Массовая и элитарная: Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка – массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Различие между высокой и массовой культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и массовая — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а массовая и этническая — преимущественно необразованным.
Этническая и национальная: Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка). Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологическом развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования. Этническая культура – это базис, на котором возникает национальная культура. Однако между этнической культурой и национальной культурой существуют различия и противоречия: Этническая культура консервативна, сохраняет наиболее архаичные древне элементы. Национальная культура динамична, она всегда в движении, постоянно обновляется. Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения. Этническая культура стремится сохранить локальные особенности языка, быта. В национальной культуре эти особенности становятся малозаметными или вовсе исчезают.
13. Проблема Восток-Запад: традиции и новаторство в культуре. Развивая свою теоретическую концепцию двух типов культуры, А. Фробениус впоследствии заменил наименоваия «хамическая» и «эфиопская» на «Восток» и «Запад». Для Востока характерно «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной непреодолимой судьбы. Для Запада присуще «чувство далекого», динамичность, идея личности и свободы.Вообще восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство.В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество — исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество — это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира.Исходя из этого в восточной культуре происходит отрицание нового, модернизации. Непосредственным содержанием модернизации в историческом аспекте является «вестернизация», в политическом аспекте — демократизация, в психологическом плане — индивидуализация. Восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы: достоинством человека является его умение «вписаться» в природу через совершенствование души и тела, изменение человека как части мира (а не мира в соответствии с человеческими потребностями и представлениями — на Западе).На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе.Если на Западе историческое развитие ориентировано на новизну, максимальное удовлетворение своих потребностей при жизни (карьера, имидж — такова цель жизни), то на Востоке господствует принцип «теоцентризма», который предполагает, что в основе мироздания лежит высшая воля. Человек должен рас-познать ее и творить как свою собственную. Совершенствование общества происходит как спокойный одно-мерный процесс, который способен вбирать новое, но, с другой стороны, — ориентирован на устойчивость. Личность живет лишь в коллективе, отсутствует понятие свободы воли, и человек обязан быть рад этому.Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть.Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.
14. Возникновение первых государств. Храмовое строительство в Египте. В IV тысячелетии до н. э. в истории человечества происходят огромные перемены в производительных силах. Революционным изменением, стало освоение выплавки метала. Человек освоил золото, медь, серебро, олово, свинец. Наибольшее промышленное использование получила медь. Она стала основным металлом до открытия железа. Первоначально изделия из меди уступали каменным орудиям, но постепенно медь вытеснила камень. Изготовление медных орудий требовала меньшего труда, и, к тому же, медь легко могла изменять свою форму. Применение метала в земледелии, резко увеличило производство. Земледельческие племена смогли более успешно заниматься выращиванием и разведением культур. Появление медной мотыги с деревянной рукояткой, лопаты и других орудий позволило создавать оросительные каналы. Приручение осла и коровы, позволило использовать тягловую силу в земледелие, что еще больше повысило производительность труда. Более сложное производство требовало большей специализации, так появились специалисты-ремесленники. Произошло второе великое общественное разделение труда (первое было возникновение земледелия и скотоводства) — отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла привело к развитию обмена — сначала между общинами, а затем и между племенами. Деньги тогда еще не применялись. Накопление продуктов, рост богатства шло в разных общинах неравномерно, что неизбежно вело к междуобщинным и межплеменным войнам с целью грабежа. Племена, обладающие медным оружием, имели военное преимущество. Всю большую власть в результате участившихся грабительских набегов приобретают военные вожди, которым и достается большая часть захваченной добычи. Мотыжное и плужное земледелие становится делом отдельной семьи, хоть и в пределах общины, до этого, на ранних ступенях земледелия, применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Постепенно земледельческий труд, с изобретением плуга, переходит из рук женщин в руки мужчин. Мужчина — земледелец и воин — становится главой семьи. Семья становится главной экономической единицей, имущество семьи начинает переходить по наследству от отца к детям. На место матриархату приходит патриархат. Женщина все больше становится в зависимость от мужчины. Все это — рост производительности труда, усиление роли обмена, постоянные войны — приводит к дальнейшему имущественному расслоению. Имущественное неравенство порождает общественное неравенство. Появляется родовая аристократия, которая все больше и больше захватывает властные функции. Именно из среды знатных общинников и появляются военные вожди и жрецы. Но еще долгое время наряду с советом родовой знати, большую роль продолжает играть собрание всех членов общины. На данном этапе еще оставались пережитки первобытно-общинного строя, так называемая военная демократия. В IV тысячелетие появляются первые рабовладельческие общества в Египте и Двуречье. Почвы долин рек Нила и Евфрата были очень плодородны из-за наносимого