Эпоха Возрождения, Ренессанса, т.е. возврата к ценностям античности в области культуры, - один из самых значимых, но и самых драматичных периодов истории, в котором на первое место подчас выходили деятели медицины. Сам термин не отражал всей остроты этого периода, когда трещала и отступала твердыня феодализма и рвались вперед представители нового класса - буржуазии. Формально этот период трактуют с конца XV - начала XVI в. Однако речь пойдёт о кратком, насыщенном периоде истории в 200-250 лет, входящем хронологически в период Средневековья, раннего и позднего - пред- вестнике наступления Нового времени.
Принято думать и это, к сожалению, зафиксировано во многих учебных пособиях, что раннее Средневековье характеризуется сплошь господством церкви, разгулом инквизиции, гонениями наиболее выдающихся умов того времени. С одной стороны, это соответствует истине. Действительно, пылали костры инквизиции, сжигали тысячи еретиков и ведьм, и в их числе сгорели на кострах и М. Сервет, Ян Гус, Дж. Бруно, к смерти был приговорен великий анатом А. Везалий, умерший на пути из Иерусалима, едва удалось избежать смертного приговора великому Галилею и многим др. Но вместе с тем эта эпоха отмечена великими географическими открытиями. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, спустя 6 лет Васко да Гама обогнул Африку и прошел морем из Европы в Индию, в 1519 - 1521 гг. Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие. Эти открытия расширили рамки европейского мира и способствовали развитию торговли, обогатили людей новыми знаниями, в том числе появились новые лекарственные вещества, лечебные и другие приемы.
В борьбе с религиозной схоластикой формировался и развивался гуманизм, знамя которого несли «титаны мысли и страсти» (Ф. Эн- гельс), многие из которых подвергались преследованиям церкви и реакционных феодальных кругов. Среди этих героев художники, ученые, врачи - Ф. Бэкон, А. Везалий, Дж. Фракасторо, Леонардо да Винчи, Парацельс, Микеланджело, Рафаэль Санти, Ф. Петрарка, Данте Алигьери и др.
Сложность этого времени усугублялась необычно грозными и опустошительными эпидемиями: от массового распространения сифили- са до «черной смерти» - чумы, обезлюдившей особенно в XIV в. целые города. Город Кессария полностью вымер от чумы, в Неаполе умерло 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс., в Венеции - 100 тыс. (свыше двух третей всего населения), в Лондоне - не менее девяти десятых горожан (рис. 5.1). В целом по Европе только в середине XIV в. чума унесла более трети всех жителей. А сколько погибло до этого и позже, и не только от чумы: оспой в Европе заболело не менее 10 млн человек, из них 10% умерло..
Андреас Везалий (1514-1564 гг.), ставший профессором Падуанского университета и получивший доступ к вскрытию трупов людей, в 1543 г. опубликовал свой основной труд «О строении человеческого тела» (De corporis humani fabrika), в котором в строго систематическом порядке описал мышцы, кости, связки, внутренние органы. Он установил, что ошибки Галена происходят от того, что тот вскрывал обезьян и других животных и переносил эти данные на исследование людей. Особенно важным открытием Везалия было установление ошибочности того, что между предсердием и желудочком сердца существуют какие-то отверстия, через которые кровь проникает из правого желудочка в левый. Везалий установил непроницаемость сердечной перегородки, предполагая наличие другого пути; он описал сердечные клапаны, создав предпосылки для открытия легочного кровообращения (рис. 5.7). Рисунки в книгах Везалия сделаны в динамике выдаю- щимися художниками-иллюстраторами. Не отмечая других неточностей Галена, обнаруженных Везалием, заметим, что главная его заслуга заключается даже не в обнаружении этих ошибок неприкасаемого авторитета, апологета католической церкви, а в том, что он начал реформацию античной и раннефеодальной анатомии и вместе с нею медицины вообще, решительно и смело выступив против авторитета Галена, и встал на путь точного опытного познания.
Нельзя не воздать должное и великому энциклопедисту Средневековья - инженеру, анатому, художнику Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Хотя и непосредственного влияния на анатомию замечательные зарисовки человеческого тела Леонардо не имели, так как после смерти великого мастера они оказались в руках родствен- ников, затем рассеялись по частным коллекциям и лишь позже удалось собрать их и издать несколько томов этих изумительных по точности изображения этюдов великого мастера. Рисунки Леонардо основаны на его наблюдениях при расчленении трупов. До сих пор атлас Леонардо (из 13 книг), «Книга о животных», «Анатомические тетради», «О полете птиц» поражают и подчас превосходят по точности атласы великих анатомов последующих эпох.