Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные разделы философских учений.




Онтология - (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

Логика- учение о законах и принципах мышления

Этика – учение о нравственности, морали

Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)

МЕТАФИЗИКА - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин ввел Андроник РОДОССКИЙ - систематизатор сочинений Аристотеля. В Античности и Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания, восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям). Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.

МЕТОДОЛОГИЯ - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Т.о., логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.

4. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Восточная философия.

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты[1]: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.

Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э. одновременно в трёх очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.

В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.

В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен») (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособляются два главенствующих мировоззренческих направления — конфуцианство и даосизм. Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

2. Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

В числах пифагорейцы видели:

— свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

— объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.

3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

— выступал против антропоморфических элементов в религии;

— высмеивал богов в человеческом виде;

— жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

— считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

— стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

— осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

— разграничивал истину и мнение;

— центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

— по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

— сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

— бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

— вся его жизнь — борьба за истину и справедливость;

— он развивал логику как диалектику.

4. Софисты - от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток» - в широком смысле представляет древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком смысле — это философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.

Наиболее известные представители софистической философской школы — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам. От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты (собраны Дильсом — Кранцем, на русский язык переведены единственный раз Маковельским).

Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, — и несуществующих — в том, что они не существуют».

К IV в. до н.э. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431—404 до н. э). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок.

5.Классический или сократический (4 в до н.э.). Гл тема -сверхчувственная, идеальная проблема чел-ка и знания (Сократ, Платон, Аристотель). Меньше уделяли внимание поиску первоначала, допускали участие богов в создании природы и космоса. Внесли вклад в развитие логики.

 

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Изучение природы переносится на человека. «Большинство людей живут, чтобы есть, а он ест, чтобы жить». Сократ противопоставлял себя Софистам. Ключевым вопросом Сократа являлся вопрос о добре и зле. Сократ пытался ответить на вопрос: что такое добро. Он говорил: «добродетель и знание тождественны», «всякое зло происходит в мире от не знания». Ценности Сократа – добро, истина, красота. Сократ обладал чувством диалектики (искусством ведения спора). Считает, что все сущее состоит из 3 субстанций единого, ума и души

 

Платон (настоящие имя – Аристокл). Является учеником Сократа. После его смерти он в Афинах организует школу называемую Академией. Платон самый яркий идеалист. Платон первый делит все мироздание на два мира 1. мир совершенный, 2. мир не совершенный.

Совершенный мир – мир идей (идеальный)

Не совершенный – мир вещей (материальный)

Отличия идеи от вещи: идея совершенна, вещь не совершенна; идея образец оригинала, вещь это копия, подобие; идея бесконечна, безгранична, вечна, вещь сущ. в пространстве и во времени; идея не приходящая, вещь преходяща.

Человек также состоит из идей и вещей. Идея - душа, вещь – тело. Тело – гробница души. Душа должна думать о конечных, о приходящих вещах. Самый престижный статус по Платону – философ.

 

Концепция идеального государства по Платону. Концепция о том, как должно функционировать идеальное общество. В основании концепции лежат принципы: человек для государства, общественное благо превыше индивидуального. Гос. Платона состоит из 3-х сословий: сословие ремесленников, землевладельцы; сословие войн и страж и на вершине находятся мудрецы и философы. три соловия не носили наследственного характера.

Основные произведения Платона – Государство, Пир, Федон.

 

Аристотель

Он создает собственную школу – Ликей. Смерть Аристотеля и Македонского знаменуется переходом к этапу упадка, заката античности. Для Аристотеля мир представляется целостным. Принцип, которым пользуется - «назад к вещам».

Вещь состоит из 2 частей:

1. Форма

2. материя

Наука занимается исследованием вещей, поиском причин.

Аристотель создает науку – логику. Логика – наука о правильном мышлении. Наука, кот. занимается теорией вывода, теорией обоснования.

У всякой вещи можно выделить 4 типа причин ее объясняющих:

1. формальная причина

2. Материальная

3. движущая причина

4. целевая

Аристотель внес в клад практически во все области знания и открыл большинство наук.

Аристотель внес вклад в физику - геоцентрическая картина мира.

Бог сообщает движение мира, сам остается не подвижным.

Аристотель основатель психологии, вносит вклад в биологию, экономику.

Этика наука о добре и зле, о нравственном поведении.

Эстетика наука о прекрасном. Трактаты: «Никомахова этика» в ней были выражены этические идеи; «Поэтика».

