Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнеиндийская философия о мире и месте человека в нём. Буддизм.




В развитии философской мысли в Древней Индии выделяют три этапа: ведийский – 1500 – 500 гг. до н. э.; брахмано-буддийский – 500 год до н. э. и индуистский – 1000 год н. э.

Миропонимание древних индийцев изложено в «Ведах». «Веды» распадаются на четыре сборника: 1) «Ригведа» – сборник гимнов; 2) «Самаведа» – ритуальные песни; 3) «Атхарваведа» – заклинания против болезней и злых духов; 4)«Яджурведа» – сборник правил и молитв по поводу жертвоприношений. Далее следуют брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам «Вед» и араньяки – тексты для отшельников. Заключительная часть «Вед» – упанишады (буквально «сидящий у ног учителя») содержит трактаты религиозно-философского характера.

В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман (сущее, объективное, Единое, причина мира), который тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману (индивидуальной душе, субъективному проявлению Брахмана). Перед нами образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества противоположностей: Брахмана как высшего объективного начала и Атмана как субъективного духовного начала. Брахман в индивиде осознает себя и тем самым переходит в Атман, становится им. В свою очередь, на высшем уровне индивидуального «Я», когда субъект и объект слиты воедино, Атман сливается с Брахманом. Таким образом утверждается тождество бытия отдельного человека с всеобщей сущностью человека.

Место человека в мире описывается в понятиях сансара и карма. Сансара – это круговорот бытия, в который втянуто всё живущее, колесо перевоплощений. Карма – судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.

В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечного перерождения. Будущее рождение индивида детерминировано законом кармы. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вёл благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей касты. Тем же, кто вёл неправедный образ жизни, в будущем уготована судьба члена низшей касты или того хуже: его Атман может попасть в тело животного.

Поэтому важнейшая задача человека и главная категория упанишад – освобождение его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения Атмана в брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Только тот, кто способен осознать это тождество, освобождается от сансары. Душа такого человека сливается с брахманом и остаётся с ним навсегда, освобождаясь от влияния кармы.

Таким образом, бытие человека не зависит от него самого, а смысл учений индийских мудрецов сводился к самосовершенствованию и, в конечном счёте, к уходу из мира.

Все философские школы Древней Индии исследователи разбивают на две группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные школы признают авторитет «Вед», а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Неортодоксальные школы не признавали авторитета «Вед» или по крайней мере критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени все больше превращался в религиозное течение. Это: адживика, джайнизм, чарвака (локаята), буддизм.

Буддизм возник в VI в. до н. э. Его связывают с именем легендарного Будды (623 – 544 или 563 – 483 гг. до н. э.).

Характерной особенностью этого учения является его этико-практическая направленность. Буддизм – этика спасения. Окружающий мир Будда рассматривал как майю – иллюзию, скрывающую под видимым многообразием свою истинную сущность – брахмана, как единственную реальность.

В основе буддизма лежат «четыре благородные истины»:

1) жизнь исполнена страданий,

2) причина страданий – желания, жажда жизни,

3) есть возможность перестать страдать,

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий – путь к нирване.

Нирвана – это состояние слияния с брахманом, в котором прекращаются все желания и заблуждения. С точки зрения психологии нирвана – состояние деперсонализации личности.

Освобождение от страданий – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. Для этого рекомендуется практика медитации (прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с брахманом), конечной целью которой является нирвана.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие предпосылки возникновения философской мысли на Древнем

Востоке вы знаете?

2. Каким древнекитайская философия видит мир и место человека в нём?

3. Что такое «дао»?

4. В чём суть этического учения Конфуция?

5. Почему китайскую медицину можно считать практическим аспектом китайской философии?

6. Каким древнеиндийская философия видит мир и место человека в нём?

7. В чём суть учения Будды?

7 минут

 

 

Выводы по теме

5минут

 

 

Литература:

Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1-я. – М., 1989.

Хрусталев Ю. М. Введение в философию. – Ростов-на-Дону, 1999.

Горелов А. А. Древо духовной жизни. – М., 1994.

Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.

Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. – М., 1989.

Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм. – М., 1994.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1-я. – М., 1995.

Гусейнов А. А. Великие моралисты. – М., 1996.

Лао-Цзы. Обрести себя в Дао. – М., 2000.

Конфуций. Суждения и беседы. – СПб., 2001.

Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии: И Цзин, Дао Дэ Дзин, Лунь Юй. – М., 1994.

Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск, 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.