этими реками ила. До изобретения металлических орудий труда человек был не в состоянии освоить эти земли. Низовья рек были заболочены, а чуть поодаль земля почва высыхала из-за отсутствия влаги. К тому же постоянные разливы рек уничтожали посевы. С появлением медных орудий человек смог создавать первые ирригационные сооружения, проводить оросительные канавы и строить дамбы в мягком грунте, чем значительно повышал производительность труда. Наиболее благоприятные природные условия для данного типа ирригационного земледелия были в нижней части долины Нила и в низовьях Евфрата, а чуть позднее и в долине Инда. Потребность в содержании сложной ирригационной системы требовала постоянного и необходимого коллективного труда всей общины, что в свою очередь несколько задерживало развитие частной собственности. Община сохраняется на долгое время, но структура ее изменяется: кровнородственная община сменяется соседской общиной. Ирригационное земледелие требовало организации управления оросительными работами, эта функция попадает в руки племенной верхушки, а затем и в руки рабовладельческого государства. Земледелие, основанное на ирригации, давало наибольшую выгоду, когда как единая система использовались воды всей речной долины. В противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, что вело к частым разрушительным войнам. Это, а также рост числа рабов и бедняков, с одной стороны, которых необходимо было держать в повиновении, и богатых с другой, вызвало потребность в сильной государственной власти. Так появились первые рабовладельческие государства. Первое в мире государство появилось в Египте. Согласно представлению, широко распространенному в Египте, мир начался с появления из вод первобытного хаоса песчаного холма. Считалось, что всякий храм стоит именно на таком первохолме и, стало быть, восходит к началу мира; более того, песчаные холмики действительно имеются под храмами, так как именно с их насыпки и начиналось строительство. Пол храма отождествлялся с землей, лотосовидные и папирусовидные колонны олицетворяли растительность, порождаемую ею, потолок, расписанный звездами, соответствовал небу. Таким образом, храм был моделью все-ленной, причем ритуалы в нем происходили вне времени, точнее, во время, сливающееся с моментом творения мира и внесения порядка в изначальный хаос. Наиболее яркими архитектурными постройками Древ-него Египта можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле.
15. Возникновение письменности. Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько. Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звукобуквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества. Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты. Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.
16. Самая древняя мировая религия и культура Древней Индии. Индия — один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры.Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь; так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.Начатые в 20-е гг. XX в. раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тыс. лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской.Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древнево-сточных городов являлась система канализации и водоснабжения. В городах строились двух и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до н.э., происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад.С конца II — начала I тысячелетия до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы — веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства — это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств.Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии играла религия.В VI в. до н.э. в Индии возник Буддизм — самая древняя мировая религия. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 360 миллионов человек своих последователей.Формулируя свое учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении:
• принцип перерождения (сансары),
• идеи воздаяния (кармы),
• праведного пути (дхармы).
По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или “потоков” нематериальных частиц - дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бес-следно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой — такова главная цель человеческих усилий.
17. Конфуцианство как государственная идеология Китая. Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями. С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба», правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавало конфуцианство священной, дарованной свыше, небом. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Но конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне-китайских идеологических течений.
18. Античная культура и её мировое значение. Искусство, лит-ра, философия Древней Греции стали отправной точкой для развития европейской культуры. Характерной чертой античности является рациональный подход к пониманию мира, а так же эмоционально-эстетическое восприятие мира+способность к логическому мышлению. У истоков Др.Греции находились Крит и Микены. Этой цивилизации характерно построение дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, которые были разделены на специальные помещения административного и культурного назначения. Помещения использовались по целевому назначению. Др.Греции подарила миру ученых и философов: Аристотель, Сократ и так далее, которые заложили начало для научных учений. Именно в Др.Греции появилось понятие «полис»-форма гос-ной жизни с характерным порядком свободы и справедливости. Появилось понятие «прав и свобод гражданина», то есть человек является образцом свободы, гуманизма и просвещения. Было важным понятие «слава» воспринимается, как важнейший ориентир в обществе. Она являлась условием общественного признания. Др.Греции заложила основы современного государственного устройства, а так же увековечила ценности, которые реальны и на сегодняшний день. Знания и открытия явились базисом для последующего развития науки. Античные философские учения были заложены в основу современных наук.