 

Классический или сократический (4 в до н.э.). Гл тема -сверхчувственная, идеальная проблема чел-ка и знания (Сократ, Платон, Аристотель). Меньше уделяли внимание поиску первоначала, допускали участие богов в создании природы и космоса. Внесли вклад в развитие логики.

 

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Изучение природы переносится на человека. «Большинство людей живут, чтобы есть, а он ест, чтобы жить». Сократ противопоставлял себя Софистам. Ключевым вопросом Сократа являлся вопрос о добре и зле. Сократ пытался ответить на вопрос: что такое добро. Он говорил: «добродетель и знание тождественны», «всякое зло происходит в мире от не знания». Ценности Сократа – добро, истина, красота. Сократ обладал чувством диалектики (искусством ведения спора). Считает, что все сущее состоит из 3 субстанций единого, ума и души

 

Платон (настоящие имя – Аристокл). Является учеником Сократа. После его смерти он в Афинах организует школу называемую Академией. Платон самый яркий идеалист. Платон первый делит все мироздание на два мира 1. мир совершенный, 2. мир не совершенный.

Совершенный мир – мир идей (идеальный)

Не совершенный – мир вещей (материальный)

 

Отличия идеи от вещи: идея совершенна, вещь не совершенна; идея образец оригинала, вещь это копия, подобие; идея бесконечна, безгранична, вечна, вещь сущ. в пространстве и во времени; идея не приходящая, вещь преходяща.

Человек также состоит из идей и вещей. Идея - душа, вещь – тело. Тело – гробница души. Душа должна думать о конечных, о приходящих вещах. Самый престижный статус по Платону – философ.

 

Концепция идеального государства по Платону. Концепция о том, как должно функционировать идеальное общество. В основании концепции лежат принципы: человек для государства, общественное благо превыше индивидуального. Гос. Платона состоит из 3-х сословий: сословие ремесленников, землевладельцы; сословие войн и страж и на вершине находятся мудрецы и философы. три соловия не носили наследственного характера.

Основные произведения Платона – Государство, Пир, Федон.

Аристотель

Он создает собственную школу – Ликей. Смерть Аристотеля и Македонского знаменуется переходом к этапу упадка, заката античности. Для Аристотеля мир представляется целостным. Принцип, которым пользуется - «назад к вещам».

Вещь состоит из 2 частей:

1. Форма

2. материя

Наука занимается исследованием вещей, поиском причин.

Аристотель создает науку – логику. Логика – наука о правильном мышлении. Наука, кот. занимается теорией вывода, теорией обоснования. 8. 4 вида причин Аристотеля.

Аристотель(384-322 до н.э.)-др.-греч. философ, ученик Платона.Считал, что платоновская теория идей неостаточна для объяснения эмпирической реальности. А-лю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!"Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Он предлагает совсем другой подход к проблеме: бытие включает в себя небытие. При этом бытие первее небытия. Их сложное взаимоотношение следует выразить через целый ряд промежуточных понятий. И первым среди них является понятие сущности.Сущность — это прежде всего всякая вещь, взятая как некоторая целостность. Во-вторых, сущность — это то общее, что характеризует все однородные, подобные вещи. Т.е. сущность — это тот род, к которому относится любая конкретная вещь. Так, например, все люди имеют некоторые общие, родовые свойства, благодаря которым они отличаются от всех других существ. Это общее и выражается родовым понятием «человек».Наконец, сущностью является и то, что впоследствии будет названо материей.Именно Аристотель первый дал более или менее развернутое и систематическое представление о материи: «то, из чего состоят все вещи, из чего как из первого они возникают и во что как в последующее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях».Материя сама по себе представляет лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель выделяет четыре вида причин: 1) материальная («из чего?»), 2) формальная («что это есть?»), 3) движущая («откуда начало движения?») и 4) целевая («ради чего?»). Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель вводит понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

У всякой вещи можно выделить 4 типа причин ее объясняющих:

1. формальная причина

2. Материальная

3. движущая причина

4. целевая

Аристотель внес в клад практически во все области знания и открыл большинство наук.

Аристотель внес вклад в физику - геоцентрическая картина мира.

Бог сообщает движение мира, сам остается не подвижным.

Аристотель основатель психологии, вносит вклад в биологию, экономику.

Этика наука о добре и зле, о нравственном поведении.

Эстетика наука о прекрасном. Трактаты: «Никомахова этика» в ней были выражены этические идеи; «Поэтика».

Маевтика Сократа как метод становления человеческого знания.

 

Маевтика (или майевтика) — повивальное искусство, родовспоможение. Встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования Сократа.

