Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции.




 

Время и пространство — основные формы существования материи. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.

По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения:

1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпикур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18–19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно.

2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

43 врпрос- Обьяснение и понимание. Познание и преобразование действительности.Понять –

значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее

неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и

познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его культуры,

продуктов его практической деятельности.

Понимание и непонимание, стремление понять или, наоборот, нежелание понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как повсеместные факты межличностного общения понимание и непонимание существовали всегда. Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия “понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также

природной реальности

 

Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Исходные, донаучные виды понимания:

освоение и понимание языка;

понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;

понимание социальных знаков, норм;

понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

 

Основные виды научного понимания:

понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);

интерпретация инокультурных символов и метафор;

перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);

понимание иных форм жизни;

понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических

исследованиях);

понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание

в естествознании).

 

 

Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного

и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.

Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый

благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними или внутренними

воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в

адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.

Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции

человеческого познания, особенно в ходе научного исследования.

Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.

В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что

объясняемый объект подчиняется определенным законам.

 

Объяснение может быть:

 

атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого

предмет не может существовать;

 

субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего

единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории,

включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как

фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;

 

генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных

явлений, основанный на анализе их развития;

 

контрагенетическим;

 

структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход

от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более

глубоким.

 

 

По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования.Объяснение тесно связанно с описанием – этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятыхв науке.

Современный финский философ Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов: предсказание; ретросказание.

Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в свете более поздних

событий, - они характерны для исторической науки.

В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять” означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом.

 

Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.В какой бы форме ни осуществлялась интерпретация, она теснейшим образом связана с

пониманием, так как служит его исходной основой.

Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания. Этот

 

мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные

и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-

этические нормы.

Таким образом главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту

познания.Основой понимания, т.е. тем источником, который снабжает нас интерпретациями, является

индивидуальный смысловой контекст, представляющий собой систему взаимосвязанных

смысловых единиц.

 

Познание как процесс отражения действительности

 

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции

научного познания − описание, объяснение и предсказание процессов и явлений

действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект.

Одна из конечных целей научного познания − быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленной деятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Познание действительности происходит в трех основных формах − чувственной, рациональной

и иррациональной. Чувственное познание включает ощущение, восприятие и представление. С

помощью ощущений в сознании человека происходит отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей. Восприятие отвечает за отражение в сознании человека внешних предметов и ориентации в окружающем мире. Представления − возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

Рациональные формы познания можно свести к понятиям, суждениям и умозаключениям. Понятия − это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Формы мышления, в которых человек выражает вещь в ее связях и отношениях, называются

суждением. Под умозаключением понимается такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Среди иррациональных форм познания особое значение для науки имеет интуиция − постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иными словами, интуиция может быть определена как субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного «озарения» или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

 

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которыеникогда не воспринимались человеком раньше.Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном,переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы создаваемыевеличайшими писателями, изобретения конструкторв. Даже сказочные образывсегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежноисходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтомувоображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, нотолько отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, чтостанет реальностью в будущем.Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образованияновых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

 

Воображение как преобразующее отображение действительности

Связь воображения с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, моделировать и творить новое. Его функции и влияние на психику личности. Воображение в формировании чувственных образов или отражении внутреннего мира.

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно- рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно включаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сути репродуцируют действительность. Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той

или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом деятельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных характеристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности человека Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом

воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.Оно включено в процесс формирования нового, хотя созидание знания - функция и других форм познания. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Воображение есть деятельность сознания человека и вместе с тем некоторый результат деятельности, выражающийся в сформировавшихся образах. Оно является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Воображение - это образы предметов, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком.

 

Вопрос 44?

Знание, познание и его формы

Сознание человека есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека. Познание как форма духовной

деятельности человека. Древние формы познания, генетически связанные с мифологией.Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На

теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных

компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме

этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более

сложные формы, к ним относятся проблема гипотеза, теория.Проблема. В развитии научного знания неизбежно возникают ситуации, когда новые явления,

ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень существующих знаний,

категориальный аппарат науки оказываются для этого недостаточными. Такая ситуация

называется проблемной. Осознание этой ситуации, порожденной противоречиями между

ограниченностью имеющегося знания и потребностью в его дальнейшем развитии, приводит к

постановке научных проблем.

Проблема (греч. - преграда, трудность, задача) - объективно возникающий в ходе развития

познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный

практический или теоретический интерес.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы (греч. - основа, предположение), представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.Как форма научного познания гипотеза характеризуем прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов,

выдвижение предположения для объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий,

вытекающих из гипотезы и сопоставление следствий с фактами), доказательство

(практическая проверка полученных выводов).Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в

научную теорию. В научном познании теория рассматривается как форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.Организация знания — важная функция теории, она вытекает из необходимости

систематизации обособленных знаний о данной предметной области. Однако основными

функциями теории являются объяснение и предсказание. Эти функции неразрывно связаны

друг с другом.

Правильно объясняя современное состояние объекта, предсказывая его будущее, научная

теория служит людям на практике, является ориентиром в их деятельности.Теория не остается неизменной.

ИДЕЯ

Идеи, особенно новые и фундаментальные, играют в науке исключительную роль. Хорошо

известно, какие широкие горизонты открываются перед наукой в случаях возникновения

неожиданных идей.

Основные постулаты идей:

1) Идея - это форма мысли, опытное происхождение идей.

2) Идея - это специфическая форма мышления, главная функция которой состоит в

систематизации, синтезе знаний (И.Кант).

3) Идея - это высшая форма выражения объективной истины, ее связь с практикой и

воплощении в действительность (В.Гегель).

Для современной науки наиболее типичной формой знания является теория. В составе теории

идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в

теорию понятия и суждения в целостную систему.

Чувственное и рациональное познание.Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола,

например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству

органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные,

звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для

человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной

информации.Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Чувственное

познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как

бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда

правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность,

неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду,

воспринимается как изломанный.Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда

его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное

отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и

умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и

процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех

его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от

других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Суждения и

умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы

мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими

за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по

отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение

составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются

подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция -

способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта)

усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина);

конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах

бессознательного.

 

В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных

проявлений и сил.

45 вопрос Сущьность науки. Классификация наук.

 

Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком

смысле.

 

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.

Всеобщее - Региональное - Частонаучное.

Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её

сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще

возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её

положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая

попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее

точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается

выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть

без особой опоры на науку, без доказательств.На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика.

2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми». Реалии сегодняшнего дня

таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия

 

для науки. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и наукиЛюбая наука

- это некоторый отрывок знания, а все науки в их простом сложении - сумма таких

обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто

суммированием всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем

виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о мире как целом,

об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее

задача - не одна какая-либо сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить четкие

границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять

их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единствоНаука - это

развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид

познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в

обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств,

университетов и других организаций. Различают гуманитарные (в том числе социально-

политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.Всеобщее - Региональное - Частонаучное.ѕ Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней

математикой. Это слой всеобщего знания.ѕ Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.ѕ В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками - с другой.Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.

Полная система современных наук и принцип её построения. Объектно-субъектный аспект.

1. Принцип построения полной системы наук и способ её изображения.

2. Различие наук по объекту (предмету), методу и практическому применению. Основная тенденция эволюции классификации наук.Прежде всего попытаемся охватить в

общих чертах проблему классификации наук на протяжении всей истории научного познания,

совершившего путь от древности через современность и в перспективе к будущему.

Проблема классификации наук—это про­блема связи между науками и вместе с тем проблема

структуры всего научного знания. Чтобы правильно вскрыть основную тенденцию её

развития, необходимо взглянуть на неё с исторической точки зрения. Тогда мы обнаружим

утрату прежней простоты и стройности в общей классификации наук, во всей структуре

научного знания и появле­ние существенно новых моментов, противоречащих тем основам, на

которые опиралось всё строение научного знания ещё в сравнительно недавнем прошлом.1.

От формальных построений к диалектическим. От вчерашнего дня к сегодняшнему.

