Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891).




«Эстетика и красота».

Леонтьев выдающийся русский философ, писатель, публицист и литературный критик. Основные работы: «Византизм и славянство», «Восток, Россия и славянство», «Письма отшельника», «О всемирной любви», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения».

В его трудах дальнейшее развитие получили неославянофильские теории. Леонтьев считал наивным противопоставление России и Европы, поскольку у них разные гносеологические и онтологические основания культуры.

Леонтьев выступал с резкой критикой всё большего проникновения западной цивилизации в цельный, самобытный мир русской культуры. При этом он не разделял взглядов славянофилов, критикуя недостатки, слабости и пороки русского национального характера.

Он полагал, что Европа заканчивает своё культурное развитие и вступает в пору вторичного упрощения. Россия же сохранила потенциал «византизма», с которым связана её тысячелетняя история. И ей дано возглавить новую восточно-славянскую цивилизацию, которая придёт на смену европейской. Необходимо только изолировать Россию от Европы, от проникновения духа разложения.

Леонтьев был против социалистических, уравнительных идей, считая, что это ведёт к победе в национальной культуре всего пошлого, бесцветного, бездарного; формирует безрелигиозный тип человека, уничтожает всё по-настоящему красивое, возвышенное, эстетичное. А эстетическое в культуре для Леонтьева – самое главное.

Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900)

«Всеединство, добро и любовь».

Соловьёв - один из самых выдающихся мыслителей России. Основные работы: «Критика отвлечённых начал», «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Три разговора», «Религиозные основы жизни», «Смысл любви».

Главными темами философии Соловьёва являются понятия всеединства, Софии (Премудрости Божьей), богочеловечества, добра и любви.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919)

Розанов, русский философ, писатель и публицист. Основные работы: «О понимании», «Сумерки просвещения», «Религия и культура», «Опавшие листья», «Уединённое», «Апокалипсис нашего времени».Основными темами философии и публицистики Розанова является тема семьи и связанная с ней тема пола. Семья, по убеждениям Розанова, выше по своему значению любых государственных учреждений. Семья и пол для Розанова священны. По своему мировоззрению Розанов индивидуалист. Интересы человека выше интересов общества. Спасение человека в семье не знающей социально-политических потрясений окружающего мира.

 

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)

Трубецкой философ, правовед, религиозный и общественный деятель. Основные труды: «Миросозерцание В. Соловьёва», «Метафизические предположения познания», «Смысл жизни».

Трубецкой последователь В. Соловьёва. Согласно Трубецкому, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и обязательного содержания – смысла или же истины. Истина же, по Трубецкому, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, характеризующееся безусловностью и психологичностью. По Трубецкому, идеи – не сверхчувственное, а преображённое чувственное, духовно-чувственное. «Подобное отрицание отвлечённо-духовного и утверждение взаимосвязи чувственного с духовным позволяет говорить о своеобразной «московской школе религиозного материализма», - отмечает В.В. Зеньковский.

Шестов Лев Исаакович (1866-1938)

«Разум или вера? «Афины» или «Иерусалим»?»

Шестов, русский философ-экзистенциалист и литератор. Основные работы: «Добро в учении Толстого и Ницше», «Достоевский и Ницше», «Апофеоз беспочвенности», «Potestas clavium (Власть ключей)», «Афины и Иерусалим», «Умозрение и откровение», «Solo fide (только верой)».

Главная тема философии Шестова – соотнесение в человеческом сознании разума и веры, конфликт между наукой и философией, с одной стороны, и с верой и божественным откровением – с другой. Спасение от ужасов и бессмысленности наличного бытия ему видится в отказе от рациональных способов мышления, в обращении живой души человека к всемогущему Богу-Творцу. Поэтому религиозно-мистический способ мышления по типу «Иерусалима» Шестов противопоставляет расчётливому и «трезвому» мышлению античн

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

«Свобода, Человечество, Россия, Христос»

Один из наиболее известных русских философов. Основные работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Новое средневековье», «О назначении человека», «Русская идея», «Судьба России», «Свобода и дух».