ЕЩЕ ДОБАВИТЬ ИЗ ЭТОГО(НИЖЕ)
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
19. Идея гармонии в античности. В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.Для первых пифагорейцев гармония заключалась в противопоставлении четного и нечетного, предела в бес-конечности, единичности и множественности, правого и левого, мужского и женского, квадрата и прямо-угольника и так далее. Но создается чувство, что для Пифагора и его ближайших последователей из двух противоположностей лишь одна представляет собою безупречность: нечетное, прямая, квадрат – это здорово и прелестно, противоположные же члены оппозиции представляли из себя ошибку, зло, дисгармонию.Гераклит предлагает другое заключение: ежели на свети, существует противоположности, сущности, кажущиеся неприемлемыми, в частности единичность и множественность, влечение и вражда, мир и воина, без-действие и передвижение, то гармония между ними возникает не через удаление одного из них, а через со-существования обеих в постоянном напряжении. Гармония по Гераклиту – это не неимение противоположностей, но их баланс.Пифагорцы в 5 – 4 вв. до н.э. развили эту теорию и вывели концепцию симметрии, которая всегда присутствовала в греческом искусстве и стала одним из канонов прекрасного в искусстве классического периода.Каноном прекрасного в скульптурах того времени была симметрия, и ваятель ваяет одинаковые глаза, правильно распределенные косы, как под копирку груди, аккуратно вымерены руки и ноги и так далее.
20. Культура эпохи Возрождения. Считается, что начало эпохи было в Италии. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя - нового субъекта культуры стали гуманисты. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры. Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули ценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел. Возрождением было сделано открытие еще одной сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно, и в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Художник поэтому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Знаменитыми личностями в эпоху Возрождения были: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и другие. Связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Можно сделать вывод, что идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру эпохи Возрождения.
21. Античное наследие в средневековой культуре. Важнейшим источником культуры раннего средневековья было античное наследие. Философское наследие, полученное западным средневековьем от античности, включало прежде всего латинскую патриотическую литературу, наиболее значительную и наиболее авторитетную часть которой составили сочинения Августина. В другой, "языческой", так сказать, части античного наследия можно выделить два пласта. Это, с одной стороны, сочинения классической римской литературы — поэзия, риторика, история, — где наиболее важными в философском плане были труды Цицерона и Сенеки. С другой стороны, не менее значимой для средневековья была обширная литература компендиев и энциклопедий. Такая литература, с самого начала приспособленная к нуждам образования, в более поздний период римской истории все более схематизируется в соответствии с кругом школьных дисциплин. В передаче античного наследия особую роль сыграл наиболее значительный мыслитель VI в. Боэций (480-525). Будучи образованнейшим человеком своего времени, хорошо знакомым с греческой философией и наукой, он оказал исключительное влияние на культуру средневековья. Благодаря его переводам на латынь трактатов по логике и комментариев к ним, а также его собственным логическим сочинениям средневековье усваивает интеллектуальный инструментарий античной философии. Боэций перевел логические сочинения Аристотеля и «Введение» Порфирия к «Категориям». В раннем средневековье имели хождение два трактата из аристотелевского «Органона»: «Категории» и «Об истолковании», а также «Введение» Порфирия. Вместе с комментариями Боэция это составляло свод так называемой старой логики (logica vetus), штудировавшийся в школах вплоть до XII в. Во многом благодаря Боэцию сложившаяся в античности система школьного образования была адаптирована к новым историческим условиям. В школах в начале средневековья обучали, в общем, тому же, чему учили и в римских школах. Несмотря на изменение общественных установок, сохраняющиеся программы и учебники еще долго диктовали прежние нормы образования. Античное философское наследие, полученное ранним средневековьем, оказалось достаточно скудным. Это объясняется и предпочтениями римского образованного общества, "выбравшего", что передать, и состоянием раннесредневековой культуры, из-за своего низкого уровня неспособной многого усвоить, а также и отношением Церкви, не озабоченной сохранением памятников языческой философии.
22. Влияние христианства на развитие западноевропейской культуры. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно – нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла по-явиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс, пришла к нам от христианства. Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.
23. Ислам и арабо-мусульманский тип культуры. Ислам составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основателем ислама был Мухаммед, араб, живший в Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям. В момент возникновения ислам впитал в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова.Ислам является одной из трех мировых религией. Религиозная традиция определяет все стороны жизни каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Характерными чертами благородной мусульманской культуры являются ее неповторимое своеобразие и глубочайшее понимание того, что есть культурный человек, каким он должен быть и каким должен стать его внутренний мир. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Основной источник вероучения в исламе – Коран. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в XVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока. Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии - рубай Омара Хайяма (1040 - 1123 гг.). В конце IX в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма. Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города. В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника - арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Вокруг арка кольцом располагался второй город - шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). С XIII - XIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» - комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях. Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в., Индия). Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бе-дестаны (крытые рынки). Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.