Основной тенденцией эволюции прежних классификаций наук, начина с эпохи Возрождения, когда возникло естествознание как наука, и вплоть до современности, было движение от

формальных их построений, вскрывавших лишь внешние связи ме­жду науками и

соответственно между их объектами, к раскрытию их внутренних связей. Этому отвечало в

качестве предварительной предпосылки движение от разобщённости наук к их связанности

между собой, хотя эта связанность первоначально и выступала как простое их соположение.

В дальнейшем эволюция всей данной проблемы привела к проникновению сюда идей развития

и всеобщей связи наук. Главным проявлением этого было более полное преодоление былой

их разобщённости путём обнаружения ор­ганических переходов между различными науками.

 

Сначала такие переходы выявлялись между смежными и вообще близким между собой науками,

расположенными в их об­щем иерархическом ряду, затем между всё более удалёнными.Рассмотрим пять аспектов эволюции рассматриваемой проблемы и в соответствии с ними различные фазы её эволюции, памятуя, что речь идёт всё время не о детальном её

рассмотрении, но лишь об основной её тенденции.

От дифференциации наук к их интеграции. Когда в эпоху Возрождения началась

дифференциация наук, т. е. возникновение отдельных отраслей научного значения, то этот

процесс явился ярким выражением того, что познание человека вступило в анали­тическую

стадию своего развития. Интегративные тенденции в науке практически сна­чала

отсутствовали почти полностью. Важно было исследовать частности, а для этого

требовалось вырывать их из общей связи. Однако во избежании того, чтобы всё науч­ное

знание не рассыпалось на отдельные, ничем не связанные между собой отрасли, по­добно

бусинкам при разрыве нити, уже в XVII в. стали предлагаться общие классифика­ции наук с

целью объединить их в одно целое. Однако никакой внутренне необходимой связи между

науками при этом не раскрывалось: науки просто «прикладывались» одна к другой довольно

случайно. Поэтому и переходов между ними не могло быть обнару­жено.Так в принципе обстояло дело до середины и даже до конца третьей четверти XIX в. В этих

условиях продолжавшаяся нараставшими темпами дифференциация наук, их дробление на всё

более мелкие разделы и подразделы были тенденцией не только про­тивоположной их

интеграции, но и тенденцией, затруднявшей и осложнявшей её. И чем больше появлялось

новых наук и чем дробнее становилась их собственная структура, тем труднее и сложнее

было их объединение в единую систему при создании общей классификации.

2. От координации наук к их субординации. В основе движения (тенденции) от коорди­

нации наук к их субординации лежит отказ от идеи неизменности вещей и явлений при­роды.

3. От субъективности к объективности в обосновании связи наук. В неразрывности с

обеими предыдущими тенденциями действует в эволюции классификации наук тенден­ция,

направленная от субъективной трактовки обоснования их классификации к его объективной

трактовке

4. От изолированности наук к междисциплинарности.

5. От однолинейности к разветвлённости в изображении классификации наук. Такая

тенденция в эволюции классификации наук касается их графического построения и вы­

ражения. Однолинейная форма на первый взгляд лучше других способна выразить про­цесс

восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, а в общем случае—от

 

абстрактного к конкретному. Так Ф. Энгельс составил иерархический ряд наук: мате­

матика—механика—физика—химия—биология. Однако в дальнейшем сюда потребо­валосьвнести существенные коррективы.

На такие две ветви процесс развития природы раздваивается начиная с химии: ор­

ганическая химия через биохимию и биоорганическую химию и химию биополимеров ведёт к

биологии, прежде всего молекулярной биологии, которая изучает жизнь на са­мом её низком

(молекулярном) уровне В соответствии с этим нами было выдвинуто наряду с

биологической формой движения материи понятие гео­логической формы, что подчёркивало

наличие факта раздвоения всего процесса разви­тия природы на живую и неживую.