Суть данного метода Сократа – в искусстве задавать вопросы, ответы на которые должен формулировать ученик; т. е. метод состоит в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому нельзя научить, но можно открыть в себе самом.

Как утверждает Сократ в платоновском «Теэтете», он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что Сократ помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не физическое дитя, а знание. Себе он отводит в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват. Почему ученик правильно отвечает на вопрос? Потому что, по Сократу, истинные знания о мире даны человеку от рождения.

Маевтика Сократа – прообраз современного эвристического метода обучения.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

Под эвристическим обучением понимают:

• форму обучения, например, эвристическую беседу;

• метод обучения, например, метод мозгового штурма;

• технологию творческого развития учащихся.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Притча о пещере Платона в диалоге "Государство"-постановка главных проблем филос. теории познания (гносиологии).

Платон (427-347 до н.э.)-великий мыслитель

Все основные филос. проблемы познания мира, которые относятся ко всей философии,изложены в притче о пещере:

Есть пещера. В ней живут люди, от рождения и до смерти, из поколения в поколение. Люди прикованы цепями к пещере и не могут выйти. За пещерой идут другие люди, несут предметы над головой и переговариваются.Что слышат и видят люди в пещере? там горит огонь и они видят только какие-то тени, слышат невнятные звуки,-так они изучают мир. У них формируется знание.Но истинного знания они никогда получить не смогут. Один человек смог освободиться и выйти из пещеры. Что будет с ним?Он будет ослеплен светом истины. Потом он отойдет от шока и станет носителем истины. Он возвращается в пещеру и говорит всем, какой мир на самом деле. Но они не принимают того, что он говорит. И этот человек становится изгнанником.

Выводы: человек на основании эмпирического знания и интеллектуальных усилий может как-то познавать мир, но всегда только приблизительно. Если находится человек, которому дано знать истину (гении, герои, святые, пророки), то люди в массе их не принимают. Есть источники истинного знания,-это умозрение наиболее одаренных людей.

Идея-центральная категория в философии Платона.Мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей-истинное бытие,а конкретные вещи-нечто среднее между бытием и небытием.То есть П.приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие,а это является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

11. Философия эпохи эллинизма и Др. Рима: эпикуризм, стоицизм, скептицизм.

Эпоха эллинизма -3 в. до н. э.- 5 в. н.э. В это время систематизируются исходные принцмпы, заложенные др. греками, происходит концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека.

3 главных направления: скептицизм, стоицизм и эпикуризм.

Скептицизм (от греч. рассматривающий, исследующий, критикующий)Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всего, о принципе относительности всех явлений (Демокрит утверждал, что мед не более сладок, чем горек). Основателем с. считают Пиррона (360-270 гг.до н.э.).Он участвовал в азиатском походе А. Македонского., знакомство с индийскими аскетами способствовали формированию его этических воззрений (идея безмятежности). Пиррон излагал свои воззрения устно. Еще один яркий представитель с. - Секст Эмпирик. Скептики обращали внимание на ограниченность возможностей человека в понимании мира. Истинное знание возможно, но нет инструментов для того, чтобы определить, что истина, а что -нет. Безуспешный путь познания вносит беспокойство в человеческую душу, это неприятно. Выход- "эпохЕ" - воздерживаться от каких-либо суждений о мире. ("это кажется мне горьким ИЛИ сладким"). Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности.

Стоицизм.(3 в.до н.э.-3 в. н.э.)Ранние стоики: Зенон, Хрисипп (сирийцы)Их труды сохранились фрагментарно.К поздним стоикам относятся Сенека, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий-в основном римляне.Их труды дошли до нас в виде полных книг. Стоики исходят из онтологии и метафизики (скептики-из гнесиологических помыслов). Для стоиков в основе мира находится логос-абсолютное, разумное начало. Для них идеалом была внутренняя свобода, свобода от страстей.Свобода для Сенеки - это божество, господствующее над всеми вещами и событиями. Отсюда покорность, стойкость, выносливость. Марк Аврелий (стоик,римский император) был убежден, что Бог дает каждому человеку доброго гения в руководители (эта идея в христианстве возродилась в образе ангела-хранителя).Вселенная -тесно связанное целое,это единое существо, обладающее единой субстанцией и душой. Стоики особое внимание уделяли феномену воли,самообладанию, терпению. Стоики считали, что все предопределено, человек не может повлиять на события своей жизни, но он может духовно над ними возвыситься.Принцип всеобщей целесообразности: все имеет смысл, даже клопы-они будят по утрам.

Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, этот огонь превращается во все прочие стихии по закону, который они вслед за Гераклитом назвали Логосом.Логос мира у стоиков отождестлялся с судьбой.Судьба есть Логос Космоса. По Зенону Судьба-это власть, двигающая материю.о зенону Бог, Ум, Судьба-одно и то же. Поэтому стоики верили в астрологию и предсказания. Стоиков интересовали идеи выражения и выразительности. Истоки грамматики-именно у стоиков. У стоиков получило окончательное признание деление философии на три науки:логику, физику и этику.

Эпикуреизм. Выдающиеся представители э.- Эпикур и Лукреций Кар. Э-цев интересовали вопросы устроения, комфорта личности. Эпикур развивал идеи атомизма, отличающиеся от идей Демокрита. По Демокриту мир образуется вследствие взаимного "удара" и "отскакивания" атомов. Эпикур же наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, им как бы присуща "свобода воли". Поэтому атомы начинают соприкасаться, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала Эпикуру возможность избежать идеи фатализма. Плутарх отмечает, что самопроизвольность атомного отклонения и есть то, что называется случаем.Из этого Эпикур делает вывод: "в необходимости нет никакой необходимости!"Т.о. Эпикур впервые в истории филос.мысли выдвинул идею об объективной случайности. По Э. жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы есть, нет смерти.Когда смерть есть,нет нас". Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира человека:чувств, ощущений, мысли и воли.Знание по Эпикуру начинается с чувственного опыта, но он должен быть осмыслен и обработан человеком, зафиксирован.Само по себе ощущение не есть еще подлинное знание.

Основной принцип этики эпикурейцев - удовольствие-принцип гедонизма. При этом эти удовольствия отличаются благородным,спокойным и часто созерцательным характером. Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание.

Лукреций Кар -римский поэт,философ. как и Эпикур не отрицает существования богов, состоящих из атомов. Но у Кара атомы-не предел делимости, они-материал для природы, в которой находится творческий принцип вне атомов.

 

Школа киников также была основана в то время.Представители:Антисфен, его ученик Диоген. Киники проповедовали опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей.Они презирали роскошь и стремление к удовольствию. Главный их тезис-независимость от общества со всеми его структурами. "Будь самим собой". В наше время продолжатели киников-бомжи.

12.От античных филос. школ к средневековым университетам: формирование 7 свободных школ (тривиума и квадриума)

Семь свобо́дных иску́сств (школ)- круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Традиционно основоположником системы обучения, основанной на «свободных искусствах», считался софист Гиппий. До начала поздней античности совокупность учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного, Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.Слово «искусство» в данном контексте следует понимать как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Боэций разделил семь искусств на два цикла: первый цикл (из трёх учебных наук) он назвал словом тривий (trivium, «три дороги»):Грамматика,Диалектика (логика) Риторика, они относились к числу дисциплин, которые считались в Античности необходимыми для оратора и политика.Второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium, «четыре дороги»):Арифметика,Геометрия,Музыка,Астрономия.Этим дисциплинам центральное место в своих педагогических учениях отводили Платон и пифагорейцы.

Европейские университеты, которые возникли в конце XII века, имели определенные корни в античной системе образования. Университеты связывали себя с греческой идеей семи свободных искусств, которым надлежало обучать свободного человека. В университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом.

В XIII веке университет разделился на четыре факультета: теологии, права, медицины и искусств (artes), на котором преподавались семь свободных искусств (тривиум и квадриум). Три первых факультета были "высшими". Факультет искусств был подготовительным и общеобразовательным. Каждый, желавший учиться, должен был начинать с факультета искусств.

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания; реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к единичному.

 

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

 

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV - VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

 

Схоластика (VII - XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

 

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).

 

Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин Аврелий "Блаженный" (354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).

 

Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.

Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Философская мысль Византийского Востока связана с именами Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы и др. Византийскую средневековую философию отличает напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, самодержавной государственности.

 

В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, которую принято называть мусульманской. Наиболее характерными философскими течениями арабо-мусульманской философии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Наиболее значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX-XI вв.). Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Сильное влияние ислама не позволило развивать независимые философские учения, поэтому исходным принципом построения картины мира выступает Бог как первая действительность. В то же время арабские мыслители развивали аристотелевские идеи о природе и человеке, его логику. Они признавали объективность существования материи, природы, их вечность и бесконечность. Эти философские взгляды способствовали развитию научного познания в области математики, астрономии, медицины и др.

Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как "образа и подобия" Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 764 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.