Отличительными признаками политической власти являются:
- верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
- всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;
- моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
- многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.
Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это система, обладающая монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.
Функции политической власти как инструмента социального управления:
— формирование политической системы общества;
— сохранение социальной целостности;
— руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности;
— управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов;
— контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти;
— укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества;
— реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп;
— регулирование социальных отношений
— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга
К существенным чертам политической власти можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.
Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Проявлениями суверенитета политической власти являются ее независимость и неделимость. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти, которая существует в рамках других политически организованных сообществ. Неделимость политической власти означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть все же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил.
Воля – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своей воли подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть.
Авторитет – общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит свое выражение в готовности субъектов общественных отношений подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенность в годности и признанности субъекта власти к осуществлению своей миссии.
Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять и с диктатурой, для которой насилие является основным средством правления. Можно говорить о наличии политической власти в обществе только в том случае, если имеют место все указанные черты без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.
Структура власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности,
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референ- думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законо- дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид- ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых"
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо- кратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.
Разумеется, в обществах с недемократическими политически- ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти - это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое - ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).