В итоге общая классификация наук приобретает исключительно сложный разветв­лённый характер, сменивший былую её простоту и однолинейность. В сущности, сейчас она представляет собой переплетение всех наук, их сеть, где самые отдалённые друг от друга

науки могут обнаруживать прямую стыковку, как это видно, например, в случае бионики,

связавшей собой биологию и технику.Такова основная тенденция в эволюции классификации наук, чётко проявившая себя вплоть до современности. Переходим теперь к новейшей её тенденции, которая в настоящее время лишь зарождается и которой суждено развернуться в будущем—близком и более отдалённом.

Она рассматривается далее в её перспективном аспекте.2. От частичной диалектики к ее

полноте. От сегодняшнего дня к завтрашнему.Основной тенденцией в эволюции современных классификаций наук начиная при­мерно с середины XIX в., т. е. с момента полного развёртывания научно-технической революции, стало движение ко всё более широкому и последовательному распростране­нию диалектики на самые основы классификации наук и вообще на все её звенья и де­талиРассмотрим шесть аспектов эволюции рассматриваемой проблемы и её тенденции в настоящее время, частично уже вполне выявившихся во второй половине нашего века, частично ещё только начавших себя проявлять.

1. От замкнутости наук к их взаимодействию

2. От одноаспектности наук к их комплексности.

3. От сепаратизма к глобальности в научном развитии.

4. От функциональности к субстратности.

5. От множественности наук к единой науке

6. От одномерности к многомерности в изображении классификации наук

Принцип построения полной системы наук и способ её изображения.Три основные

стороны человеческого знания. Уже сравнительно давно делались по­пытки представить

общую систему наук как вытекающую из ответов на три последова­тельно задаваемых

вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими спосо­бами изучается? (подход

с точки зрения метода); зачем, ради чего, с какой целью изуча­ется? (подход со стороны учёта практических приложений).В результате ответов на эти вопросы

раскрываются три различные стороны пол­ной системы научного знания: объектно-

 

предметная, методологически-исследователь­ская и практически-целевая. Связь между

этими тремя сторонами определяется после­довательным нарастанием удельного веса

субъективного момента при переходе от од­ной стороны к другой. Это и есть, по нашему

мнению, общий принцип, лежащий в ос­нове полной системы научного знания и объединяющий

все науки в одно целое.

Различение наук по объекту (предмету), методу и практическому применению.До сих пор мы говорили о частных науках и их группах, входящих в первый класс. Являясь

в отличие от всех остальных (частных) наук наукой общей, материалистическая диалектика

имеет своим объектом (предметом) не какую-либо одну область исследова­ния, а

пронизывающие все эти области (природы, общества и мышления) наиболее об­щие законы

всякого движения, всякого развития. Поэтому по отношению ко всем ос­тальным наукам—

фундаментальным и прикладным—материалистическая диалектика выступает в качестве

интегративного фактора, способствующего их взаимодействию и их взаимосвязыванию между

собой. Диалектика, будучи логикой и теорией познания материализма, рассматривает как в

общей форме, так и применительно к любой кон­кретной ситуации гносеологический вопрос

об отношении субъекта к объекту, об об­щем методе научного познания, о связи с

практикой и т. д. При этом марксистско-ле­нинская философия действует не в отрыве от

частных наук, не обособляясь от них, а в полном единстве с ними, воплощая этим единство

противоположностей общего и от­дельного.

Второй класс наук. Это науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном

счёте определяется природой изучаемого объекта (предмета), но в который дополнительно

вкраплена известная доля субъективного момента. Ибо речь тут идёт не просто об объекте

(предмете), существующем вне и независимо от нашего сознания, а о применённых нами

приёмах и способах его изучения, т.е. о том, каким образом он по­следовательно, шаг за

шагом фиксируется в нашем сознании.

Третий класс наук. Его составляют прикладные, практические, в том числе техни­ческие,

науки. Здесь субъективный момент при сохранении детерминирующего значе­ния объективного

момента возрастает в наибольшей степени при определении практи­ческой значимости

научных достижений, практической целенаправленности научных исследований. Если при

выработке и применении метода исследования субъективный момент носит как бы

переходящий, временный характер, то в практических науках он органически входит в

качестве реализованной цели в конечный результат. Все практи­ческие, прикладные науки

основаны на сочетании объективного момента (законы при­роды) и субъективного момента

(цели технического использования этих законов в инте­ресах человека).

