Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций, таких как: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта, регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами, организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач, мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида — власти политической или государственной.
Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.
Политическая власть — центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало, прежде всего, из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии с интересами или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается, таким образом, сопряженной с ее социальной сущностью. Из каких бы понятий власти мы ни исходили:— способности определения социального пространства других;— вида управления, регулирования и контроля, способа овладения и направления энергии;— средства упорядочения социальных отношений, обладающего мощным негэнтропийным эффектом;— формы влияния, устанавливающей нормы и цели;— изменения поведения через изменение мотивов и целей других;— коммуникации и кооперации в отношениях между людьми;— насилия, господства, — логично следует, что любому властному отношению органически присущи по крайней мере два аспекта: 1) Власть структурирует социальные отношения, делая их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения как властителей, так и подвластных, значительно понижая долю элемента неопределенности в поведении. 2) Власть становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, снижает размах случайных отклонений в тех сообществах, где она появляется. Ее смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения, влияния на реализацию тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных групп.
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов. Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова». Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества.