16. КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ
НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX В
В середине 19 века – кризис классической философии
Причины:
1. Наука наконец создала картину природы как единого связного целого (до этого – натурфилософия)
Философия не в силах угнаться за наукой; эпоха глобальных философских систем закончилась.
в сер. 19 в. из философии выделяются общие науки:
экономика
социология
юриспруденция
Философия неклассического типа от создания глобальных философских систем перешла к методологии научного исследования
2. Развитое капиталистическое общество пришло к массовому разочарованию в классической философии, возможностях человеческого разума вообще.
Критика разума как отличительная черта современной философии.
Центральная философская категория: разум ®?
3. Классическая философия готовила человека к занятию искусством; надежды не оправдались:
наёмный труд
инженерная деятельность
предпринимательская деятельность
взаимоотношения науки:
наукоцентризм
¯
социоцентризм
¯
культуроцентризм 20 в.
социокультурный феномен
4. Сомнения в достижимости истины и стремление найти замену истине
Характерные особенности:
- практицизм;
- эволюционизм;
- релятивизм;
- сциентизм;
- рационализм и иррационализм
Направления
1. Позитивизм
Огюст Конт
Герберт Спенсер
В замен разума в основу философии нужно положить факт
2. Неоклассика – неокантианство
не разум, а ценности
3. Марксизм
практика
4. Иррационализм
мир недоступен разуму, им правит космическая воля (Шопенгауэр), биологическая жизнь (Ницше), основываться на инстинктах
В современной философии друг с другом конкурируют несколько философских подходов.
|
17. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ МАРКСИЗМА
Марксистская философия представляет собой одну из трёх тесно связанных между собой частей марксизма, включающую в себя также политическую экономику и научный коммунизм.
Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (учение о природе и познании) и исторический материализм (учение об обществе).
диалектический материализм
результат материалистической переработки гегелевской идеалистической диалектики и диалектической переработки метафизического (Фейербах) материализма.
основные идеи ДМ:
§ материя (природа) первична, а человеческое сознание – вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся на достаточно высоком уровне её развития. При этом полностью отрицается существование каких-л. идеальных надприродных сущностей (Бог, АИ, Мировой ум и др.);
§ материя вечна, несотворима и неуничтожаема, важнейшим её свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения – без материи. При этом движение абсолютно, а покой (понимаемый как момент движения) – относителен. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя оторвать от материи. Существует ряд форм движения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное), отражающих общий ход эволюции материи;
§ развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами на базе выявленных Гегелем закономерностей:
закон
| значение закона
| единства и борьбы
противоположностей
| указывает на внутренний источник
всякого развития
| взаимного перехода количественных изменений в качественные
| указывает на механизм развития
| диалектического отрицания
| указывает на общее направление
развития
| Законы диалектики понимаются как универсальные законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человеческого мышления.
Гносеология
марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определённых впечатлений, приходящих в него извне.
§ процесс познания считается подчиняющимся трём законам диалектики;
§ проводится качественное различие между познанием теоретическим и эмпирическим (в т.ч. чувственное); показывается, что теоретическое познание несводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание оперирует общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспериментов, наблюдений, и пр.;
§ утверждается диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: АИ (как полное, исчерпывающее знание обо всём в целом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с ОИ (т.е. частичными, неполным знанием), но накопление ОИ в процессе познания позволяет бесконечно приближаться к АИ;
§ критерием истины является практика, она - и цель познания.
Исторический материализм
Материалистическое учение об обществе – ИМ - представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалектики. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.
Общественное бытие – совокупность материальны общественных процессов и отношений, существующих независимо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом.
Общественное сознание – отражение ОБ.
В основе ОБ – производительные силы и производственные отношения, составляющие базис общества, на котором строится политическая и идеологическая надстройка.
|
18. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОКАНТИАНСТВА
В XIX ВЕКЕ
ПОЗИТИВИЗМ 19 в.
философия инженерной деятельности
Всё знание, существующее на свете делиться на:
спекулятивное – многозначное, где один факт можно интерпретировать по-разному (философия, юриспруденция, история);
позитивное – факты, который можно проверить и однозначно интерпретировать (естественные и технические науки);
спекулятивное ® позитивное –
можно, но для этого его нужно преобразовать
Цель науки – накопление и систематизация позитивного знания – «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в котором мы живём. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы.
Принципиальная неполнота и ограниченность, относительность наших знаний о мире на любой стадии развития науки.
Любая наука развивается по одному универсальному правилу:
в начале – точные проверенные факты
¯
классификация этих фактов
¯
универсальные законы
¯
трансформация законов в технологии
Конт: “Ничего лишнего и всё нам полезное”.
Подчиняли общественные науки естественным
Сущности права не существует – в праве нет идей
За правом стоит только воля законодателя
Единственная юр. данность – нормы права и статьи закона
Законодатель ® факты ® …
Такая программа могла состояться, если:
юридическая профессия массова
юрист – машина для толкования и применения закона
главная ценность юриста – владение юридической техникой
норма права самодостаточны
(
юрист – холоп законодательной власти
Огюст КОНТ
считал, что предметом научного исследования должна стать только эмпирически данная действительность – реальный мир (мир явлений). Любые философские размышления о таких сущностях, как «вещь-в-себе», «первопричина» и т.д. Конт относил к «негативной философии» и не считал научными. Таким образом, большая часть философского знания, накопленного ранее оказалось в одной группе с религиозным – «фиктивное».
Три стадии развития общества и науки
стадия развития
| характеристика
| теологическая
| явления природы объясняются целенаправленным действием сверхъестественных сил – волей богов или Бога
| метафизическая
| явления природы объясняются через абстрактные принципы и понятия, на место воли Бога ставятся естественные причины; природное явление считается объяснённым, если его удалось свести к общим законам
| позитивная
| возникает наука в подлинном смысле слова, она занимается описанием и классификацией обнаруженных фактов, причём эта классификация строится на основаниях, характерных для самих этих фактов; возникает понимание того, что невозможно достичь абсолютного знания и конечных причин всего сущего
|
|
19. ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА
(А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ)
Артур ШОПЕНГАУЭР
Ш. – субъективный идеалист
мир как представление
Телесный, чувственно воспринимаемый мир понимается Ш. не как объективно существующий, а всего лишь как явление или представление в сознании субъекта («вещь-для-нас» у Канта). А то, что стоит за этим представлением, Ш. трактует как непостижимую «вещь-в-себе». Поэтому мир становится миром только после того, как появился первый видящий его глаз, слышащее его ухо и т.д. Но при этом сам факт существования «вещи-в-себе» - чего-то вне нас и независимо от нас – является несомненным.
учение «о воле к жизни»
Основой «вещи-в-себе» является слепая и не имеющая никакого основания в чём-либо ином «воля к жизни», которая получает свою реализацию в бесконечном множестве форм («объективаций»).
Воля к жизни слепа и бесцельна, не имеет основания и меры. Это является источником постоянной борьбы между различными её объективациями, каждая из которых стремится к абсолютному господству над всеми другими, что и порождает бесконечную войну «всех против всех». Множество объективаций определённым образом организованно: существует своя иерархия (аналогичная иерархии Платоновских идей). Внизу находятся «жизненные силы» природы, а верхнюю ступень занимает человек – разумное существо, способное к познанию и самопознанию. К сожалению, большинство людей обладает весьма ограниченными способностями в этой области. И только философский гений способен интуитивно постичь суть жизни
учение о жизни
Жизнь каждого человека представляет собой трагедию. Человек одержим различными стремлениями и желаниями, являющимися проявлениями исходной воли. Причём эти проявления особенно сильны именно в человеке как высшей объективации воли. Но при этом человеческая жизнь бессмысленна и бесцельна: то, что можно назвать радостью, есть лишь временное отсутствие страданий. Но за этим периодом «радости» обязательно следует новое страдание, или, если оно не появляется, к человеку приходит скука.
Единственный доступный человеку способ борьбы со слепой «волей к жизни», властвующей над ним, состоит в том, чтобы, отказываясь от желаний, уменьшить в себе волю к жизни и тем самым избавиться от источника страданий. Но при этом Ш. отвергает самоубийство как способ избавления от страдания. Человеческая жизнь обретает смысл, когда индивид освобождается от эгоизма и забот о себе и, проникаясь состраданием к другим людям, начинает заботиться о них, т.е. становится альтруистом.
Жизнь и её понимание
философы
| понимание жизни
| А. Шопенгауэр
1788–1860
| Жизнь есть бесконечное множество объективаций «объективной воли к жизни» – слепой, иррациональной и не имеющей никакого основания в чём-либо ином силы, первоосновы бытия
| Ф. Ницше
1844–1900
| Жизнь есть проявление стихийного становления бытия; всё живое обладает «волей к власти», проявляющейся в тяге к самоутверждению, в борьбе за существование со всеми соперниками; завоёванное пространство она организует иерархически, наделяя различными степенями ценности; на высшей ступени развития – у человека – она обращается сама на себя, и тогда начинается процесс её распада
|
|
20. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
(К. ЯПЕРС, Х. ХАЙДЕГГЕР, Ж.–П. САРТР, А. КАМЮ)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ[позднелат. – сущеествование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в.
учение об экзистенции
Центральное место в Э. занимает проблема человека и его существования (экзистенции). Но понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук, оно постигаемо только интуитивно. Человеческое бытие предстаёт перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечён и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живёт в нём. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определённые состояния человека «модусы» (виды): “страх”, ”надежда”, ”отчаяние”, решимость” и т.д.
Утверждается присутствие трансцендентной сущности, стоящей за этими переживаниями, на которую эти переживания и направлены. Отсюда глубинная тайна человеческого существования состоит, с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне его самого, а с другой – в открытости, незамкнутости – в силу направленности к этой транцендентной сущности.
в религиозном Э. (Ясперс, позд. Хайдеггер) – это Бог, но Его невозможно рационально проанализировать, описать: Он есть тайна, недоступная нам;
в атеистическом Э. (Сартр, Камю) – Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии иллюзорности этой сущности.
Ещё одна важная особенность человека – его смертность, а значит, конечность экзистенции (в религиозном Э., где признаётся бессмертие души имеется в виду конечность земного существования). Уже этой конечности экзистенции, заключённой между рождением и смертью, достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому оценить её, в частности посмотреть на неё не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понять её сущность. “Время временится из будущего”, - Хайдеггер.
Человеческая жизнь всегда протекает во времени, но это не объективное, безразличное, космическое время, а личностно-историческое, связанное с человеческими переживаниями, поисками, надеждами. Каждый индивид существует только в рамках определённой культуры и конкретной ситуации; он ведёт своё существование, будучи «заброшен» в этот мир. И каковы бы ни были его собственные желания, он вынужден считаться с этим миром, в котором находится. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определённой историко-культурной ситуации и т.п. – всё это объективные характеристики и условия, которые навязаны человеку вне и помимо его желаний. И всё это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции, что усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире».
учение о свободе
Одно из центральных мест в Э. занимает проблема свободы. Её сущность объясняется на базе понятия «экзистенция» и такое её важнейшей характеристики как «направленность» («интенциональность») на трансценденцию. Религиозный Э. говорит, что свободу можно обрести только в Боге. Атеистический (Сартр), в котором транценденция есть Ничто понимает свободу как возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, которая не зависит ни от чего в этом мире.
Свобода оказывается при этом тяжёлым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от выбора, перестать быть самим собой и стать «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где никто ничего не решает и не несёт ни за что никакой ответственности, человек превращается в «винтик» в общественном механизме.
|