До сих пор мы строго придерживались рамок трёх вопросов: что, как, зачем изуча­ется?

Ответы на эти вопросы позволили нам выделить три основных класса наук и рас­смотреть их

в объектно-субъектном аспекте с позиции единого общего принципа по­строения полной

системы наук. Но можно поставить ещё и другие вопросы. Например, следующие: кто, где,

когда, почему, при каких условиях проводил исследования, делал открытия, осуществлял

обобщения и т. д.? Ответы на такие вопросы очень важны и ин­тересны, но не для

разработки классификации наук, а для изучения истории науки, и в особенности научного и

технического творчества, что выходит за пределы этой темы.

 

 

52.Аксеология-философия ценностей..

Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

 

 

53….Человек как проблема философии. Социальное и биологическое в философии.

Проблема человека - одна из самых важных для всей философии, а именно как философия выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает неповторимые особенности, которые присущи только лишь человеку и никому более. В связи с этим очень сложно вычленить в комплексе философского значения те сюжеты, которые относятся не иначе как к человеку. Какую бы проблему мы ни взяли, она, в окончательном счете, приводит к теме человека. Таким образом, проблема человека в философии является можно сказать неисчерпаемой.

Человек - это природное существо, однако одновременно с тем социально-природное. Природа дает человеку гораздо менее, чем требует от него жизнь в обществе. Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается с не целиком сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены не иначе как как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорожденный исконно оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок выходит на свет как раз как человеческое существо. И как бы то ни было в момент рождения он - лишь только кандидат в человека и никак не может стать им в изоляции. Его вводит в мир людей общество, как раз оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Итак, человеческий индивид - единство биологического, психического и социально. го, приводящее к появлению свежей качественной ступени - человеческой личности.

54…Общество и основные способы его иноерпретации.

Основные теоретические модели общества

 

В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и специ­фикой объективных законов развития;

система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая ко­ординации усилий в достижении поставленных целей;

система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценнос­тей культуры;

система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

система отношений между большими (макросоциальными) группами - классами, этносоциальными общностями и выражаю­щими их коренные интересы учреждениями;

система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каж­дой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

 

55..Техника, ее сущность и роль в обществе.

Наука и техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли. Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология.

техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Конечно же мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, однако, первые зачатки именно философии/ техники/ возникли в XIX веке в Германии, Франции, в начале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера). Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой проблеме.

Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д.. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, В повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни.

Техника нашего времени больше не техника прошлых веков. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить любое свое желание, все меньше и меньше остается невозможного для человека, оснащенного техникой. Все это обостряет проблему последствий технического развития. Человек так глубоко проникает в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек- соучастником эволюции.

 

56.Фармационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

цивилизационный подход представляет собой некий суммативный набор сходных методологических установок, принципов. Отсюда проистекают слабые моменты цивилизационного подхода. Главный среди них - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы; слабая определенность причинно-следственных связей между этими критериями.

Формационный подход к истории не может претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообще, поскольку оставляет вне поля зрения множество элементов и связей общества как системы, которые тем самым не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Формационный подход способен обеспечить научное познание объективного аспекта истории, т.е. процессов, складывающихся из суммирования результатов индивидуальных и групповых действий, которые ими изначально не предвиделись и впоследствии создавались либо вовсе за пределами их сознания, либо осознавались ли "превратно". Наконец, цивилизационныи подход открывает возможность изучения многовариантности путей общественно-исторической эволюции различных регионов планеты, стран и народов, тогда как в формационном подходе универсальность этой эволюции достигается ценой лишения народов их исторической индивидуальности

 

63. Современные учения об эволюции жизни.

История эволюционного учения берет начало в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах. Толчком к признанию эволюции научным сообществом стала публикация книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», позволившая полностью переосмыслить идею эволюции, подкрепив её опытными данными многочисленных наблюдений. Синтез классического дарвинизма с достижениями генетики привёл к созданию синтетической теории эволюции.

