4.4. Религиозное познание.
Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -
мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или
совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости
и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и
достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы
- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Чем же
отличается религиозное познание и научное?
Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она
орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного
мироосвоения. Религия — особый, операциональный способ ориентации в том еще
непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом (воплощаемом в
слове, понятии), с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в
самом себе и что в то же время не может непосредственно осязать, измерить,
описать и постигнуть. Религия выражает стремление непосредственно и
осязаемо прикоснуться к «зазеркальному», запредельному, тайному, вечному,
изначальному. И в этом смысле — верованием и культом, — она составляет
своеобразную, непосредственную философию обыденного сознания,
неформализованную и нелогизированную.
Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных
концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их
основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в
противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов,
событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как
религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные
закономерности, события, факты. В виду всего приведенного вырисовывается
понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его
миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-
общественного.
Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как
единого, гармоничного целого, составляющие которого органично
взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к
значительным последствиям глобального масштаба. Задачей науки является
воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития
представления о правильном использовании потенциала для достижения того или
иного результата, удовлетворения желаемого.
Поэтому становится ясна общность, ясно единство науки и религии в
процессе становления личности, так же как и их противоположность в
воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к
универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким
образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства
противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к
постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является
причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления,
закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие
ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и
субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться
человечество, является одной из основ бытия.
Таким образом, религия и наука дополняют друг друга, так как
отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к
вырождению существующего. Кроме того, религия может и должна выполнять по
отношению к науке, в некотором смысле, регулирующую роль, чтобы
неподготовленному индивидууму не передавались знания, которые могут нанести
вред окружающим.
Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.
Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.
Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.
Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.
Нравственное - http://conspects.ru/content/view/89/10/ Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества. |
Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде,в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса. В жизни человека бывают такие ситуации,когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи. Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп,поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью. Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то,что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества и познании |