Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом — через противопоставление того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чувство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетворенности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности
любимой девушки, другие — в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна — нечто зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактного счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансформировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, состояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень специфично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех разное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали имеет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и ценности — универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?
Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория возможно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общественном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Толстой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и состоит путь морального совершенствования. Подлинно нравственный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?
Древнегреческое слово «счастье» — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под милостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье — это значит удача, счастливый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.
К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатство, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при
чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упованиям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усилиям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благодаря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.
Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, мучения, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кроется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не поделаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судьбы? Быть может, потому, что он — не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обретение? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.
Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Но почему-то оказывается, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу молодых людей попросили представить себе, что, по их мнению, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.
Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позволяет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.
Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого человека. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-
жеелательства соперников или потери близких, того, что часто бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименование «утилитаризм» (от лат. utilitas — польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наибольшее счастье наибольшего числа людей и тем самым предполагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но общество устроено так, что одновременное счастье всех невозможно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем других. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два представления о счастье — как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни — с другой.
Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В погоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни — добродетельной жизни.
Счастье и удовольствие — взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?
УДОВОЛЬСТВИЕ (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.
В этике такая позиция называется гедонизмом (от греч. hedone — наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Согласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-