Функции, типы и формы культуры
Функции культуры
К основным функциям культуры можно отнести следующие[3]:
1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически – преобразовательная.
2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.
3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.
4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».
5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.
6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.
Типы культуры
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.
1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.
2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.
Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.
3. По происхождению выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.
4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).
Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.
5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.
Субкультура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Признаки культуры как системы
Культура обладает следующими признаками системы: состоит из взаимодействующих элементов, которые образуют ее внутреннее строение; реагирует на внутренние и внешние импульсы и таким образом постоянно изменяется, развивается.
Элементы культуры, то есть базисные единицы, из которых она состоит, можно классифицировать по:
- природе и процессу создания: на материальные (образуют материальную культуру) и нематериальные (составляют духовную культуру);
- способу существования: на единичные элементы и культурный комплекс. Культурный комплекс — совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.
Культура — сложное социальное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящую из базисных элементов:
- Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. П. Ценности служат основанием культуры, эталоном, идеалом для большинства людей. Они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов;
- Ценностные ориентации характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации — индивиду;
- Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми;
- Мифы — фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека;
- Верования представляют собой утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. На верованиях могут быть основаны мифы и научные знания;
- Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нра- вы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп;
- Привычки — установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях. Привычки бывают коллективные, или групповые, и индивидуальные. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения;
- Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Манеры основаны на привычках и отличаются большим разнообразием;
- Этикет - принятая в отдельных социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает в себя особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Знание этикета отличает воспитанного человека от невоспитанного и характеризует поведение представителя любого слоя общества. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям;
- Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять. Он также основан на привычках, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. К нарушителям обычаев применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание;
- Традиция — привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды;
- Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения;
- Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной группы;
- Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными дм этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благоговение и трепет;
- Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Они включают в себя те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке;
- Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Это особая форма нравов, распространенная в традиционном обществе;
- Законы — нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, то есть подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Юридические (формальные) законы возникали из обычного права;
- Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус индивидуален, поэтому он показывает, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усредненных стандартов;
- Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие;
- Мода — смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими. Увлечения перерастают в моду, если они овладевают большими группами людей. Мода - кратковременная форма поведения и пристрастий, выражающая социальные символы.
- 4. Основные подсистемы культуры