Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.2. Позднее средневековье




Общая характеристика периода Позднее средневековье

Формировались национальные государства. Продолжались крестовые походы.

Сосредоточением экономической, политической и культурной жизни становятся города.

Ремесленные и торговые цехи и гильдии становятся влиятельной социальной, политической и экономической силой.

Происходит окончательное обособление сословии, выделяются ведущие потребительские группы (духовенство, дворяне, богатые горожане, рыцарство). Постепенно меняется уровень и структура потребностей.

Повышается уровень комфортности быта, смягчаются нравы и обычаи.

Формируется новый тип светской культуры связанный с развитием материалистической науки.

Развивается «рыцарская» культура.

 

Средневековая специализация ремесел была доведена до логического конца. Развитие городского ремесла обусловило прогресс техники. Совершенствовался ткацкий станок, в 15 в. появилась самопрялка с ножным приводом. Применение более совершенного водяного колеса повысило производительность труда.

Первоначальная ориентация производства на местный рынок сменяется ориентацией на отдаленные рынки. Появляются крупные производственные (ремесленные) центры:

· сукноделия (Северная и Средняя Италия – Флоренция, Сиена, Пиза; Фландрия и Брабант;

· металлообработки, в частности производство оружия (Силезия, Милан, Нюрнберг)

В 14 в. в Италии производство стекла принимает промышленный масштаб. Изобретение пороха и огнестрельного оружия дает новый толчок к развитию металлургии.

С развитием огнестрельного оружия крепостные стены постепенно теряют свое первоначальное значение.

Но средневековое сознание воспринимало развивающийся техницизм неоднозначно. Бурно развивающаяся предметная среда входила в противоречие с религиозными правилами и нормами. Возникает конфликт светского и церковного.

Готический стиль – с середины 12 в. до 15-16 вв.

В архитектуре похожие на крепости романские базилики уступают место динамичным, пространственно открытым строениям.

Развиваясь под влиянием арабской культуры, инженерная мысль позднего средневековья выявила в конструкции истинно несущие части, и сосредоточила свое внимание на каркасе. Инертность массы была преодолена, и здание устремилось ввысь.

Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы становятся высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, стрельчатые арки и окна. Пустоту, занявшую место стены заполнил витраж. «Готическая роза» – огромные красочные окна-витражи способствовали созданию атмосферы мистической ирреальности. Феерический колорит витражей (резкие сочетания локальных цветовых пятен) в сочетании с постоянно изменяющимся освещением перекликался со звучанием органа.

Готический собор стал воплощением важнейших мировоззренческих идей позднего средневековья. Это попытка связать «жизнь земную» и «жизнь небесную», решить основное противоречие между душой и телом. Глубокий внутренний конфликт выражается в самостоятельности элементов конструкции собора и его декора. Выразительность и экспрессивность, преобладание вертикали в композиции, сложная пластика, отразили смятение и экзальтированность позднего средневековья.

Живопись и скульптура проникнуты той же идеей. Ушла византийская возвышенная стилизация покоя, появилась драматичность и экспрессия в библейских и жанровых сценах. Скульптура «живая» и чувственная, часто ярко раскрашенная была повествовательным дополнением интерьера.

Варианты готического стиля можно разделить на две основные группы: северную (Франция, Нидерланды, северо-западная Германия, Англия) и южную (Швейцария, Австрия, южная Германия). Основная разница вариантов выражается в использовании орнаментации.

Развитие мировоззрения средневековья наиболее наглядно можно проследить в культе рыцарского служения «Прекрасной Даме». Зародившись, как культ поклонения Пресвятой Деве, он постепенно становился все более личностно-чувственным и перерождается из поклонения Богоматери в поклонение земной женщине -–Прекрасной Даме – недоступной (чужая жена), но желанной. Изначальное нарушение морально-нравственных устоев общества заложенных в этом культе определило развитие всей куртуазной европейской культуры.

 

Начало книгопечатанья (Германия середина 15 в.) обеспечило сравнительно быстрое распространение знаний в различных областях жизни.

 

Средневековый ремесленник приобретал знания и профессиональные навыки, как в технической, так и в художественной сфере путем ученичества. Мастер передавал свой опыт ученикам в строгой тайне от посторонних. Каждая новая задача, будь то постройка дома, конструкция механизма или одежды решалась интуитивно-практическим путем.

 

Костюм позднего средневековья положил начало «футлярной» системе костюма, когда костюм не следует фигуре человека, а моделирует его в соответствии с заданными нормами. Стилизация тела, диспропорции и асимметрия, сложные криволинейные очертания силуэта, изломленные линии, изрезанность кроя.

Канонизация норм поведения отразилась на костюме, который был жестко регламентированной системой, диктующий человеку «условия» и схему движения.

Происходит окончательное разделение на мужской и женский костюм. Разделяются костюмы сословий.

Обращение к идеальному образу женщины матери (мадонны). Женский костюм в профиль имел сложные силуэтные очертания и пластику, т.к. имитировал беременность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 217 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2285 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.