В центре мировоззрения философа стоят такие проблемы, как духовность, личная свобода, творческая активность, смысл и содержание человеческой жизни и тому подобные экзистенциальные вопросы. Главное в человеке – это его внутренний мир, представляющий собой настоящий микрокосм. Человеку необходимо стремиться к тому, чтобы преодолеть свою разобщённость с Богом. И должен он это делать не в одиночку, а всем миром. Соборность, как особый вид коллективного сознания, всегда была присуща именно русскому народу, с его общинным духом. Именно поэтому России Бердяев отводил ведущую роль в спасении всего человечества.

 

Франк Семён Людвигович (1877-1950)

Русский религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского университетов. Основные труды: «Философия и жизнь», «Душа человека», «Духовные основы общества», «Реальность и человек», «Метафизика человеческого бытия».

Основной мотив философии Франка – стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру, находился под влиянием учений Кузанского и В. Соловьёва (особенно концепции всеединства). Резко выступал против социализма.

В 1922 году был выслан большевиками за границу.

Карсавин Лев Платонович (1882-1952)

Русский религиозный философ и историк. Основные труды: «Культура средних веков», «Введение в историю», «Восток, Запад и русская идея», «О началах», «О личности».

На основе учения В. Соловьёва развивал идею всеединства. Связал её с принципом триединства, родственным гегелевской триаде.

В 1922 году был выслан большевиками за границу.

Ильин Иван Александрович (1882-1954)

Ильин правовед и религиозный философ. Главный предмет философского исследования – это Россия и русский народ. Этой теме посвящены его работы: «Родина и мы», «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Советский Союз не Россия», «Сущность и своеобразие русской культуры».

Ильин пишет о России, о её истории, о её будущем, о русском народе с его сильными и слабыми сторонами. Религиозные установки русской православной души Ильин обозначил так: «Эти установки суть: сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, стремление к совершенству во всём; вера в божественное становление человеческой души.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937)

«Наука и религия едины».

Русский философ, учёный, богослов. Основные работы: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письменах», «Иконостас», «Обратная перспектива», «Мысль и язык», «Имена».

О. Павел Флоренский был самой значительной фигурой в истории русской религиозной мысли XX века. Вера, Церковь и церковность были главными темами его творчества. Постичь истину может лишь вера, разум же способен лишь подвести к порогу Истины. Духовность (София) пронизывает и объединяет весь мир без этого бытие превратилось бы в вечный хаос, в ничто. Отрыв человека от Софии грозит полной духовно-физической деградацией и даже метафизической смертью. Лишённая софийности личность попадает в сильнейшую зависимость от низших страстей и влечений, в результате её единство разрушается, и человек разлагается как духовно так и физически.

О взаимосвязи идеального и материального Флоренский говорит так: «Философия Платона – это благоуханная роза, выросшая на всём человеческом тёмном чернозёме, эта «Тёмного хаоса светлая дочь».

Свет из тьмы! Над чёрной глыбой

Вознестися не могли бы

Лики роз твоих,

Если б в сумрачное лоно

Не впивался погружённый

Тёмный корень их.

 

Словарь терминов

Вера – эмоционально-духовный способ постижения и освоения мира индивидуальным и общественным сознанием, принцип мировоззрения, особое состояние сознания. Не требует в отношении себя никаких рациональных доказательств и аргументов.

Всеединство – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества. В XIX – XX веках категория становится одной из основных в русской религиозной философии Хомякова, В. Соловьёва, Карсавина, Франка, Трубецкого, Флоренского.

Добро и зло – обобщённые ценностные понятия этики и морали, отражающие правильное и неправильное, должное и недолжное. Добро является высшим благом, к которому должен стремиться каждый человек и общество в целом. Зло – его противоположность.

Дух – понятие идеального начала в человеке и мире, противоположное материальному. Некая высшая субстанция, выражаемая в человеческом сознании, разуме и мышлении. Способствует выработке ценностно-мировоззренческого облика человека.

Душа – совокупность индивидуальных психических характеристик человека, отражающих мотивацию его поступков, стиль мышления.

Западники – одно из направлений русской общественно-политической мысли в середине XIX века. Западники считали, что российское общество должно ориентироваться на западноевропейские ценности, активно осваивать духовное наследие Запада. Виднейшие представители: Чаадаев, Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кавелин и другие.

Идеал – представление о наилучшем, наивысшем, совершенном, желанном, что может быть в природе, человеке и обществе.