24. Специфика русской культуры и процесс европеизации. Русская культура, будучи по своему происхождению и характеру европейской культурой, впитала так же значительные воздействия культур Востока. Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Она, в отличие от западноевропейской культуры, формировалась на иных путях. Ее развитие было связано с другими историческими событиями – с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, православного христианства (католицизм – на Западе), борьбой против монгольского ига, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти дальше на Восток. Пограничное положение России между Востоком и Западом определило внутреннюю противоречивость русского национального характера и менталитета русской культуры. Сложно представить русскую культуру в виде целостного, логически развивающегося явления. Каждый раз, на любом историческом этапе своего развития она как бы двоится, имеет одновременно два отличных друг от друга лица: европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, коллективное и индивидуальное. Подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол – вот наиболее значимые для понимания русской культуры понятия. В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. Но в полной мере "европеизация" проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.).Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Но западники считали, что заимствование европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России.
25. Место России в мировой цивилизации. Общепринято деление локальных цивилизаций на два главных типа: западные и восточные цивилизации. Исторические корни западных цивилизаций проявляется в христианстве, индивидуализме и демократических традициях. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран. Другой тип – восточные цивилизации, устои которых сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий. К этому типы относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. К какому же типу отнести Россию? Решение этих вопроса нашло свое отражение в позиции западников и славянофилов.Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации. В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики Российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство. Реформаторская деятельность многих государственных деятелей князя Владимира, Петра I, Екатерины II, Александра II направлена на включение России в западную цивилизацию.Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической идеологии».Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Киреевский и др.) идею самобытности российской истории связывали со своеобразным путем развития России. Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они назвали евразийским. В их концепции отчетливо выражена мысль, что Россия представляет собой особый природно-культурный мир, определяемый, прежде всего, своеобразием географического положения. Он соединен в единое целое природно-ландшафтными особенностями территории, а так-же этнокультурными особенностями народов, издавна населяющих эту территорию. Россия ни в каком смысле не является ни только Европой, ни только Азией. Россия есть Евразия. Многие современные отечественные исследователи также считают Россию самостоятельной цивилизацией. Например, известный российский ученый Ю.В. Яковец относит Россию с Украиной и Белоруссией к самостоятельной локальной цивилизации со своей самобытной исторической судьбой, экономическим и культурным пространством, менталитетом. Сегодня, строя новую Россию, жизненно важно не потерять уважения, любви к Отечеству, которое имеет тысячелетнюю историю. За 500 лет деятельных контактов России с Западом проявили себя схемы сближения с Европой, идеи сближения с Востоком – евразийство, принципы общеатлантического объединения. Выбор России будет зависеть от типа избранной ею модернизации, от степени активности и позиции интеллигенции, от позиции внешнего мира, но, прежде всего, от национального самосознания.
26. Культура информационного общества. Тенденции современной цивилизации. В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами. Человечество стало свидетелем информационной революции, естественным итогом которой стало формирование информационного общества и информационной культуры.Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Новая культура характеризуется фрагментарными, временными образами, клипами, блицами. Естественно, что не все способны быстро адаптироваться в новых условиях, «вписаться» в новую культурную среду. Некоторые ломаются, другие, напротив, постоянно растут и становятся более компетентными и грамотными людьми.Прогнозируя мегатенденции развития современной цивилизации, американские футурологи среди прочих называют «возрождение искусств» и «триумф личности». Информационная культура ставит человека в совершенно иные связи с внешним миром. Его жизнь становится менее определяемой социально-экономическими условиями, а его свободная творческая деятельность во многом определяет социокультурную ситуацию.Современный виртуальный способ существования культуры — это то качественно новое ее состояние, которое характеризует информационное общество. Современная виртуальная реальность — результат развития информационных технологий. Некоторые исследователи считают виртуальную реальность новой сферой бытия, а формой существования виртуальной реальности — информационное пространство. Пределы виртуального бытования культуры еще далеко не исследованы. Однако уже сейчас можно говорить о почти фантастических возможностях компьютерных систем, которые могут моделировать наши желания и грезы. Виртуальная реальность в некотором роде — синтез техники и человеческого воображения. Ее воздействие на человека, его психику, человеческое общество в целом и его культуру трудно переоценить. К сожалению, это воздействие не всегда положительно. Объективные процессы, происходящие в социуме, свидетельствуют о том, что именно культура способна стать решающим фактором политической и экономической стабилизации и тем самым смягчить некоторые негативные последствия развития современной информационной цивилизации.
