11. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ (Ф. БЭКОН, Р. ДЕКАРТ)
Данная проблема становится актуальной в связи с большим количеством материала.
Френсис БЭКОН
английская школа
| Рене ДЕКАРТ
континентальная школа
| учение основано на критике Аристотеля
|
| подлинное знание не может основываться на опыте, а должно опираться на опыт (эксперимент) – эмпиризм
| если философия хочет быть наукой, она должна строиться как математика
|
ОПЫТЫ
| ¯
| ¯
| светоносные
| плодоносные
| |
| |
| знания
| практически приложимый результат
|
|
| индукция – гл. средство
исследования
неполная (чаще всего)
полная –
когда конечное число изучаемых предметов (ограниченное время и пространство)
| дедукция
общее ® частное
средства укрепления основания:
1. сомнение
критичность мышления
“Мыслю, следовательно существую” – из этого тезиса выводится всё содержание наук
2. интеллектуальная интуиция
основание должно вызывать веру, быть интуитивно верным
3. Бог
внутренний разум,
врождённые идеи
| правила:
- все результаты опыта нужно делить на положительные результаты;
- учитывать отрицательные результаты (искл. – elemenatio – элеминирующая индукция);
- все полученные результаты нужно ранжировать
полное абсолютное знание
| 4 правила метода (!)
как выводить следствия из основания
наше мышление абсолютно
| необходимо очистить самосознание, т.к. в сознании есть препятствия для познания – идолы
“Учение об идолах”
“идолы рода”
препятствия, обусл. общей для людей склонностью судить о природе по аналогии с собственными свойствами;
“идолы пещеры”
ошибки присущие некоторым группам людей из-за их субъективных предпочтений, симпатий и антипатий
“идолы площади”
препятствия, возникающие при общении посредством слов, т.к. значение слов определяется не на основе познания сущности предмета, а от впечатления
“идолы театра”
препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными ложными методами вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям
Три пути познания:
- путь муравья;
глупы – тащат всё
- путь паука;
ткут паутину из собственного разума
- путь пчелы;
тащат полезное и перерабатывают его
|
|
Гоббс, Локк, Юм, Беркли – идеалисты
британская философия – философия самопознания
|
12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Т. ГОББСА И ДЖ. ЛОККА
ГОББС (Hobbes) Томас (1588—1679) — английский государственный деятель и философ.
Г. стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин.
Философия по Г. — "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий". При этом, согласно Г., под рассуждением подразумевается "исчисление". Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать".
Философия у Г. включает философию природы и философию государства (состоящую из двух разделов: "этика" и "политика").
учение о государстве и праве
пытается разложить такое сложное понятие как государство на его основные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. В результате он приходит к необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.
человеческое общество
|
|
|
| естественное
| ®
| гражданское
| все отношения в человеческом обществе кроме тех, что внесло государство.
|
| Люди объединяются в государство при помощи "общественного договора" и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн.
| - действуют, руководствуясь только природным законом самосохранения;
- каждый вправе взять, захватить всё
право º сила
"война всех против всех" (bellum omnium contra omnes)
поскольку это противоречит закону самосохранения, каждый должен отказаться от права на всё и перенести часть своих прав на других
| ®
| государство единой воли
| наиболее совершенная форма – абсолютная монархия (соц. заказ);
неограниченная власть государства – не только поведение людей, но и религиозные, нравственные, научные воззрения.
Церковь подчиняется государству.
|
|
| право на неподчинение и свержение власти в случае нарушения государством прав человека (революции)
|
Благо народа — высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г.
Общественный закон суть совесть гражданина.
Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, — религия.
Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, — предрассудки.
|
13. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ж.–Ж. РУССО, Ш. МОНТЕСКЬЁ
МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) (1689 — 1755) — французский философ права и истории.
"О духе законов" (1748) – попытка объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий (климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа").
закон – необходимые отношения, вытекающие из природы вещей.
Тип закона
| Происхождение
| Сфера действия
| Физические
(естественные)
| установлены Богом как законы природы
| «естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство)
| Социальные
| установлены людьми
| только гражданское общество
|
Вид социального закона
| Сфера действия
| Международное право
| отношения между народами
| Политическое право
| отношения между правителями и управляемыми
| Гражданское право
| отношения между гражданами
|
Причины различия государств:
не социально-исторические условия, а соответствие между образом правления и физическими свойствами страны:
+ протяженность;
+ климат;
– образ жизни населения, занятия (торговля, земледелие);
– степень материального благосостояния;
– религиозные взгляды;
– нравы;
По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, классификация типов государственного устройства связывается с общественной морфологией или с количественными параметрами данного общества.
| “принцип”
правления
| “природа”
правления
|
|
определяется доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления
|
обусловливается числом обладателей верховной суверенной власти
| демократия
| "добродетель" –
доблесть,
любовь к республике
| весь народ или его часть
| монархия
| честь
| один, но в рамках жесткого законодательства
| деспотия
| страх
| один в соответствии с собственными прихотями и произволом
|
Народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. Неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него.
"Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела".
Условиями нормального существования государства являются основные гарантии свободы – учреждения, сдерживающие произвол.
Первоначальным состоянием общества считал не «войну всех против всех», а мир.
Международное право – в мирное время государства должны делать друг другу как можно больше добра, а в военное время – как можно меньше зла.
Наказание – за деяния, а не за мысли.
В работе "Персидские письма" (1721) развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Общество, пo M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим — социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. не считал факторами, равновеликими государству.
|
14. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И. КАНТА
КАНТ(Kant) Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель.
1. "докритический" период
2. “критический” период – с 70-х гг.
"О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира".
основные части философии К.
| работы
| гносеология
| "Критика чистого разума"
| этика
| "Критика практического разума"
| эстетика
(объединенная с учением о целесообразности в природе)
| "Критика способности суждения"
|
во всех своих сочинениях К. исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.
Таким образом, разработке проблематики философии, морали и т.д. должна предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии.
ПОЗНАНИЕ
Всё, что мы знаем об объектах внешнего мира – это лишь их образы в нашем сознании. Следует отличать:
«Вещь-в-себе» – объект внешнего мира такой, какой он существует сам по себе
«Вещь-для-нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании.
Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между понятиями: субъектом и предикатом суждения. Существуют два вида этой связи:
1. аналитические суждения – предикат не даёт нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в объекте (“все тела имеют протяжение ”);
2. синтетические суждения – предикат не выводится из субъекта, а соединяется с объектом
а. апостериорные – связь предиката с объектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте (“некоторые лебеди черны”);
б. априорные – связь между предикатом и субъектом мыслиться как предшествующая опыту и не зависящая от него (“всё, что случается имеет причину”).
Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте:
Лучшие изречения:
© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление |