро­не. (25)Кры­лья у неё всё ещё раз­бро­ше­ны, и она мела ими землю. (26)На гнез­де она си­де­ла с рас­пу­щен­ны­ми кры­лья­ми, при­кры­ва­ла своих бу­ду­щих детей, со­хра­няя для них цен­ное тепло. (27)По­то­му и за­ко­сте­не­ли от не­по­движ­но­сти кры­лья птицы. (28)Она пы­та­лась и не могла взле­теть. (29)На­ко­нец взле­те­ла на ветку ели, села над на­ши­ми го­ло­ва­ми. (30)И тут мы уви­де­ли, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пу­пы­ри­стой груди часто-часто тре­пе­щет кожа. (31)Это от ис­пу­га, гнева и бес­стра­шия би­лось пти­чье серд­це.

 

– (32)А пух-то она вы­щи­па­ла сама и яйца греет голым жи­во­том, чтобы каж­дую каплю сво­е­го тепла от­дать за­рож­да­ю­щим­ся пти­цам, – ска­зал по­до­шед­ший учи­тель.

 

– (33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каж­дую ка­пель­ку... – груст­но, по-взрос­ло­му ска­зал кто-то из ребят и, долж­но быть, за­стес­няв­шись этих неж­ных слов, про­из­несённых впер­вые в жизни, крик­нул: «А ну пошли стадо до­го­нять!»

 

(36)И все ве­се­ло по­бе­жа­ли от ка­па­лу­хи­но­го гнез­да. (37)Ка­па­лу­ха си­де­ла на сучке, вы­тя­нув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не сле­ди­ли за нами. (39)Они це­ли­лись на гнез­до, и, как толь­ко мы не­мно­го ото­шли, она плав­но сле­те­ла с де­ре­ва, за­полз­ла в гнез­до, рас­пу­сти­ла кры­лья и за­мер­ла.

 

(40)Глаза её на­ча­ли за­тя­ги­вать­ся дрёмной плёнкой, но вся она была на­сто­ро­же, вся на­пру­жи­не­на. (41)Серд­це ка­па­лу­хи би­лось силь­ны­ми толч­ка­ми, на­пол­няя теп­лом и жиз­нью че­ты­ре круп­ных яйца, из ко­то­рых через не­де­лю-две, а может, и через не­сколь­ко дней по­явят­ся го­ло­ва­стые глу­ха­ря­та.

 

(42)И когда они вы­рас­тут, когда звон­ким зо­ре­вым ап­рель­ским утром уро­нят свою первую песню в боль­шую и доб­рую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, не­по­нят­ные нам пти­чьи слова о ма­те­ри, ко­то­рая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

 

(По В.П. Аста­фье­ву) *

 

* Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924–2001) – вы­да­ю­щий­ся рус­ский со­вет­ский про­за­ик.

8. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лена была встре­во­же­на?»

 

1) Лена бо­я­лась, что её ша­ло­сти рас­сер­ди­ли ро­ди­те­лей.

2) Лена стро­и­ла раз­но­об­раз­ные планы на вос­кре­се­нье и никак не могла ре­шить, чему от­дать пред­по­чте­ние.

3) Ле­ни­ны ро­ди­те­ли со­би­ра­лись уйти по делам, и ей пер­вый раз в жизни при­ш­лось бы остать­ся одной дома.

4) Лена пред­став­ля­ла войну как игру, и она не могла по­нять, по­че­му это из­ве­стие рас­стро­и­ло ро­ди­те­лей.

 

(1)Сол­неч­ные лучи, легко прон­зая белые за­на­ве­си, ве­е­ром раз­ле­та­ют­ся по ком­на­те.

 

(2)Что сулит мне этот дол­го­ждан­ный вос­крес­ный день? (3)Может, буду по­мо­гать маме со­би­рать­ся на дачу. (4)На даче, в двух шагах от за­стеклённой ве­ран­ды, висит удоб­ный, глу­бо­кий гамак, в ко­то­рый так хо­чет­ся по­ско­рее за­лезть, что он мне снит­ся по ночам – в виде ска­зоч­ной ладьи, плы­ву­щей над сос­но­вым лесом. (5)А ещё на даче име­ет­ся сер­ди­тый мед­ный са­мо­вар. (6)Он кор­мит­ся шиш­ка­ми и очень не­до­во­лен, когда их мало.

 

(7)А может быть, се­год­ня пойдём гу­лять через Туч­ков мост, на Пет­ро­град­скую сто­ро­ну. (8)За­бредём в Зоо­сад. (9)Вот это будет здо­ро­во! (10)Со­сед­ская Ироч­ка рас­ска­зы­ва­ла, что там с не­дав­них пор ка­та­ют не толь­ко на пони, но и на вер­блю­дах.

 

(11)А может, мы по­едем в боль­шой парк на ост­ро­вах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне не­мно­го по­гре­сти. (13)Но это – мечты. (14)А по­ка­мест я ещё лежу в своей кро­ва­ти.

 

(15)Вот скрип­ну­ла дверь. (16)Ныряю с го­ло­вой под оде­я­ло. (17)Пус­кай папа по­ду­ма­ет, что я куда-то по­де­ва­лась. (18)Я часто так от него пря­чусь, а он очень пу­га­ет­ся и дра­ма­ти­че­ским го­ло­сом взы­ва­ет к не­су­ще­ству­ю­щей пуб­ли­ке:

 

– (19)Про­пал ребёнок! (20)Вот не­сча­стье! (21)Куда же он у меня по­де­вал­ся? (22)Надо сроч­но по­зво­нить в ми­ли­цию! (23)Вы слу­чай­но не ви­де­ли, до­ро­гие граж­да­не, здесь одну про­тив­ную дев­чон­ку, ко­то­рая вечно про­па­да­ет? (24)Ленка, Ленка, где ты?

 

(25)Тут я вы­ска­ки­ваю и ору:

 

– (26)Не надо ми­ли­цию! (27)Я на­шлась!

 

– (28)Ах, ты на­шлась, – го­во­рит папа, – вот я тебя сей­час!

 

(29)И у нас на­чи­на­ет­ся раз­весёлая возня, бе­гот­ня по ком­на­те и швы­ря­ние по­ду­шек до тех пор, пока мама ре­ши­тель­но не пре­кра­ща­ет этот шум, ко­то­рый может по­тре­во­жить со­се­дей.

 

(30)Лежу, при­та­ив­шись, и хи­хи­каю под оде­я­лом, но никто меня не ищет. (31)Делаю ма­лень­кую щёлку и огля­ды­ваю ком­на­ту одним гла­зом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле та­бу­рет­ки с моими ве­щич­ка­ми. (34)Она на­кло­ня­ет­ся, берёт пла­тьи­це, пе­ре­би­ра­ет его ру­ка­ми, а сама смот­рит куда-то в сто­ро­ну, в одну точку, и лицо у неё на­пряжённое и такое пе­чаль­ное, что мне ста­но­вит­ся не по себе.

 

(35)Вы­сво­бож­да­юсь из-под оде­я­ла – мама слов­но не видит меня.

 

– (36)Ма­му­лень­ка, ви­дишь, я уже вста­ла…

 

– (37)Да, да…

 

(38)Мама всё ещё от­сут­ству­ет, её нет со мной.

 

(39)Ти­хонь­ко до­тра­ги­ва­юсь до ма­ми­ной руки, и вдруг она, обыч­но такая сдер­жан­ная, креп­ко-креп­ко, до боли, об­ни­ма­ет меня, при­жи­ма­ет к себе, будто бо­ит­ся, что меня могут от­нять у неё, за­брать, уве­сти.

 

(40)При­хо­дит папа. (41)Он тоже какой-то не­обыч­ный, невесёлый.

 

– (42)Лена, – мед­лен­но го­во­рит он, – се­год­ня война на­ча­лась. (43)По­будь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

 

…(45)Я встре­во­же­на. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От маль­чи­шек из на­ше­го двора я знаю, что война – самая ин­те­рес­ная на свете игра, в ко­то­рую дев­чо­нок берут толь­ко в виде ис­клю­че­ния. (50)Все бегут, стре­ля­ют из де­ре­вян­ных пи­сто­ле­тов, ро­га­ток, кри­чат «Ура!» и де­рут­ся. (51)Но это игра… (52)А как вы­гля­дит война вза­прав­даш­няя?

 

(По Э.Е. Фо­ня­ко­вой) *

 

* Фо­ня­ко­ва Элла Еф­ре­мов­на (род. в 1934 г.) – пе­тер­бург­ская пи­са­тель­ни­ца, чьи про­из­ве­де­ния по­свя­ще­ны ле­нин­град­ской бло­ка­де, с ко­то­рой сов­па­ло дет­ство ав­то­ра..

9. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Чай­ков­ский был не­до­во­лен своим твор­че­ством?»

 

1) Чай­ков­ско­му ме­ша­ли по­сто­рон­ние звуки в ста­ром рас­сох­шем­ся доме.

2) Чай­ков­ско­му не уда­ва­лось по­ло­жить на ноты ту му­зы­ку, ко­то­рая рож­да­лась в его душе ночью.

3) Чай­ков­ско­му ка­за­лось, что его му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния не могут пе­ре­дать всю кра­со­ту и мно­го­об­ра­зие окру­жа­ю­щей жизни.

4) Чай­ков­ский часто за­бы­вал ме­ло­дии, ко­то­рые рож­да­лись у него во сне.

 

(1)Дом рас­сох­ся от ста­ро­сти, а может быть, и от того, что он стоял на по­ля­не в сос­но­вом лесу и от сосен всё лето тя­ну­ло жаром.

 

(2)Чай­ков­ско­му нра­вил­ся этот де­ре­вян­ный дом. (3)Един­ствен­ное, что раз­дра­жа­ло ком­по­зи­то­ра, – это скри­пу­чие по­ло­ви­цы. (4)Чтобы прой­ти от двери к роялю, надо было пе­ре­сту­пить через пять шат­ких по­ло­виц. (5)Со сто­ро­ны это вы­гля­де­ло, долж­но быть, за­бав­но, когда по­жи­лой ком­по­зи­тор про­би­рал­ся к роялю, рас­смат­ри­вал по­ло­ви­цы при­щу­рен­ны­ми гла­за­ми.

 

(6)Если уда­ва­лось прой­ти так, чтобы ни одна из них не скрип­ну­ла, Чай­ков­ский са­дил­ся за рояль и усме­хал­ся. (7)Не­при­ят­ное оста­лось по­за­ди, а сей­час начнётся уди­ви­тель­ное и весёлое: рас­сох­ший­ся дом запоёт от пер­вых же зву­ков рояля. (8)На любую кла­ви­шу от­зо­вут­ся тон­чай­шим ре­зо­нан­сом сухие стро­пи­ла, и двери, и ста­руш­ка люст­ра, по­те­ряв­шая по­ло­ви­ну своих хру­ста­лей, по­хо­жих на ду­бо­вые ли­стья.

 

(9)Самая про­стая му­зы­каль­ная тема разыг­ры­ва­лась этим домом, как сим­фо­ния.

 

(10)С не­ко­то­рых пор Чай­ков­ско­му на­ча­ло ка­зать­ся, что дом уже с утра ждёт, когда ком­по­зи­тор, на­пив­шись кофе, сядет за рояль. (11)Дом ску­чал без зву­ков.

 

(12)Ино­гда ночью, про­сы­па­ясь, Чай­ков­ский слы­шал, как, по­трес­ки­вая, пропоёт то одна, то дру­гая по­ло­ви­ца, как бы вспом­нив его днев­ную му­зы­ку и вы­хва­тив из неё лю­би­мую ноту. (13)Ещё это на­по­ми­на­ло ор­кестр перед увер­тю­рой, когда ор­кест­ран­ты на­стра­и­ва­ют ин­стру­мен­ты. (14)То тут, то там – то на чер­да­ке, то в ма­лень­ком зале, то в за­стеклённой при­хо­жей – кто-то тро­гал стру­ну. (15)Чай­ков­ский сквозь сон улав­ли­вал ме­ло­дию, но, проснув­шись утром, за­бы­вал её. (16)Он на­пря­гал па­мять и взды­хал: как жаль, что ноч­ное трень­ка­нье де­ре­вян­но­го дома нель­зя сей­час про­иг­рать! (17)При­слу­ши­ва­ясь к ноч­ным зву­кам, он часто думал, что вот про­хо­дит жизнь, а ни­че­го ещё тол­ком не сде­ла­но. (18)Ещё ни разу ему не уда­лось пе­ре­дать тот лёгкий вос­торг, что воз­ни­ка­ет от зре­ли­ща ра­ду­ги, от аука­нья кре­стьян­ских де­ву­шек в чаще, от самых про­стых яв­ле­ний окру­жа­ю­щей жизни.

