Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.




План

 

1. Предпосылки возникновения философской мысли на Древнем Востоке.

2. Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.

3. Основные направления философии Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

4. Китайская медицина как практический аспект китайской философии.

5. Древнеиндийская философия о мире и месте человека в нём. Буддизм.

2 часа.

 

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

 

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

 

 

Предпосылки возникновения философской мысли на Древнем Востоке.

Возникновение философии в собственном смысле слова относится к VI в. до н. э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

К факторам, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии, относят: скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств.

Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.

Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.

В предфилософской литературе поднимается множество вопросов:

а) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек.

б) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи.

в) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших.

г) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.