Александр Иванович Герцен (1812–1870) – философ, писатель, публицист, один из
идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России.
Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее
практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал
как «алгебру революции».
В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой
социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый
стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.
Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен
развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь
буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он
утверждал, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю,
уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который
найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение
народа и его приобщение к идеям социализма. Представления Герцена о социализме стали
одним из идейных истоков народнического движения в России.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – революционный демократ, писатель,
публицист, литературный критик, философ.
Чернышевский определял материализм как учение, в основе которого «лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим…гипотезам». Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н.Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество – множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с
другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными
от законов частной жизни людей. Последовательное проведение антропологического принципа
привело Н.Г. Чернышевского к обоснованию принципов социализма (общечеловеческий
интерес реализуется в интересах трудящихся классов, т. е. большинства общества). В вопросах
теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и
субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа
«разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его
внутренними побуждениями и склонностями.
При исследовании опыта социальных движений в Западной Европе Н.Г. Чернышевский
обращал внимание на «практическое бессилие» буржуазного либерализма; он считал, что такой
либерализм является серьезной помехой российскому революционному движению. По его
мнению, только трудящиеся массы заинтересованы в коренных общественных преобразованиях.
Он полагал, что возможность избежать капитализма является реальной. Эта возможность
связывалась им с русской крестьянской общиной. Крестьянская народная революция должна
привести к ликвидации помещичьей собственности на землю. Сама же революция должна быть
подготовлена организацией революционеров.
Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина.
Основная особенность диалектико-материалистического теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания (Гегеля) марксизма…” (Ленин.).В качестве исходной основы познавательного процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объектной реальности”.
Как писал В.И. Ленин “ Человек не только отражает мир, но и творит его ”. Человек своими действиями изменяет мир.