Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-экономическое и политическое устройство древн гос-ва в IX-Xвв.




Земля - главное богатство, основное средство производства. Распространенная форма организации - феодальная вотчина, т.е. отцовское владение, передаваемое от отца к сыну, по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевское Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще неподвластных частным феодалам. Независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Свободное население - люди, сбор дани - полюдье, основная масса сельского населения, зависимого от князя, - смерды. Они могли жить в кр.общинах и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. "Закупы". Должны работать и подчиняться кредитору, пока не вернут долг.Рабы (холопы, челядь) пополнялись из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад имел широкое распространение в Киевской Руси. Но господствующей системойбыл феодолизм. Отличие феодального строя Руси от классических Западно-европейских образцов: огромная роль госуд сектора в экономике страны - наличидных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

"Русская правда". Ярослав Мудрый. Сложный юридический памятник, опирающийся на нормы обычного права (неписанные правила) и прежнее законодательство.

Великий князь Киевский - Дружина - Бояре - младшая дружина - местные князья - местная дружина - погост, волости.

 

Христианство.

Принятие христианства было исторической необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами, где на язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской Русью христианство принимает ряд славянских и скандинавских ("варяжских") народов Северной Европы.

Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира.

Владимир учёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам собирать дань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у себя на службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя ми богов - Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать как попытку Владимира "модернизировать" саму языческую религию. Пёстрым языческим верованием он старался придать какую-то стройность, цельность, вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и развивающегося феодального государства. И Владимир I произвёл своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования.

Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси языческой идеологии отрицательно сказывается на росте народонаселения, на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограничивает его развитие. Оно не давало " использовать" возможности привлечения "знающих" иностранных людей, исключало династические браки с соседними европейскими государствами, что, в частности, мешало заключению международных договоров и союзов.

 

К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить его связи с Европой, быть помощницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходила русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет" помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.

Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение киевлян, принятие ими христианства. Крещение христиан происходило в притоке Днепра Почайне (летопись "Житие князя Владимира"). Для крещения было избрано 1 августа 990 г.(известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни) - пятница, бывшая с древних времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения стекалось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.

Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма - каменной церкви Богородицы.

Русское христианство отличалось от христианства католического и от христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления, культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах - Святой Троицы). Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое начало, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию.

Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному развитию русских земель.

Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие русской культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2602 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.