Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологическая концепция К.Ясперса




Культурно-историческая концепция Карла Ясперса ( 1883–1969) базируется на идее общечеловеческой культуры и утверждает идею историзма. Приоритет в понимании сущности культуры К.Ясперс отдает духовности и смыслу, ибо «историчность – это преобразование явления в сознательно проведенных смысловых связях»[1]. То, что составляет в истории лишь физическую основу, то есть неисторическое в истории. Историчность, по К.Ясперсу, это нечто своеобразное и неповторимое, это традиция, обращение к которой создает определенный смысловой континуум. Он необходим человеку потому, что сам человек конечен и незавершен. Вечное же возможно познать только через обращение к тому индивидуальному, неповторимому и своеобразному, постоянно меняющемуся, что было в истории. Исторический процесс может прерваться, подчеркивает К.Ясперс, если мы забудет о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни.

В отличие от популярной в Европе первой половины ХХ века теории культурных циклов, развитой сначала О.Шпенглером, а затем А.Тойнби, К.Ясперс принимает за точку отсчета идею о том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. К.Ясперс подвергает сомнению как концепцию «исторических циклов» О.Шпенглера, так и материалистическое понимание истории. Не отвергая значения экономических факторов, К.Ясперс, тем не менее убежден, что история как человеческая реальность в наибольшей степени определяется духовными факторами, среди которых первенствующую роль играют те, что связаны экзистенциальной жизнью, а следовательно, со смыслообразующей доминантой – толкованием трансцендентного.

Весь путь становления культуры К.Ясперс разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода – доисторию, древние культуры, период осевого времени и технический век, расцвет которого относится к нашему времени.

Доистория – это время биологического создания человека и становления основных конститутивных свойств человеческого бытия (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), накопления «капитала человеческого бытия», который не наследуется биологически, а представляет собой историческую субстанцию, которая может быть увеличена или растрачена. В духовном смысле этот период нельзя относить к истории, поскольку история возникает там, где есть осознание истории, традиция, документация, письменность.

Следующий этап – древние культуры. Он связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древнейших культур: 1)шумеро-вавилонской, египетской, эгейской (примерно с 4000 до н.э.); 2) доарийской культуры долины Инда (III тысячелетие до н.э.); 3)архаический мир Китая (II тысячелетие до н.э.).

Это начало истории К.Ясперс связывает со следующими событиями: с решением задачи организации ирригационной системы (в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Хуанхэ), регулирование которой вело к централизации, к созданию управленческого аппарата, государства; с открытием письменности, значение которой определялось открывшимися возможностями в передаче традиции и ростом влияния писцов в качестве духовной аристократии; с возникновением народов, осознающих свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами; 4)с возникновением мировых империй; 5)с использованием лошади.

Отличие начавшейся истории от доистории состоит, по К.Ясперсу, в следующем: 1) наличием сознания и воспоминания, передачей духовного достояния; 2)рационализацией какого-либо содержания посредством техники; 3)наличием в качестве примера и образца великих личностей, судьба которых освобождает остальных от глухого самосознания и страха перед демонами.

Третий этап- "осевое время" (середина I тыс. до н.э.), когда в период между 800 и 200 гг. до н.э. был совершен, по К.Ясперсу, самый резкий поворот в истории культуры. «В это время, - пишет К.Ясперс, - происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга»[2].

Все эти очаги культуры связывает то, что человек осознает бытие в целом, пытается познать самого себя, установить границы своих возможностей. Осознавая свои границы, человек ставит перед собой высшие цели и ищет пути их достижения на пути рефлексии. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Это и означало переход к универсальности. Синхронно возникшие в эту эпоху ценности являлись показателем единства истории и человечества, они образовывали единую «ось», вокруг которой и происходила и в которую втягивалась реальная история человечества. Народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне первобытного существования.

Четвертый период – технический век – есть начинающаяся с конца средневековья научно-техническая эра, которая дает о себе знать в XVIIв, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в ХХ в.

Единство истории обеспечивается не просто единством общего мира жизненных форм, институтов, представлений, верований, а единой целью, к которой движется история. В качестве такой цели можно считать гармонизацию человека, свободу, творчество духа, постижение бытия в его глубинах. К этим целям стремится каждая эпоха, но ими нельзя обладать вечно, поэтому каждое поколение вновь и вновь ставит их перед собой.

ВОПРОС





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3790 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.