Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3. Социологическое понимание культуры




Цель занятия: рассмотреть социальные и культурные аспекты познания общества; охарактеризовать основные элементы культуры; обсудить проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодействия; определить понятие массовой культуры.

 

Основные понятия: культура, социокультурная реальность, ценности, нормы, обычаи, нравы, законы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, контркультура, этноцентризм, межкультурное взаимодействие, культурный релятивизм, «стражник культуры», массовая культура, «высокая культура», народная культура.

 

План

1. Культура и ее функции.

2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.

3. Массовая культура и субкультура.

4. Проблемы культуры в современной России.

 

Темы рефератов

1. Проблема культура в социологической теории.

2. Контр-культура – форма протеста или социальный эпатаж?

3. Кто они – деятели культуры?

4. Формы культурного обмена.

5. Восток и Запад: диалог цивилизаций.

6. Что читают в современной России?

7. Советская и постсоветская массовая культура: сравнительный анализ.

8. Эволюционирует ли культура?

9. Россия глазами европейца.

10. Преграды на пути межкультурного взаимопонимания.

 

Основные положения

При рассмотрении данной темы необходимо отметить, что мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционирования и развития общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

Для понимания процессов, протекающих в культуре, вводятся понятия:

а) доминантной культуры, обозначающее те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо, в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения;

б) субкультуры, указывающее на отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, социоэкономических, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируеют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей;

в) контркультуры, обозначающие разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой.

Мировоззренческие установки в отношении собственной и чужих культур могут различаться. Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры как странные или примитивные и даже аморальные получила название «этноцентризм». Представление о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями, его породившими, получило название «культурного релятивизма». Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия – сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и выказывая приверженность основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

Массовая культура выступает как новый тип функционирования культуры в условиях демократизации, массовизации общества, коммерциализации искусства и появления новых технологий массовой коммуникации. Она отличается как от так называемой «высокой культуры», т.е. светской культуры, утвердившейся на переломе средних веков и нового времени, по своей направленности просветительской, по социальному составу – культуры для образовательных, так и от «народной культуры» - спонтанного, автохтонного выражения народа. Массовая культура внедрена сверху, технически сфабрикована бизнесменами, рассчитана на пассивных потребителей, их участие ограничивается выбором: покупать ее продукцию или не покупать. Она является мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей. Вместе с тем массовая культура отвечает важным потребностям людей, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию, а также функцию социальной адаптации. Ее принципиальная универсальность, внеэлитарность, открытая ориентация на получение прибыли превратили ее в необходимую основу гражданского общества.

 

Вопросы для повторения

1. Расскажите об истории развития понятия «культура». Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации?

2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

3. Какие виды культуры принято выделять в социологии?

4. Как влияет технический прогресс на развитие культуры?

5. Объясните понятие «массовая культура». Когда и почему возникает массовая культура?

6. Чем обусловлено появление молодежной субкультуры? Какие виды неформальных молодежных объединений существуют в современной России?

7. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

 

[17, гл. 7; 19; 30; 33; 38; 73; 79]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 512 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2276 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.