Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла)




Начиная с 15 века, происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса: освобождение от влияния религии и церковных институтов, ориентация на искусство. В центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Разносторонность -идеал человека эпохи Ренессанса. В эпоху Возрождения человек становится творцом своей судьбы. Бог дал человеку свободную волю, и он должен сам решать свою судьбу, определить свое место в мире. В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.

Николло ди Бернардо Макиавелли (1469-1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Отвергает идею божественного управления светскими государствами. Он считает, что основной движущий компонент общества эгоистическая природа человека. Человек действует активно благодаря своим потребностям. Человек имеет право на собственность и только с ней он имеет значение в обществе. Любая идея пуста если она не отражает потребностей людей. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Его заслуга в том, что стал одним из первых рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. Макиавелли - создатель социальной философии. Философия, которую он применяет к построению и жизни государства. Взаимоотношения между людьми в государстве и между государствами строятся им на основе обобщенных экономических, личностных интересов членов общества от крестьянина до короля без всякого участия божественной воли.

Томас Мор (1478-1535) - один из основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Его главное произведение - "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии"(1516). М. дал развернутую критику строя, основанного на частной собственности, социально- политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при котором господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Большое значение он придавал разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом; последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания. Переход к новому строю мечтал осуществить мирным путем. Томмазо Кампанелла или до пострига - Джованни Доменико (1568-1639) - итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. К. выступал против схоластики и развивал передовые для того времени идеи сенсуализма и деизма (бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий), которые сочетались у него с увлечением магией и астрологией. Преследовался инквизицией. К. мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1602 году написал утопию " Город Солнца " - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, а власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал он обосновывал велением разума и законами природы.

 


 

1. Философия, её предмет и роль в обществе

2. Мировоззрение, его структура и исторические формы

3. Возникновение философии. Мифология и философия.

4. Космологизм ранней греческой философии.

5. Учение о бытии в античной философии.

6. Античная диалектика и её особенности.

7. Философия Элейской школы. Апории Зенона.

8. Философия софистов.

9. Этический рационализм Сократа

10. Объективный идеализм Платона.

11. Энциклопедизм философии Аристотеля.

12. Позднеантичная философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

13. Средневековая философия и её основные проблемы.

14. Особенности средневековой схоластики.

15. Гуманистическая философия Ренессанса.

16. Натурфилософия и диалектика Возрождения.

17. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.

18. Теория познания и методология Ф. Бэкона

19. Рационализм Р. Декарта.

20. Проблема субстанции в философии Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм.

21. Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.

22. Трансцендентальная философия И.Канта.

23. Философия Гегеля: метод и система.

24. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

25. Социальная философия марксизма.

26. Основные направления современной зарубежной философии.

27. Традиции и особенности русской философии Х1Х-ХХ века

28. Философское учение о бытии.

29. Проблема материи в истории философии. Материальное единство мира и его многообразие.

30. Движение материи и его основные формы.

31. Пространство и время как атрибуты материи.

32. Диалектика и её альтернативы.

33. Основные законы диалектики.

34. Категории диалектики.

35. Отражение как всеобщее свойство материи.

36. Происхождение человеческого сознания: труд, язык, общение.

37. Сознание, его сущность и структура.

38. Познание, его уровни и формы.

39. Научное познание, его уровни, методы и формы.

40. Философская теория истины.

41. Общественное сознание, его формы и уровни.

42. Природа как объект философского познания.

43. Общество как предмет философского анализа.

44. Человек как философская проблема.

45..Социально-политические учения Возрождения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3031 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.