Идеализм – одно из главнейших направлений в истории философии, исходящее из принципа первичности духовного, мыслительного, идеального начала над материальным, природным, физическим.

Иррационализм – противоположность рационализма. Философское учение, исходящее из того, что в мире царит слепой случай, хаос, беспорядок. Поэтому познавательные возможности разума ограничены, а познание возможно лишь на уровне интуиции, инстинкта.

Концепция – система взглядов, идей, понятий, образов, объединённых общей тематикой, проблемой.

Мир как согласие.

Мiр как Земля, планета, Вселенная, Космос.

Объективное – существующее независимо от человека, его сознания.

Познание – процесс мышления, отражающий и воспроизводящий в человеческом сознании объективную реальность.

Понятие – мысленное обобщение, выделение предметов одного класса по их наиболее общим отличительным признакам.

Провиденциализм – (от лат. рrovidentia – провидение), религиозное понимание истории как проявления воли Бога.

Рефлексия – способ научно-философского мышления в процессе осмысления, исследования самого познавательного акта.

«Соборная душа – Навна. Навна объединяет русских в единую нацию; то, что зовёт и тянет отдельные души ввысь и ввысь; то, что овевает искусство России неповторимым благоуханием; то, что надстоит над чистейшими и высочайшими образами русских сказаний, литературы и музыки; то, что рождает в русских душах тоску о высоком» [Д. Андреев. Роза мира].

Соборность понятие, характеризующее духовную общность народа в культурной традиции российской цивилизации. Соборность – не может означать никакого авторитета, она всегда предполагает свободу (Бердяев).

Соборность – внутренне духовное изящество, стоящее за внешней церковностью, единение людей между собой и всех вместе с церковью (Н. Бердяев).

Соборность означает сочетание единства многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.

Соборность понимается некоторыми философами как сверхиндивидуальность.

Соборность – народно-коллективное представление об общественном идеале.

Соборность – идея, выработанная русской элитарной мыслью, констатирует существующую в массовой культуре с незапамятных времен «первичность Мы» (С. Франк), которая реализуется через взаимопроникновение индивидуальных монад.

Соборность противостоит авторитаризму, который абсолютизирует личность первого лица (Ахиезер).

Субъект и объект – тот, кто активно познаёт, исследует, действует. Объект – то, на что направлено познание, действие.

Субъективное – зависящее от сознания человека.

Теодицея – «богооправдание», защита идеи божественной мудрости, справедливости и разумности при сотворении мира и человека. Теодицеями называются религиозно-философские трактаты, снимающие видимые противоречия между всемогуществом и благостью Бога и присутствием зла и несправедливости в сотворённом им мире.

Трансцендентальное – то, что находится за пределами человеческого сознания и познания, выходит за границы материального, чувственно воспринимаемого мира.

Трансцендентное – то, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

Цельность – единство разума, чувства, эстетического смысла, любви, совести и бескорыстного стремления к истине (И. Киреевский).

Цельность в познании – это единство чувственного опыта, рационального мышления, эстетических представлений, нравственный опыт и религиозное созерцание (Н.О. Лосский).

Контрольные вопросы

1. Соборность как сверхиндивидуальность. Как Вы это понимаете?

Что общего между идеей соборности А. Хомякова и категорическим императивом И. Канта?

Что общего между теорией целостного познания, интуитивизмом А. Хомякова и гносеологией Г. Гегеля?

Что общего между теориями познания А. Хомякова и Шеллинга?

2. «Коллективизм». Его плюсы и минусы.

3. Стихами или прозой продолжите стихотворение

В. Соловьёва:

«Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

 

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий?»

………………………….

 

4. Как Вы думаете почему:

«Всё в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободой, через отвержение соблазнов свободы»?

Н. Бердяев

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

Н. Бердяев

«Вера есть обличение вещей невидимых».

«Знание принудительно, вера свободна. Всякий акт знания исключает свободу выбора. То, что мне доказано, уже неотвратимо для меня».

«Божественное трансцендентно человеку.… Только потому и возможно в мире явление личности, не рабствующей миру».

И. Ильин. За национальную Россию.