Эволюционные идеи в античности

По мнению некоторых исследователей, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую же такую концепцию из дошедших до нас разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра мы знаем от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра чисто умозрительны и не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям, и превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали. Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам. Единственным автором, у которого можно найти идею постепенного изменения организмов, был Платон. В своем диалоге «Государство» он выдвинул печально знаменитое предложение: улучшение породы людей путём отбора лучших представителей. Без сомнений, это предложение основывалось на известном факте отбора производителей в животноводстве. В современную эпоху необоснованное приложение этих идей к человеческому обществу развились в учение о евгенике, лежащее в основе расовой политики Третьего рейха.

Новое время.

Френсис Бэкон политик и философ предполагал, что виды могут изменяться, накапливая «ошибки природы». Этот тезис снова, как и в случае с Эмпедоклом, перекликается с принципом естественного отбора, но об общей теории нет пока и слова. Идеи ограниченного эволюционизма, возникали постоянно, их можно найти в трудах Джона Рэя, Роберта Гука, Готфрида Лейбница и даже в поздних работах Карла Линнея. Более ясно они высказаны Жоржем Луи Бюффоном. Наблюдая за осаждением осадков из воды, он пришёл к выводу, что 6-ти тысяч лет, которые отводились на историю Земли естественным богословием, недостаточно для формирования осадочных пород. Вычисленный Бюффоном возраст Земли составлял 75 тысяч лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность. Это снова противоречило естественному богословию, которое утверждало, что каждый волосок на теле животного создан с пользой для него или же для человека. Бюффон пришёл к выводу, что это противоречие можно устранить приняв сотворение лишь общего плана, который варьируется в конкретных воплощениях. Приложив лейбницевский «закон непрерывности» к систематике, он выступил против существования дискретных видов, считая виды плодом фантазии.

Верный шаг к объединению трансформистского и систематического подходов был сделан естествоиспытателем и философом Жаном Батистом Ламарком. Как сторонник изменения видов и деист, он признавал Творца и считал, что Верховный Творец создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Ламарк подчёркивал, что «все живые тела происходят одни от других, при этом не путём последовательного развития из предшествующих зародышей».

Чарлз Лайель (1797—1875) — крупная фигура своего времени. Он возвратил к жизни понятие актуализма («Основные начала геологии», 1830—1833), идущего ещё от античных авторов, а также от таких весомых в человеческой истории личностей как Леонардо да Винчи (1452—1519),Ломоносова (1711—1765), Джемса Хаттона (Англия, Геттон, 1726—1797) и, наконец, Ламарка. Принятие Лайелем концепции познания прошлого через изучение современности означало создание первой целостной теории эволюции лика Земли. Английский философ и историк науки Вильям Уэвелл (1794—1866) в 1832 году выдвинул термин «униформизм» применительно к оценке теории Лайеля. Лайель говорил о неизменности действия геологических факторов во времени. Униформизм был полной антитезой катастрофизму Кювье. «Учение Лайеля теперь так же преобладает, — писал антрополог и эволюционист И. Ранке, — как некогда господствовало учение Кювье. При этом нередко забывают, что учение о катастрофах едва ли так долго могло бы давать удовлетворительное схематическое объяснение геологических фактов в глазах лучших исследователей и мыслителей, если бы оно не опиралось на известную сумму положительных наблюдений. Истина и здесь лежит между крайностями теории». Как признают современные биологи «катастрофизм Кювье был необходимым этапом развития исторической геологии и палеонтологии. Без катастрофизма развитие биостратиграфии вряд ли шло бы столь быстро».

Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении. Действие отбора приводит к распадению видов на части — дочерние виды, которые, в свою очередь, со временем расходятся до родов, семейств и всех более крупных таксонов.

Синтетическая теория эволюции

В середине XX века на основе теории Дарвина и генетики Моргана сформировалась синтетическая теория эволюции (сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор.

Синтетическая теория в её нынешнем виде образовалась в результате переосмысления ряда положений классического дарвинизма с позиций генетики начала XX века. После переоткрытия законов Менделя (в 1901 г.), доказательства дискретной природы наследственности и особенно после создания теоретической популяционной генетики трудами Роберта Фишера, Джона Холдейна, Сьюэла Райта, учение Дарвина приобрело прочный генетический фундамент.