27. Глобализация и проблемы межкультурного взаимодействия. Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия разных факторов международного значения на социальную действенность в отдельных странах.Глобальные процессы в социокультурном и духовно-нравственном пространстве современной цивилизации оказывают противоречивое, двоякое влияние на всю жизнедеятельность людей, в том числе и на сферу образования. С одной стороны, эти тенденции, порождаемые ходом современного социального и научно-технического прогресса, в значительной степени стимулируют как развитие образовательных систем, эволюцию социокультурных и духовно нравственных ценностей и нормативов, так и межкультурное общение между людьми. Потому что социально-психологический механизм идентификации (или уподобления), без которого невозможно достижение «элементарного» взаимопонимания, получает наиболее благоприятные возможности для себя в условиях глобальной стандартизации (деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности) и унификации (сокращение количества чего-либо путем стандартизации к единой форме) массового сознания, культуры и социальных норм. Однако, с другой стороны, эти же самые тенденции сопровождают (если не порождают) негативные процессы социокультурной трансформации: рост суррогатной массовой и поп-культуры, снижение уровня восприимчивости к подлинным духовно-нравственным и самобытным художественным ценностям и в образовании, и в культуре в целом.
28. Градостроительство как историко-культурный этап антропогенеза. Градостроительство, теория и практика планирования и застройки городов. Первые попытки ввести определенный порядок в застройку и планировку помещений с 3-2 тысяч лет до нашей эры. В Древней Греции в планирование городов хорошо учитывались местные природные условия. В государствах древнего мира выдающиеся по архитектурно-художественным началам ансамбли символизировали незыблемость государства. В эпоху Возрождения разрабатывались проекты идеальных городов, в которых учитывались повседневные удобства в жизни горожан. К середине 20 века – быстрый стихийный рост городов, градостроители хотели покончит с распластанностью городов и хотели создать ярусы над старыми городами. Историческим подвигом стали реконструкция и восстановление сожженных городов и поселков.
Теория и практика градостроительства: задача реконструкции и развития старых городов имеющих историческую культурную ценность, и строительство новых городов. В городах с богатым архитектурным наследием при реконструкции решается задача сохранения их исторического художественного облика и органического сочетания новой застройки с памятниками архитектуры.
Планировка и застройка городов, их архитектурный облик складывается постепенно, в результате длительного коллективного труда. Поэтому градостроительство требует творческой преемственности и дисциплины в осуществлении общих целей.
29.Этика и эстетика строительства. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Эстетика техническая изучает технические и эстетические проблемы формирования гармоничной природной среды. Составляя теоретическую основу дизайна, изучает его закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора. Оперирую в процессе создания предметной среды, человек формирует эстетическую реальность. Эстетика (красота) архитектурной формы соотносится с её функциональным содержанием: 1)красота предметной формы является непременной составляющей её предметного содержания; 2)красота предметной формы как результат её функционального свойства; 3)красота предметной формы как критерий. Этика – философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Профессиональная деятельность в строительстве может осуществляться только специалистами, имеющими соответственное образование и доказавшие на практике умение применять специальные знания и навыки. Специалист обязан соблюдать требования государственных стандартов, строительных норм и правил. Ответственен за соблюдение обязательств перед заказчиком.
30. Проблема экологизации и культура строительства. Проблема энергии и регулирования народонаселения. Чем экологически чище производство, тем оно более энергоёмко. Поэтому уменьшение загрязнения и ресурсосбережения ведет к росту энергопотребления, и как итог в будущем энергопотребление будет расти. Городские и с/х экосистемы связаны. В городах с/х продукцию перерабатывают на заводах. Из города в село поступают с/х машины, горючее; одежда, строительные материалы, химия.
В высотном домостроении отсутствие организационной и технической культуры может загубить строительство высотных объектов. Простые атрибуты культуры: чистота, фирменная одежда рабочих, их привоза-отвоза, организация питания.
Начинается стройка с организации места для продажи квартир, знакомство с проектом здания, планировкой квартир, оборудования. В контракте будет записан день, в который вы получите ключи от квартиры. Строительство обязательно ежедневно сопровождается контролем выполняемых работ. Этот контроль ведут соответствующие специалисты