Культура и цивилизация. Типология культур и цивилизаций.
Культура -совокупность духовных, материальных, интеллектуальных признаков общества, включающих: искусство, литературу, жизненные стили, модусы общежития(семья, клан), систему ценностей, традиции, верования.
Цивилизация- это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия на которой формируется характерный социо -культурный комплекс.
Типология цивилизаций и культур:
По типу деятельности
- аграрные (сельскохозяйственная сфера)
-индустриальные (промышленность)
-постиндустриальные (информация (теоретические знания)).
2.По общественно экономической формации - (развитие общественной системы с позиции смены общественно-экономических формаций друг другом.)
По географическому принципу
-приморские
- континентальные
- горные
По типу власти
- монархия
-диспатия
-демократия
По вектору творческой энергии
- интравертные
-
6. -Первичные
- Вторичные(на обломках первичных)
- периферийные(на пустом месте)
7. До первобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизационная (общественный договор), научная, постнаучная.
По религиозному признаку
- исламская
- христианская
-будистская..
9. - постфигуративня(дети учатся у взрослых)
- кофегуративная(взаимное обучение, как взрослые у детей, так и дети у взрослых)
- префегуративная(взрослые учатся у детей)
17.Теории локальных цивилизаций.
Представители: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др. Ее смысл заключается в том, что исторически существует не единая культура, а множество локальных культур. В рамках данной парадигмы культура стала пониматься как ценность вне зависимости от места на эволюционной лестнице. Культура понимается как сложный организм, где части и элементы органично связаны друг с другом. Необходимо понять роль и функцию каждого элемента в этом культурном организме.
Николаю Яковлевичу Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Он указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.
Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Он выступает с критикой европоцентризма и исходит из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур немецкий мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры.
Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития :1. Появление, 2. Становление, 3. Упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний
· Божественный толчок и энергия,
· вызов и ответ и
· уход и возвращение.
Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. Для Тойнби важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают непрерывность исторического процесса. (истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие большую протяженность во времени и в пространстве, нежели чем национальные государства) Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации.
18. Проблема генезиса культуры: орудийно-деятельностная теория.
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции.
Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную.
Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира.
Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873--1876 гг.
Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Энгельсу принадлежит классическая формула- «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок - возникновения процесса речи и труда - огромны. Сущность человека -- в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.
Итак, орудийно -трудовая концепция подтвердила мысль о том, что труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности и стал сильным импульсом, приведшим к культурогенезу, а социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширил пространство культуры. Труд - это то, что отделяет человека от природного царства, подразумевая под ним специфический способ жизнедеятельности, приведшей к культуре.
Труд - сознание- общество(в котором есть иерархия. деление на функции,где у каждого своя специализация) - речь(для обучения, передачи навыков).