Г) П. Л. Лавров.
2. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется…
А) онтологией;
Б) праксиологией;
В) этикой;
Г) эсхатологией.
3. Положительное содержание метафизических идей И. Кант усматривает в том, что они являются…
А) предметами теоретического разума;
Б) предметами критического разума;
В) априорными формами мышления;
Г) апостериорными данными.
4. Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе…
А) прагматизма;
Б) гегельянства;
В) позитивизма;
Г) постмодернизма.
5. Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является философ…
А) В. С. Соловьев;
Б) А. С. Хомяков;
В) Н. Ф. Федоров;
Г) Н. А. Бердяев.
6. Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь), являются…
А) трансформация вещества и дискретность поля;
Б) спонтанность и детерминизм;
В) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
Г) имманентность и активность.
7. Высшая форма психической деятельности, присущая человеческой форме жизни, называется…
А) духом;
Б) психикой;
В) душой;
Г) сознанием.
8. Формой чувственного познания является…
А) ощущение;
Б) понятие;
В) воля;
Г) суждение.
9. С точки зрения материализма основными формами истины являются…
А) абстрактная и конкретная;
Б) абсолютная и относительная;
В) априорная и апостериорная;
Г) теоретическая и практическая.
10. Характерной чертой научного знания является…
А) бесписьменный характер;
Б) субъективность;
В) несистематизированность;
Г) рациональность.
11. Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется…
А) наблюдением;
Б) конструированием;
В) диалектикой;
Г) сравнением.
12. Автором произведения «Государство» является…
А) Платон;
Б) Н. Макиавелли;
В) Т. Мор;
Г) И. Кант.
БЛОК 2 (с 15)
17. Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие:
А) философское мировоззрение не отделимо от ____?;
Б) основные представления о мире ____?;
В) основной религией в Индии является буддизм;
Г) появляются авторские философские произведения;
Д) основной религией в Индии является брахманизм.
18. Представителями русского космизма являются…
А) Г. В. Плеханов;
Б) К. Э. Циолковский;
В) Н. Ф. Федоров;
Г) В. И. Вернадский;
Д) А. Н. Радищев;
Е) В. И. Ленин.
19. Установите соответствия между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
ДЕМОКРИТ
2. Плюралистическая модель мира
Г. ЛЕЙБНИЦ
3. Натуралистическая модель мира
И. КАНТ
4. Религиозная модель мира
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
20. Т. Кон вводит в научный оборот понятия:
А) фаллибилизм;
Б) парадигма;
В) нормальная наука;
Г) интроекция.
21. По Аристотелю, в классификации знания выделяют…
А) теоретическое;
Б) творческое;
В) индуктивное;
Г) практическое;
Д) естественнонаучное;
Е) социологическое.
22. Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности:
1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными –
НИСХОДЯЩАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ
2. Учитель был назначен директором школы –
ВОСХОДЯЩАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ
3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество –
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ.
23. «Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище, наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены лицом к свету, исходящего от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?» (Платон)
23.1. Утверждая, что реальность, доступная людям, - всего лишь «тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры», автор отрывка отстаивает позицию…
А) эсхатологизма;
Б) материализма;
В) скептицизма;
Г) идеализма.
23.2. Данный отрывок взят из произведения, известному современному читателю под названием «Миф о _______».
Введите ответ: «ПЕЩЕРЕ»
23.3. Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов, как…
А) Разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры;
Б) Между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной;
В) Фокусники поверх ширмы показывают кукол;
Г) С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места.
24. «Два ответа дает философия об устройстве мира: 1) «…», утверждающий, что мир в основе есть множественность, которая дана прежде единства; проще сказать: мир есть беспорядок… Выход из этой мертвой петли один …: надо приводить мир в порядок, расширяя соответственно этому и знание, а со знанием – упорядочивающую силу.
Или же 2) «…», утверждающий, …что основное начало есть единство, данное прежде множественности…
Существование разномнений здесь равносильно признанию недоказанности утверждения мирового единства, а с ним и целесообразного порядка. (Н. Ф. Федоров)
24.1. Подход, утверждающий, что «мир в основе есть множественность», называется…
А) плюрализм;
Б) дуализм;
В) монизм;
Г) агностицизм.
24.2. Подход, утверждающий, что «основное начало есть единство, данное прежде множественности», называется…
Введите ответ: «МОНИЗМ»
24.3. Представителями монизма как философского учения являются…
А) Маркс;
Б) Лейбниц;
В) Гегель;
Г) Декарт.
25. «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека… Необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства. А между тем формальная регистрация граждан, их властное и одностороннее причисление к государству, с этим не считается и от этого не зависит. И вот государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к своей Родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляется целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, - одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в сфере промышленности и торговли, в процветании другого государства), третьи – по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач)… Все эти «граждане» принадлежат государству только формально, юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями». (И. А. Ильин)
25.1. ___?
А) Родина;
Б) граждане;
В) территория;
Г) регистрация.
25.2. Людей, не интересующихся жизнью и проблемами государства, в котором живут, автор называет …
А) иностранными;
Б) мнимыми;
В) аморфными;
Г) враждебными.
25.3. ___?
А) духовной общности;
Б) юридической принадлежности;
В) регистрации;
Г) правосознания;
Д) любви к Родине;