«Истинная наука не исключает веру и не разрушает её. Безбожие есть не высшее проявление культуры, как думала русская интеллигенция, а проявление духовной слепоты, духовной нечуткости и ограниченности. Христианское откровение не осуждает науку и не стремится заменить её».

«Безбожие разлагает все священные основы жизни: веру, совесть, честь, дисциплину. Торжествуют злые страсти. Правопорядок гибнет. Государство переживает крушение. Народ обрекается на унижение, муку и вымирание».

«Завистью и ненавистью ничего нельзя построить. Созидает любовь. Любовь к Богу, отечеству, доверие к правительству, взаимное доверие, уважение и братство граждан, сострадание к слабым, всеобщая классовая солидарность ».

«Идеал человеку необходим. Он должен быть «сразу», а не как будущее. Это объективно лучшее, объективно сущее, то есть подлинно реальное, подлинное совершенство. А это есть Бог».

«Вера есть личная сила, возникшая от богосозерцания; открытость души для всего божественного; преданность Богу даже до смерти, способность жить тем, за что стоит бороться и умереть. Она свободна и не терпит запрета и принуждений, и поэтому она терпима».

 

Евгений Трубецкой

«Максималист – это крайний идеалист, который не идет ни на какие компромиссы, требует осуществление идеала во всей его полноте, не соглашаясь ни на какие отсрочки. В сущности своей максимализм – извращение одной из наиболее привлекательных сторон русского характера. С этой особенностью связана наша сила и наша слабость, все то, что есть в нашем характере благородного и отвратительного. Здесь – залог высокого подъема духа, великих подвигов и творчества; но здесь же таится возможность крайнего падения. Русский интеллигент жить не может без идолов и делает их из всего на свете: из народа, из партии, из формулы, из учения, в котором он видит последнее слово науки. И все человеческое утрачивается в этом идолослужении. Этот догматизм – смерть духовной жизни, ибо он усыпляет разум и освобождает от труда искания. Кто мнит себя в обладании безусловной правдой, тот уже не ищет, не подвергает критике своих догматов, а навязывает их другим, насилуя и принуждая к молчанию несогласных.

По отношению к безусловной правде максимализм уместен: она действительно требует от человека, чтобы он отдавался ей всем сердцем, всем своим существом (почтение к родителям, защита отечества). Но беда наша в том, что мы почитаем как безусловные те временные ценности политического рынка, коим сегодня цена одна, а завтра – другая».

В. Соловьёв

«В телесный образ человеческого общежития он (Гермес) вложил его живую душу и двигательницу жизни – философию, - не для того, чтобы даром в готовом виде получил человек вечную истину и блаженство, а для того, чтобы трудовой путь человеческий к истине и блаженству ограждён был с двух сторон – от суеверного демонского трепета, и от тупой животной безотчётности» С. 167..

«Исключительно фактическая, слепая вера несообразна достоинству человека. Она более свойственна или бесам, которые веруют и трепещут, или животным бессловесным, которые, конечно, принимают закон своей жизни на веру, « без размышлений, без тоски, без думы роковой, - без напрасных, без пустых сомнений» С. 166.

«Закон как произведение неустойчивой воли, мнения и прихоти людей – не более заслуживает поклонения, чем вещественное изделие рук человеческих»

С. 170.

«Если до смерти вы оглянулись на свой жизненный путь, то вы станете религиозным человеком. Религиозный человек – это тот, кто понял до смерти то, что каждый понимает при смерти, перед смертью. Религиозный человек – этотот, кто взглянул, будучи ещё живым в прошлое, увидел всю игру, понял иллюзорность жизни – заглянул в себя» с. 184.

«Возможно жить без сомнения и веры; жить просто, спонтанно с осознанием. И это то, чем в действительности является вера – не верить кому-то, а верить жизни: куда бы она ни вела, без сомнения, без веры – вы просто двигаетесь, вы двигаетесь невинно» с. 201.

О. Павел Флоренский

«Знание крестьянина – цельное, органически слитное, нужное ему знание, выросшее из души его, интеллигентное же знание – раздроблено, по большей части вовсе не нужно ему, внешне взято им на себя. Он как навьюченный скот несет бремя своего знания».

6. Можно сказать, что это стихотворение Н. Гумилёва пример трансцендентального:

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далёко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

1907

Объясните, что значит «трансцендентальное», и каково его предназначение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.