 

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труд­нее оно ло­жи­лось на му­зы­ку. (20)Как пе­ре­дать хотя бы вче­раш­ний слу­чай, когда он укрыл­ся от про­лив­но­го дождя в избе у объ­езд­чи­ка Ти­хо­на! (21)В избу вбе­жа­ла Феня – дочь Ти­хо­на, де­воч­ка лет пят­на­дца­ти. (22)С её волос сте­ка­ли капли дождя. (23)Две капли по­вис­ли на кон­чи­ках ма­лень­ких ушей. (24)Когда из-за тучи уда­ри­ло солн­це, капли в ушах у Фени за­бле­сте­ли, как ал­маз­ные серь­ги.

 

(25)Но Феня стрях­ну­ла капли, всё кон­чи­лось, и он понял, что ни­ка­кой му­зы­кой не смо­жет пе­ре­дать пре­лесть этих мимолётных ка­пель.

 

(26)Нет, оче­вид­но, это ему не дано. (27)Он ни­ко­гда не ждал вдох­но­ве­ния. (28)Он ра­бо­тал, ра­бо­тал, как подёнщик, как вол, и вдох­но­ве­ние рож­да­лось в ра­бо­те.

 

(29)По­жа­луй, боль­ше всего ему по­мо­га­ли леса, про­се­ки, за­рос­ли, за­бро­шен­ные до­ро­ги, этот уди­ви­тель­ный воз­дух и все­гда не­мно­го пе­чаль­ные рус­ские за­ка­ты. (30)Он не про­ме­ня­ет эти ту­ман­ные зори ни на какие ве­ли­ко­леп­ные по­злащённые за­ка­ты Ита­лии. (31)Он без остат­ка отдал своё серд­це Рос­сии – её лесам и де­ре­вуш­кам, око­ли­цам, тро­пин­кам и пес­ням. (32)Но с каж­дым днём его всё боль­ше му­ча­ет не­воз­мож­ность вы­ра­зить всю по­э­зию своей стра­ны. (33)Он дол­жен до­бить­ся этого. (34)Нужно толь­ко не ща­дить себя.

 

(По К.Г. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892–1968) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, клас­сик оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

10. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му после уро­ков Женя летел домой как на кры­льях?»

 

1) Отец купил ему новый ве­ло­си­пед.

2) Новый ве­ло­си­пед был ещё лучше преж­не­го, и Жене хо­те­лось по­хва­стать­ся перед дру­гом.

3) Женя ра­до­вал­ся, что сумел из­бе­жать на­ка­за­ния за раз­би­тый ве­ло­си­пед и Саша не выдал его ро­ди­те­лям.

4) Женя с по­мо­щью отца нашёл спо­соб ис­ку­пить свою вину.

 

(1)Саша и Женя дру­жат с ран­не­го дет­ства, или, как го­во­рят, с пелёнок. (2)Ведь дру­жат не толь­ко они, но и их папы и мамы. (3)Маль­чи­ки вме­сте ходят в школу в один класс, вме­сте учат уроки и вме­сте иг­ра­ют. (4)Они на­сто­я­щие дру­зья, и всё у них ла­дит­ся. (5)Стоит толь­ко од­но­му за­бо­леть, дру­гой тут как тут: книж­ку по­чи­та­ет, ис­то­рию рас­ска­жет, уроки разъ­яс­нит, а если од­но­го из них ро­ди­те­ли на­ка­жут, кто как не друг поймёт и уте­шит? (6)Это боль­шое сча­стье – иметь на­сто­я­щих дру­зей.

 

(7)Од­на­ж­ды Сашин папа купил ему ве­ло­си­пед, как раз такой, о каком он меч­тал, – синий, бле­стя­щий, со слег­ка скри­пу­чим мяг­ким си­де­ньем и го­ло­си­стым звон­ком.

 

– (8)Женя, тебе нра­вит­ся мой ве­ло­си­пед? – спро­сил Саша друга. – (9)Хо­чешь, дам тебе по­ка­тать­ся? (10)Вот, держи. (11)Будем ез­дить по оче­ре­ди. (12)Давай, ты пер­вый, а я пока на ла­воч­ке по­си­жу.

 

(13)Женя ра­дост­но вско­чил на Сашин ве­ло­си­пед, ве­се­ло нажал на зво­нок и по­ехал. (14)Во­круг дома он объ­е­хал сразу не­сколь­ко раз.