Статья Сергея Четверикова «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» по сути стала ядром будущей синтетической теории эволюции и основой для дальнейшего синтеза дарвинизма и генетики. В этой статье Четвериков показал совместимость принципов генетики с теорией естественного отбора и заложил основы эволюционной генетики. Главная эволюционная публикация Сергея Четверикова была переведена на английский язык в лаборатории Джона Холдейна, но никогда не была опубликована за рубежом. В работах Джона Холдейна, Николая Тимофеева-Ресовского и Феодосия Добржанского идеи, выраженные Сергеем Четвериковым, распространились на Запад, где почти одновременно Роберт Фишер высказал очень сходные взгляды о эволюции доминантности.

Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о рецессивности новых генов. Говоря языком генетики второй половины XX века, эта гипотеза предполагала, что в каждой воспроизводящейся группе организмов во время созревания гамет в результате ошибок при репликации ДНК постоянно возникают мутации — новые варианты генов.

Нейтральная теория молекулярной эволюции

В конце 1960-х годов Мотоо Кимурой была разработана теория нейтральной эволюции, предполагающая, что в эволюции важную роль играют случайные мутации, не имеющие приспособительного значения. В частности, в небольших популяциях естественный отбор, как правило, не играет решающей роли. Теория нейтральной эволюции хорошо согласуется с фактом постоянной скорости закрепления мутаций на молекулярном уровне, что позволяет, к примеру, оценивать время расхождения видов.

Теория нейтральной эволюции не оспаривает решающей роли естественного отбора в развитии жизни на Земле. Дискуссия ведётся касательно доли мутаций, имеющих приспособительное значение. Большинство биологов признают ряд результатов теории нейтральной эволюции, хотя и не разделяют некоторые сильные утверждения, первоначально высказанные Кимурой. Теория нейтральной эволюции объясняет процессы молекулярной эволюции живых организмов на уровнях не выше организменных. Но для объяснения прогрессивной эволюции она не подходит по математическим соображениям. Исходя из статистики для эволюции, мутации могут как возникать случайно, вызывая приспособления, так и те изменения, которые возникают постепенно. Теория нейтральной эволюции не противоречит теории естественного отбора, она лишь объясняет механизмы проходящие на клеточном, надклеточном и органном уровнях.

Теория прерывистого равновесия

В 1972 году палеонтологами Нильсом Элдриджем и Стивеном Гулдом была предложена теория прерывистого равновесия, утверждающая, что эволюция существ, размножающихся половым путём, происходит скачками, перемежающимися с длительными периодами, в которых не происходит существенных изменений. Согласно этой теории, фенотипическая эволюция, эволюция свойств, закодированных в геноме, происходит в результате редких периодов образования новых видов (кладогенез), которые протекают относительно быстро по сравнению с периодами устойчивого существования видов. Теория стала своеобразным возрождением сальтационной концепции. Принято противопоставлять теорию прерывистого равновесия теории филетического градуализма, которая утверждает, что бо́льшая часть процессов эволюции протекает равномерно, в результате постепенной трансформации видов.

64. Общественное сознание, его формы и уровни.

Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:
1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его;
2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;
3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.
Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия.
Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.
Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима.
Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая.
Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.
Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ.
Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.
Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность.
Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Истоки ее восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Так, мораль первобытного общества не осуждала людоедства, убийства престарелых и больных, в то же время люди не знали алчности, корыстолюбия, лживости. В классовом обществе мораль носит классовый характер, хотя в ней присутствуют и общечеловеческие элементы.
Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная. Мораль оказывает большое влияние на экономику общества, находится в сложном взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией. Основными категориями морали являются такие понятия, как зло, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье.
Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.
Первые следы искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, 40-50 тыс. лет тому назад. В эстетике распространены разные теории (гипотезы) генезиса искусства – теория игры, теория магии и трудовая теория. Важно, что искусство выросло из потребности человека познавать и творить.
Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.
Искусство отражает действительность с помощью художественных образов. Последние являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального, объективного и субъективного.
Социальные функции искусства многообразны. Они включают эстетически





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.