2. признание материальной сущности души
3.психическое заболевание
4.искусство диалога
5.идея вечного возвращения
157. Знаменитый спор между номиналистами и реалистами в
средневековье – это спор:
1. об универсалиях
2. о наличии или отсутствии Бога
3. о включении догмата Троицы в христианское вероучение
4. о возможности существования науки
5. о первородном грехе
158. Определите философскую позицию Г. Гегеля:
1. объективный идеализм
2. дуализм
3. гносеологический оптимизм
4. метафизический материализм
5. субъективный идеализм
159. Главная особенность традиционной философии казахов:
1. космоцентризм
2. материализм
3. геоцентризм
4. идеализм
5. суфизм
160. Философская наука, изучающая ценностное отношение человека к миру, есть:
1. аксиология
2. антропология
3. онтология
4. эпистемология
5. гносеология
161. Кризис традиционной культуры казахов Шортанбай, Дулат,
Мурат назвали:
1. зарзаман
2. ренессанс
3. коллапс
4. просвещение
5. гюлстан
162. Количественные параметры социума исследуют и считают
определяющими в развитии представители социальных концепций:
1. технократизма
2. понимающей социологии
3. экзистенциализма
4. индетерминизма
5. марксизма
163. В основании материализма лежит:
1. признание в качестве субстанции бытия материи
2. признание высшего разума как творца мира
3. признание идеи первичным началом всего
4. признание бессмертия души
5. признание экономики основой надстройки
164. Форма мировоззрения, в которой освоение мира основано
на вере в сверхъестественное:
1. религия
2. экзистенциализм
3. атеизм
4. материализм
5. наука
165. Гелиоцентрическую с истему как основу новой картины мира создал:
1. Николай Коперник
2. Николай Кузанский
3. Галилео Галилей
4. Джордано Бруно
5. Тихо Браге
166. Диалектика как теория развития в немецкой классической
философии была разработана:
1. Г. Гегелем
2. Ф. Энгельсом.
3. Л. Фейербахом
4. К. Марксом
5. И. Кантом
167. Учение о конечной цели исторического развития называется:
1. провиденциализм
2. эсхатология
3. теодицея
4. детерминизм
5. танатология
168. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после
сотворения мира:
1. деизм
2. атеизм
3. теизм
4. пантеизм
5. теодицея
169. Основными предпосылками возникновения философии в
Древнем мире явились:
1. появление мифологии, зарождение религии и накопление
первых научных знаний о мире и человеке
2. образованность правителей государств
3. большое влияние касты священников и жрецов
4. мирное сосуществование с соседними государствами
5. появление системы начального образования
170. Учение, согласно которому человеческая жизнь понимается
как определенная форма бесконечной цепи перерождений:
1. веданта
2.сансара
3. йога
4. нирвана
5. санкхья
171. Иррационализм означает признание ведущей роли:
Интуиции
2.врожденных идей
3.веры
4.разума
5.опыта
172. Хранилище человеческих восприятий и представлений называется:
1. памятью
2. мозгом
3. воображением
4. ощущением
5. интуицией
173. Представитель Милетской школы, считавший субстанцией
всего сущего «апейрон», т.е. «неопределенное и бесконечное нечто»:
1. Анаксимандр
2. Анаксимен
3. Гегель
4. Будда
5. Фалес
174. Представитель немецкой классической философии,
создавший научную гипотезу происхождения Земли:
1. И. Кант
2. Л. Фейербах
3. И. Фихте
4. Ф. Шеллинг
5. Г. Гегель
175. Антропологический п ринцип является стержнем всей философии:
1. Л.Фейербаха
2. И.Фихте
3. И.Канта
4. Ф.Шеллинга
5. Г.Гегеля
176. Человек по Марксу:
1. продукт общественных отношений
2. нравственный индивид
3. природное естественное существо
4. мыслящая вещь
5. политическое животное
177. Философия возникла:
1. одновременно в древней Индии, Китае и Греции
2. в Древней Индии
3. в Древней Греции
4. в Древнем Китае
5. в Европе
178. В древнеиндийской философии закон неизбежности
странствия души из одного тела в другое называется:
1. карма
2. авидья
3. майя
4. ахимса
5. сансара
179. В средневековой философии в споре об универсалиях
номиналисты утверждали:
1. реальны лишь единичные вещи, а универсалии лишь имена
2. идея идентична вещи, а «имена после вещей»
3. идея вещи не соответствует материальному воплощению
4. теоцентризм
5. идея общего (понятие) предшествует вещи
180. Учение Л.Фейербаха:
1. антропологический материализм
2. субъективный идеализм
3. объективный идеализм
4. прагматизм
5. рационализм
181. Причина человеческих страданий по буддизму:
1. в стремлении к нирване
2. в жажде наслаждения
3. в поклонении небу
4. в поклонении к духам предков
5. в любви к человеку
182. Натурфилософия есть:
1. учение о природе
2. теология
3. детерминизм
4. учение о боге
5. учение о разумном начале всего существующего
183. Представитель суфийской философии в Казахстане:
Ходжа Ахмет Яссауи
2.Аль-Фараби
3.Юсуп Баласагунский
4.Хайдар Дулати
5. Махмуд Кашгари
184. Определите проблему, составляющую предмет дискуссии между славянофилами и западниками:
1. исторические судьбы России и русского народа в мире
2. природа общих понятий
3. познаваемость мира
4. необходимость размежевания богословия и философии
5. соотношение общественного бытия и общественного сознания
185. Гносеологическое учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира, есть:
1. агностицизм
2. рационализм
3. эмпиризм
4. сенсуализм
5.солипсизм
186. Понятие «общественно -экономическая формация» в характеристике истории применил:
1. К. Маркс
2. Г.В.Ф. Гегель
3. Л. Фейербах
4. П. Лафарг
5. И. Кант
187. Гуманистическая ф илософия высшей ценностью считает:
1. человека
2. технику
3. общество
4. социальную группу
5. природу
188. Слова "Я знаю, что я ничего не знаю" принадлежат:
1. Сократу
2. Аристотелю
3. Пармениду
4. Горгию
5. Гераклиту
189. Кто из философов считал, что всякое развитие протекает по схеме «триады» (тезис – антитезис - синтез):
1. Г.Гегель
2. И.Фихте
3. В.Лейбниц
4. К.Маркс
5. Л. Фейербах
190. Мир Ибн-Сина понимал как проявление:
1. законов природы
2. стихийных сил природы
3. божественной воли
4. божественной воли и разума
5. божественного разума
191. Каково соотношение между производительными силами и производственными отношениями: