Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Энциклопедизм философии Аристотеля. Арист. (384-322 до). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,нестворимой и неуничтожимой




Арист. (384-322 до). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,нестворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама пор себе материя инертна и пассивна. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма-это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя-своего рода глина. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Категории-это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса(формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле:ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Душа движущая сила тела.). 3 вида души: растит., чувственная, разумная («познает и думает»). Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет совои предметом бытие. Основание опыта-в ощущениях, памяти и привычке. Разум усматривает общее в единичном. Аристотель является основоположником логики. Сформулировал логические законы: закон тождества(понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего(третьего не дано). Согласно А, гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу6 добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок. Он разделяет добродетели на интеллектуальные и волевые-добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели:мудрость, разумная деят-ть, благоразумие. Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений. Счастье человека-это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Этические св-ва не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее.

12. Позднеантичная философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. основатель пиррон. Ш9Опр отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Скепсис –это отказ от возможности дойти до истины. Многообразие и изменчивость вещей объясняются тем, что они – видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств – источники всех заблуждений. Как и стоики скептики хотели научить человека быть счастливым, достичь этого можно путем отказа от всякого познания и убеждений. Скептики видели своей целью опровержение догматов всех школ, сами ничего не утверждали. Доводы против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли» скептики свели к 10 тезисам (всевозможные различия). Достижение счастья – достижение атараксии, т.е. спокойствия, невозмутимости. Они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. Эта ф. отказывается от познания. Осн черта - безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

Эпикуреизм. учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания. Эпикур. Гл.произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур поправляет, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает тяжесть. Признает, что атомы движутся в пустоте. Движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой, положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомов ограничено. При движении атомы могут переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. Атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, в результате чего возникает мир. Необходимо указать путь к свободе. Смерть-распад атомов и к нам не имеет никакого отнош. Цель жизни-удовольствие.

Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Зенон, разработавший утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Зенон писал: «Основная цель человеческой жизни – согласие с природой, и это то же самое, что жить в согласии с добродетелью». Зенон считал, что логику, этику и физику нужно объединить в одну систему. Идеалом является невозмутимость. Мир возникает из первого огня и погибает в мировом пожаре. Этот процесс повторяется в вечной цикличности. Логос – Бог –является законом необходимости. Бог предопределяет все события. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Центром и носителем познания является душа - нечто телесное, материальное. Ее центральную часть называют разумом. Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Добродетель-единственное благо. Четыре основные добродетели: разумности

противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость. Судьба есть Логос космоса. Зенон говорил, что Судьба - это власть, двигающая материю.

Неоплатонизм – направление античной философии, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Учение о сохранении внутр. покоя личности и ее защите от различного рода потрясений. Основатель школы неоплатонизма – Плотин. Центр – душа. Учение Плотина о первой ипостаси – Едином как трансцедентарном начале, кот. Выше всех иных категорий. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается» Душа не дробится на части: она есть особая, смысловая субстанция. Большое влияние имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Теор эманации: единое, ум, душа, тело, материя. Тело получ форму из души. Материя-субстрат чувственных вещей. Жить надо в блаженстве при условии катарсиса.

 

13. Средневековая философия и её основные проблемы.

Средневековье охватывает более 1000 лет V-XIV вв. Общей мировоззренческой основой всех форм духовной жизни средневековой Европы была христианская религия. Основные черты нового понимания в христианстве, отличные от античности:

1.Концепция креационизма: Бог сотворил мир из ничего благодаря своей своб. Воле и всемогуществу. Картина мира разделяется на небесную и земную. В Боге сущность мира, мир – манифестация воли Бога.

2.Основной источник знания божественное откровение через пророков, это знание неизменно.

3.Ч-к облад. Своб волей и разумн душой. Бог дает веру (сверхестеств спос-ть позн-я)

4.Человек рассматривается с одной стороны как образ и подобие бога, а с другой существо греховное, после изгнания Адама и Евы. Основная цель человеческой жизни спасение души, подготовка к загробной жизни.

5. Монотеизм и теоцентризм.

Обоснование этих представлений приводило к вопросам о соотношении между свободой поведения человека и его ответственностью, свободой и божественным предопределением, о соотношении между верой и разумом.

Представители: Тертуллиан (верую, ибо абсурдно), Авг.Бл. (верю, чт. Понимать, понимаю, чт. верить), П.Абеляр (понимаю, чт. Верить, верю, чт. понимать)

В более поздний период сред-я первоначально в связи с потребностями самого богословия стала возрождаться теория доказательства, постепенно возникает особая форма – схоластика. Основной формой деятельности схоластов были публичные богословские споры, разработка богословской документации. Наряду с пустыми вопросами в рамках схоластики обсуждались и реальные ф. вопросы.

Спор номинализма и реализма: вопрос о природе общих понятий.

Реализм: общие понятия существуют вне и независимо от нас, как особые духовные сущности.

Номинализм: реально существует только мир единичных вещей, а общие понятия создаются нашим сознанием, образуя группы. Весь этот спор шел на богословской основе.Патристика: учение отцов церкви, основополаг. Для христ. Религиозн. Мировоззрения.Бог есть истина.

Вера- экзистенциальная открытость трансцендентному.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 797 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.