(15)И вдруг – бабах!

 

(16)Как это слу­чи­лось, труд­но по­нять, но Женя уго­дил на всей ско­ро­сти в клум­бу. (17)Вре­зал­ся в по­са­жен­ное по­сре­ди­не де­ре­во и упал.

(18)С раз­би­тых ко­ле­нок тон­ки­ми струй­ка­ми сте­ка­ла кровь, ныло и щи­па­ло плечо, опу­хал нос. (19)Но всё это было бы не так страш­но, если бы не то, что там, возле де­ре­ва, лежал Сашин новый ве­ло­си­пед с восьмёркой на пе­ред­нем ко­ле­се и урод­ли­во изо­гну­тым рулём…

 

(20)А к клум­бе уже спе­шил встре­во­жен­ный Саша. (21)Жене изо всех сил хо­те­лось убе­дить друга, что он не ви­но­ват. (22)Пе­чаль­но по­до­брал Саша с земли раз­би­тый ве­ло­си­пед и молча пошёл к дому. (23)Та­ко­го между дру­зья­ми ещё не бы­ва­ло.

 

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром за­гля­нул в ком­на­ту отца, ведь толь­ко с ним можно по­де­лить­ся своим горем.

 

(25)Отец вни­ма­тель­но вы­слу­шал сво­е­го стар­ше­го сына и, ко­неч­но же, нашёл выход.

 

– (26)Пойдём в ма­га­зин и купим Саше новый ве­ло­си­пед, а по­ло­ман­ный за­бе­ри себе.

 

(27)После уро­ков Женя летел домой как на кры­льях. (28)Новый, бле­стя­щий, уже со­бран­ный папой ве­ло­си­пед стоял в при­хо­жей и был ещё лучше преж­не­го. (29)Женя по­ста­вил на пол порт­фель, схва­тил ве­ло­си­пед и по­ка­тил его в квар­ти­ру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вер­нул­ся из школы.

 

(31)Дверь от­кры­ла тётя Клара, Са­ши­на мама. (32)Женя быст­ро по­здо­ро­вал­ся, как можно ко­ро­че всё объ­яс­нил, хотя ему по­ка­за­лось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ни­че­го не по­ня­ла.

 

– (33)А кто раз­бил ве­ло­си­пед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Стран­но.

 

(37)Это всё, что она успе­ла ска­зать, пока Женя вка­ты­вал в узкий ко­ри­дор новую Са­ши­ну тех­ни­ку и вза­мен уже за­би­рал раз­би­тый им ве­ло­си­пед. (38)Как всё удач­но! (39)Ну, по­ду­мать толь­ко, какой же у него хо­ро­ший друг Саша. (40)Не выдал его ро­ди­те­лям. (41)На­вер­но, они по­ве­ри­ли, что Саша сам раз­бил ве­ло­си­пед. (42)До­ста­лось же бед­ня­ге, на­вер­ное.

 

(43)Не успел Женя обо всё хо­ро­шень­ко по­ду­мать, как в дверь по­зво­ни­ли. (44)У двери стоял Саша. (45)Мол­чит. (46)И Женя мол­чит. (47)Сей­час они толь­ко смот­рят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?

(49)И так всё ясно.

 

(50)Ве­ли­кая вещь – друж­ба.

 

(По Е. Че­пил­ка) *

 

* Че­пил­ка Елена – со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, автор мно­гих дет­ских рас­ска­зов.

11. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му у Лёшки Жиль­цо­ва не скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния с од­но­класс­ни­ка­ми?»

 

1) Все, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки, смот­ре­ли на Лёшу так, как будто Галя была ан­дер­се­нов­ской прин­цес­сой, а Лёша – сви­но­па­сом.

2) Лёша Жиль­цов был тихим, не­за­мет­ным, ничем не при­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком.

3) Лёша был са­мо­уве­рен­ным и на­халь­ным.

4) Лёша был за­во­ди­лой в хи­хи­ка­ю­щей ком­па­нии од­но­класс­ни­ков.

 

(1)От мо­де­ли атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми веяло кос­мо­сом, элек­трон­ной му­зы­кой и фан­та­сти­че­ски­ми ро­ма­на­ми.

(2)Мо­дель сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (3)Во­круг неё на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

(4)Вах­танг Тур­ма­нид­зе, строй­ный ги­гант в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках, объ­яс­нял де­воч­кам, что такое хук и ап­пер­кот, на­халь­но до­тра­ги­ва­ясь сво­и­ми ку­ла­чи­ща­ми до их неж­ных под­бо­род­ков.

(5)Вадим Ко­ст­ров царил в своей хи­хи­ка­ю­щей ком­па­нии.

(6)А Лёши Жиль­цо­ва не было видно.

(7)Толь­ко оки­нув взгля­дом пу­стын­ные ряды ла­бо­ра­тор­ных сто­лов, где-то за одним из по­след­них, у рас­пах­ну­то­го окна, можно было за­ме­тить его оди­но­кую фи­гу­ру. (8)Ни­ко­му, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки в очках, уткнув­шей­ся в книгу, не было до него ни­ка­ко­го дела, а она нет-нет да и по­смат­ри­ва­ла украд­кой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, не­спра­вед­ли­во обойдённых сла­вой, есть что-то при­вле­ка­тель­ное, а Лёша в своём вось­мом «Б» был имен­но таким че­ло­ве­ком. (10)Это под­твер­ди­лось, когда в класс вошла Галя Виш­ня­ко­ва, по все­об­ще­му мне­нию, самая кра­си­вая де­воч­ка школы.

– (11)Ре­бя­та, кого по­це­ло­вать? (12)У меня, ка­жет­ся, грипп на­чи­на­ет­ся, а зав­тра кон­троль­ная по ал­геб­ре, – ска­за­ла она и чих­ну­ла.

(13)Класс при­тих, но кон­крет­ных пред­ло­же­ний не по­сле­до­ва­ло.

(14)И вдруг из даль­не­го угла до­нес­лось: «Меня».

(15)Это ска­зал Лёша и ужас­нул­ся.

(16)Все, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки, смот­ре­ли на Лёшу так, как будто Галя была ан­дер­се­нов­ской прин­цес­сой, а Лёша – сви­но­па­сом. (17)Кто-то даже хи­хик­нул. (18)А не­при­мет­ная де­воч­ка с тре­во­гой ждала Га­ли­но­го от­ве­та: она бо­я­лась за Лёшу.

(19)Но самые кра­си­вые де­воч­ки школы все­гда стар­ше своих лет, и Галя не рас­те­ря­лась.

– (20)Лёшка – зо­ло­той маль­чик, а вы все трусы.

(21)И она на­пра­ви­лась к своей вер­ной по­дру­ге Зи­ноч­ке Крюч­ко­вой, всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атома. (22)Галя шла, раз­ма­хи­вая мо­лот­ком, по­то­му что была де­жур­ной и со­би­ра­лась укре­пить полку.

 

(По М.Г. Львов­ско­му) *

 

* Львов­ский Ми­ха­ил Гри­го­рье­вич (1919–1994) – рос­сий­ский со­вет­ский поэт-пе­сен­ник, дра­ма­тург, сце­на­рист.

12. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Оля ве­ри­ла в Сашку Ко­чет­ко­ва, как ни в кого?»

 

1) Сашка Ко­чет­ков был в школе пер­вым ша­ло­па­ем, за­во­ди­лой и не­по­се­дой.

2)За внеш­ней бес­ша­баш­но­стью скры­ва­лась, по Оли­но­му мне­нию, силь­ная лич­ность.

3) Сашка Ко­чет­ков не похож был на своих од­но­класс­ни­ков: он был при­коль­ным, смеш­ным и анек­до­ты рас­ска­зы­вал так, что все до колик хо­хо­та­ли.

4) Сашка Ко­чет­ков участ­во­вал в са­мо­де­я­тель­но­сти, где ему все­гда глав­ные роли да­ва­ли.

 

(1)А было это давно, Оля тогда в школе учи­лась. (2)Чтобы хо­ро­шо учить­ся, до глу­бо­кой ночи за уро­ка­ми си­де­ла. (3)Ещё очень лю­би­ла Оля книж­ки чи­тать, жаль, что вре­ме­ни на них почти не оста­ва­лось. (4)Утром вста­ва­ла рано, до свету, – курам за­дать корма, то да сё, потом млад­ших бу­ди­ла, в школу со­би­ра­ла. (5)А там уроки да пе­ре­ме­ны. (6)И Сашка Ко­чет­ков, пер­вый не то что в клас­се, а в школе ша­ло­пай, за­во­ди­ла

и не­по­се­да. (7)Вечно с двой­ки на трой­ку пе­ре­би­вал­ся, а к стар­шим клас­сам вдруг осте­пе­нил­ся, взял­ся за ум – решил, что после школы в Моск­ву по­едет, в ин­сти­тут будет по­сту­пать. (8)Все сме­я­лись и под­тру­ни­ва­ли над ним, а Оля была уве­ре­на: он сво­е­го добьётся. (9)Она ве­ри­ла в него, как ни в кого.

(10)С пя­то­го клас­са по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный…

 

(12)Пять лет Оля дер­жа­ла внут­ри это чув­ство, ста­ра­ясь ничем не вы­дать себя. (13)Как сред­нюю школу окон­чи­ли, так боль­ше по­ло­ви­ны од­но­класс­ни­ков разъ­е­ха­лись кто куда, а он до по­след­не­го клас­са учил­ся, бе­ре­дил ей душу. (14)Нра­ви­лось ей в нём всё: му­же­ствен­ность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то де­воч­ка за­мкну­тая, чрез­мер­но серьёзная. (16)Не умела она на пуб­ли­ке вы­сту­пать, вперёд ни­ко­гда не лезла, пред­по­чи­та­ла скром­ное место в по­след­нем ряду. (17)А Сашка не такой – он при­коль­ный, смеш­ной. (18)Анек­до­ты рас­ска­зы­вал так, что все до колик хо­хо­та­ли, в са­мо­де­я­тель­но­сти участ­во­вал, где ему все­гда глав­ные роли да­ва­ли. (19)По­то­му и ре­шил­ся в те­ат­раль­ный по­сту­пать.

 

(20)А как он её один раз за­щи­тил! (21)Был у них в клас­се такой Лёшка Иг­на­тьев, вы­со­кий, туч­ный, злой на всех. (22)Мало кто с ним об­щал­ся,

и во­об­ще никто не дру­жил. (23)А он, од­на­ко, всё ста­рал­ся об­ра­тить на себя вни­ма­ние, да не по­лу­ча­лось. (24)Даже за одной пар­той сидел с ней, Оль­кой, ко­то­рую по фа­ми­лии толь­ко и знал и ни­ко­гда, кроме до­маш­не­го за­да­ния по рус­ско­му, ни о чём не спра­ши­вал.(25)Вот как-то у кого-то день рож­де­ния был, и раз­да­ли всем по кон­фе­те. (26)Оля ещё и раз­вер­нуть своё уго­ще­ние

не успе­ла, как по­чув­ство­ва­ла силь­ную боль в за­тыл­ке – это Лёшка её ку­ла­чи­щем огрел, а он у него – будь здо­ров. (27)Уда­рил и ото­брал кон­фе­ту. (28)Слёзы хлы­ну­ли по­то­ком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка

ни был порой гру­бым и наг­лым, но та­ко­го она от него не ожи­да­ла. (30)Уткну­лась Оля мок­ры­ми ще­ка­ми в ла­до­ни и ти­хонь­ко всхли­пы­ва­ла, боясь при­влечь к себе вни­ма­ние. (31)Хо­ро­шо, пе­ре­ме­на – в клас­се суета, шум, гам. (32)Не лю­би­ла она скан­да­лов, да и во­об­ще, со­вест­но по­ка­зать­ся рёвой перед всеми, боль­шие ведь уже были, седь­мой класс.

 

– (33)И не стыд­но тебе дев­чон­ку бить? – услы­ша­ла она

вдруг голос Саши. – (34)Силач!

 

– (35)Чего? – при­встал Лёшка, и Оля по­чув­ство­ва­ла дрожь в ко­ле­нях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огре­ет. (36)Толь­ко бы по­ско­рее всё за­кон­чи­лось, толь­ко бы по­ти­ше…

 

– (37)Да, ни­че­го, при­хо­ди после уро­ков, по­го­во­рим, – храб­ро от­ве­тил ему Олин за­щит­ник и об­ра­тил­ся к ней:

 

– (38)На, возь­ми мою кон­фе­ту!..

 

(По О.Ю. Рою)*

* Рой Олег Юрье­вич (род. в 1965 г.) – рос­сий­ский пи­са­тель.

13.

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лину по­тряс­ла му­зы­ка Чай­ков­ско­го?»

  • 1)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2081 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2267 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.