Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифологические, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры




Зарождение философии как свободного критического мышления

Философия зародилась в VI в. до Р.Х. — это общеизвестно. Чем обусловлено зарождение философии? Существуют разные точки зрения, но в любом случае следует, прежде всего, обсуждать вопрос о зарождении свободного критического мышления в тотальной атмосфере традиционалистского мышления мифологического мировидения. Милетскую, Элейскую, Пифагорейскую школы и философию Гераклита объединяет то, что в них сформированы особенные картины мира и познающего этот мир человека, отличающегося от единого для всех мифологического мировоззрения (здесь и далее, если нет специальных оговорок, речь идет о западноевропейской философии).

Атрибутами свободного критического мышления в контексте человеческой познавательной деятельности и культуры в целом являются:

1) критицизм, переходящий часто в скептицизм и агностицизм;

2) индивидуализм;

3) абсолютизация ценности нового знания.

Так, я полагаю, зародились западноевропейская философия, наука и ментальность западноевропейской культуры в целом.

Существенно отметить, что это же время породило раздвоенность сознания философствующих людей, поскольку они как граждане должны были принимать и часто принимали религиозное мировоззрение мифологического политеизма, а как ученые (философы) сами «рисовали" новую картину мироздания.

Можно предполагать, что западноевропейская интеллектуальная культура формировалась под действием следующих факторов, которые, с одной стороны, органично связаны с природой человека в целом, а с другой — разобщены ввиду различия ипостасей человека:

1) душевное начало человека с его архетипическим (первобытным) страхом перед неизвестным и диким внешним миром требовало от интеллекта консервативности и, соответственно, завершенной системы знаний о мире (картины мира) на каждом этапе познания;

2) интеллектуальное начало человека с характерными для него естественным любопытством и свободным критическим мышлением определяло движение по пути получения нового знания;

3) телесное начало человека требовало приспособления знания к биологическим интересам физического выживания.

Сказанное выше продумано и прочувствовано мной в ходе многолетнего изучения различных наук и философии. Полагаю, что сказанное во многом верно, а раз так, то становится понятным, насколько сложна история такой части человеческой культуры, как научно-философское знание и насколько сложны реконструкции истории этого организма.

 

Мифологические, научные, философские и религиозные картины мира в истории культуры

Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли существовало и существует множество различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная. Прежде всего, картина мира отвечает на важнейший мировоззренческий вопрос о сущности человека и его месте в мире. Во-вторых, картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах. В-третьих, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце. В-четвертых, в картине мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым подчиняются все элементы мира. Таким образом, любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору.Мифологическое мировоззрение – первая картина мира, сложившаяся в людских умах. Мифы – первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него (древний человек ощущал себя частью мира, т.е. границы Я и не – Я были размыты). Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний. Особенностью этой картины является антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Еще одна особенность - мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.

В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности.

Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.

Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность.

Философская картина мира формируется в период распада мифологической картины мира, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает воздействие на развитие философии.

Центральный философский вопрос-вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер формирования всех иных философских проблем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1577 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.