См. Кузнецова стр.63
1. Житейские ценности античного человека Древней Греции
Ценности античного человека Древней Греции существенно отличались и от ценностей древних римлян, и от ценностей других древних народов. Если одной из главных ценностей древних цивилизаций было богатство как имущество, то для древних греков это не так. Богатство в Древней Греции ценилось, но не само по себе, не в качестве накопления сокровищ, обладания вещами, или землей. «Богатство было важно и ценно в качестве условия общеполисной устойчивости, как необходимое для наличия и роста возможностей цивилизованно-комфортной и культурной жизни свободных греков». То же самое и с семьей. Семья в общеполисном целом также не являлась доминирующей ценностью, как и количество детей (если не брать архаический период развития), хотя домашнее хозяйство велось и требовало участия женщин. Но семья, как ценность, была все же второстепенной в отношении к социальному слою, тем более к полису. Положение женщин также отличалось от их положения в древневосточных цивилизациях; оно было подчиненное, но не столь зависимое. Положение женщины в древнегреческом обществе зависело от ее статуса. В речи, приписываемой афинскому оратору Демосфену, говорилось: у нас есть куртизанки для развлечения, любовницы, чтобы о нас заботиться и жены, чтобы рожать законных детей. Там же. Участие жен в обыденной жизни было ограничено кругом домашних обязанностей и задачами воспитания детей до 7-ми летнего возраста. Из политической жизни женщины были практически исключены. В остальных сферах социального бытия проявляли себя отдельные женщины, не состоявшие в обычных брачно-семейных отношениях. Но характерно, что именно в Древней Греции ее культуру представляли несколько выдающихся женщин, занимавшихся поэзией (как поэтесса Сафо) или философией, прославившихся своей красотой. Отношения между полами в греческой античности были своеобразными в том плане, что физическая и душевная близость могла реализоваться и между мужчинами (и в дружбе, и в любви), и между женщинами, и между мужчинами и женщинами. Предосудительным не было ни то, ни другое, ни третье. Причем, телесная красота ценилась равно и в женщине, и в мужчине, как и красота душевная. Цивилизованность греков проявлялась и в их отношении к элементарной гигиене и к телесному здоровью, которое ценилось во всех древних сообществах. Но у древних греков само телесное здоровье, наряду с физической крепостью, предполагало и красоту, гармонию частей тела, свободу владения им. Фактически в Древней Греции получила развитие физическая культура: важно было не только заботиться о своем здоровье, но и не оскорбить эстетический вкус многих людей нездоровым, хилым, некрасивым телом и его неуклюжими движениями. Физические упражнения (гимнастика в специальных местах - гимнасиях), спортивные состязания были ценны не только для подготовки воинов и обеспечения здорового потомства, но и для культурного развития человека, достижения им гармонии, единства прекрасного тела и прекрасной души.По мнению древних греков, человек хороший должен был быть и красивым, а красивый - хорошим. Надо было заботиться и о теле, и об этосе (настрое души) о, говоря современным языком, психическом и нравственном здоровье, о своем земном совершенстве в целом. И не потому, что это обеспечит хорошее послеземное существование. Жизнь на земле для древних греков была ценна сама по себе, и в отношении к загробному существованию она была предпочтительнее. Древние греки были людьми верующими. Но веровали они непринужденно. В древнегреческих мифах, традициях человек зачастую бросал вызов богам, и не только богам, но и судьбе. Религиозные представления греков очеловечивались все более. В каждом полисе чтили по предпочтению своих богов.