Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни




В современно мире роль религии все также значительна, хотя нужно принимать во внимание, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в быстротечном технократическом мире. Сегодня новшества появляются не на протяжении жизни нескольких поколений, но на протяжении 2-5 лет. Люди могут связаться друг с другом через сеть Интернет, находясь на разных концах Планеты, а большинство жителей мира обладают минимальными научными познаниями о физическом строении мира, и также пережили ряд социально-мировоззренческих революций, например, сексуальную и т.д.

В то же время влияние религии все также реализуется через ее функции в обществе, которые уже были рассмотрены выше. Действительно, выполнение этих функций (особенно регулятивной) убедительно демонстрирует, что религия небезосновательно претендует на регламентацию жизни человека (начиная от бытовых указаний и кончая моралью) и общества в целом. Можно привести примеры влияния религии на культуру (например, запрет на все виды изобразительного искусства в исламе), на науку (например, инквизиция в средневековой Европе и ее гонение на учёных), на политику (например, политическая деятельность римско-католической церкви в духе концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского, современная политика Ватикана, а также теократические исламские режимы в современном Иране, некоторых других странах Востока и т.п.). Но современные люди не во всем и не всегда согласны с правилами религиозной регламентации. Современные исследователи ставят ударение на том, что поступательное движение религии в XXI в. сводится и уравновешивается двумя противоположными явлениями - сакрализацией и секуляризацией.Сакрализация (от лат. «священный») - это явление, при котором все действия, поведение людей, социальные отношения институты подпадают контролю и управлению со стороны религиозных организаций и авторитетов. На ранних стадиях развития цивилизации сакрализация осуществлялась в рамках неопосредствованной деятельности людей и их общения. Позднее, с возникновением религиозных организаций наметился процесс клерикализации (от лат. «церковный»). Это тоже сакрализация, но не стихийная, а идеологическая, подкреплённая официальной богословской доктриной. Основными ее этапами являются: кодификация, догматизация и канонизация вероучения, при чётко выраженном желании включить в мышлении человека богословские основы, через призму которых будет происходить дальнейший процесс мышления и принятия решений. В каждом отдельном государстве процессы сакрализации и клерикализации развивались неповторимо. Так в исламских государствах они осуществлялись путем формирования теократических государств без наличия мощных единых религиозных центров. Главными для мусульман стали задачи воплощения в жизнь идей религиозной общины, реализации симбиоза духовного и светского начал. В исламе политические лидеры были одновременно и религиозными вождями (халифы, эмиры и др. были, а подчас и есть, непререкаемыми духовными авторитетами). В христианских европейских государствах сакрализация достигла своего апогея в Средневековье. Каждый человеческий поступок, каждое социальное явление подчинялось церкви. Культура и ремесла, в т.ч. живопись, архитектура, скульптура, музыка содержали только христианско-библейские мотивы и рефлексии на их темы. Наука, в частности, философия, рассматривалась как подспорье для религии и теологии. Политическая система также отражала теократический подход. После эпохи Возрождения, особенно в период Просвещения наметился обратный процесс - зародилась секуляризация (от лат. «светский»), как выход поведения людей и социальной деятельности из-под контроля религии. Изначально секуляризация коснулась лишь процессов реформации католической церкви, когда ее имущество отчуждалось в пользу государства, но затем стала более широким явлением.С конца XVIII вв. в большинстве стран Европы не религиозная вера, а логика и знания стали рассматриваться как источник и основной импульс любой деятельности человека. Утвердилось право на свободомыслие.По мнению западных социологов, процесс секуляризации имел, как позитивные, так и негативные последствия (например, падение нравственности и связанное с ней увеличение числа преступлений). Но он приводит не к ликвидации религии, а лишь к изменениям в ее структуре и роли в жизни общества. Процессы сакрализации и секуляризации диалектически взаимосвязаны. Модернизация вероучений и культов в современных религиях дает все основания считать, что религия в тех или иных формах продолжает влиять на все сферы общественной жизни, процесс социализации индивида, науку, культуру и т.п. История цивилизации учит, что в большинстве религий содержится значительный адаптивный потенциал, т.е. способность приспосабливаться к изменчивым условиям нашего мира, реагировать на изменения в разных сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, культуре. Относительно значения секуляризации нужно подчеркнуть, что этот процесс не совпадает с «атеизацией», т.е. утверждением атеизма. Секуляризация - предпосылка свободомыслия, являющаяся элементом как общественного, так и индивидуального сознания, представляет собой мировоззренческую позицию, которая отстаивает независимость человека от религии и церкви в решении личных и общественных проблем. Религиоведение выделяют такие разновидности свободомыслия: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, атеизм. Крайняя форма свободомыслия - атеизм, который не ограничивается возражением религиозного мировоззрения, критикой разных сторон религии и религиозных организаций, но и утверждает сугубо материалистическое мировоззрение.Оптимальным для развития общества и его стабильности представляется утверждение в общественном сознании принципов веротерпимости, толерантности, права на свободу совести, стремление к диалогу между разными конфессиями, верующими и атеистами.Вышеупомянутые принципы и права (в частности, право на свободу совести) закреплены в международных правовых документах и законодательствах разных стран. В РФ право на свободу совести гарантировано Конституцией, деятельность разных религиозных организаций регламентирована специальным законодательством.Особенно нужно подчеркнуть, что взвешенное и корректное отношения государства к разным конфессиям и церквям является условием межконфессионального согласия и социальной стабильности. Таким образом, становится понятно, что религия - это весьма динамичное и многогранное социальное явление, которое может играть как важную позитивную, так и негативную социальную роль. В современном мире, где наметилось взаимодействие сторонников сакрализации и секуляризации, где люди стали теснее общаться, информация передаётся быстрее, происходит постоянный диалог культур, в т.ч. религий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.