В учебной литературе при рассмотрении данного вопроса большинство автором опираются на так называемую диалектику-материалистическую, диалектико-историческую концепцию происхождения сознания.
В рамках данного подхода сформировалось следующее предметное поле сознания:
1. Сознание – есть функция мозга.
2. Сознание – отражение объективной реальности в виде субъективных образов.
3. Сознание – проект трудовой общественной исторической деятельности.
Данные аксиомы получены на основе развертывания следующих принципов:
1) Принцип материального единства мира.
2) Принцип отражения.
3) Принцип развития (эволюции).
4) Принцип детерминизма.
5) Принцип практики.
К идее, то сознание есть функция мозга, исследователи пришли не сразу. То, что связь сознания с мозгом существует, знали и древние. После работ Сеченова и Павлова эту связь стали понимать как функциональную. Данный аспект находится в ведении медико-биологических наук.
Если исходить из презумпции естественности, то следует допустить такую мысль, что в основании материи, в самой природе имеется атрибутивное свойство подобное сознанию. На это обращали внимание гилозоисты, но они сделали неправильный вывод о том, что всей материи свойственно сознание. Таким атрибутивным свойством является свойство отражения.
Категориальный ряд, связывающий отражение с другими базовыми отражениями следующий:
Материя – движение – взаимодействие – структура – отражение – информация
Таким образом, это такое взаимодействие предметов, когда структурное отношение одного запечатлевается в структурных особенностях другого. Это способность оставлять след.
21.10.11
Есть смысл разграничить психику высокоорганизованных животных и сознание человека.
Структурные элементы | Психика животных | Сознание человека |
Целеполагание | Активность = поведение → стимул → реакция → действия → результат Эта форма реализуется за счет структурной организации организма (зоркий глаз, чуткий слух, когти и т. д.). | Человеческая активность = деятельность + поведение → цель → орудие труда |
Абстрактное мышление | Язык жестов, звуков, мимики, позы и т. д. Работает по принципу «часть-целое». | Все то, что есть у животных, а также сознание как понятийное явление. К нему нельзя сводить, но сознание в узком смысле – это понятие явление. Работает по принципу «знак-значение». |
Самосознание - осознание себя, собственного «я». | Элементы опыта и воли имеются у вожаков. | Все то же, что есть и у животных, а также мир культуры. Мир культуры – как механизм адаптирующей деятельности. |
При сравнении психической формы восприятия мира с сознанием некоторые ученые полагают, что идеальное у животных отсутствует. Например, у Маркса по этому поводу сказано, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. У него есть и любопытное сравнение на этот счет - сравнение пчелы с архитектором. Даже наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем делать что-либо, он способен работать с этим образом, отсекать лишние и т. д., а у животных этого нет. Дубровский и Спиркин считают, что в высокоорганизованных животных есть идеальное. Но есть и другая позиция – идеальное присуще только миру культуры.
Образуется мозаика-код. Идеальное в данном случае – это отношение мозаики-кода к объекту.
Природа создает предпосылки для образования сознания, но только в человеческом обществе на основе трудовой деятельности.
Примерно 150 видов животных на Земле предрасположены к спорадическому использованию орудий для удовлетворения своих потребностей. У некоторых коллективных животных превалирует реакция на стадо.
Схема эволюции природных задатков сознания:
При анализе зачем же нужна была трудовая деятельность единодушие у ученых отсутствует, да и возникает парадоксальная ситуация подобно парадоксу «что первично: яйцо или курица». Для того, чтобы начала трудовая деятельность необходимо сознание, но для возникновения сознания нужна трудовая деятельность.
28.10.11
Тема 5.
Некоторые аспекты учения о категориях
Философия вопрошает на основе разума, который категориально оформлен. Слово категория в русском языке имеет следующие смыслы:
· Обыденный – сорт, группа, род и т. д.
· Под категорией понимается какое-либо фундаментальное понятие некоторой области знаний.
· Под категорией понимают понятие, не имеющее ближайшего рода, обладающее предельным значением (дух, материя, свобода).
· Объективные универсальные формы мышления и бытия. В этом смысле они обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но сами еще не являются понятиями до тех пор, пока нет осознанного их применения и не выявлены их смыслы. Это логико-антологические формы и образования.
Категории обеспечивают конституирование смысла и лежат ниже предметно-содержательного смысла высказывания, то есть, это опорные пункты мысли, это сваи наших мыслей.
Стол круглый, книга на столе, мяч катится – одна и та же логическая форма – S есть P, но разные категории формы.
Как форма бытия и как форма мышления – категории объективные. В антологическом аспекте это означает, что понятие, обозначающее категории, именуют не нами заданные, а нами познанные свойства бытия. В логическом аспекте это означает, что категории нашего рассудочного мышления не зависят от нашего выбора, так как мы мыслим в тех формах, которые нашему мышлению присущи независимо от нашего интереса и желания. Мышление категориально: оно обладает объективной расчлененностью, структурностью, системностью, с относительной расчлененностью бытия и практики. Элемент этой расчлененности – категории, а понятия, обозначающие категории, вырабатываются в языке, но сами категории существуют до всякого обозначения.
· Таким образом, категории надиндивидуальны и наднациональны. Надиндивидуальны – в том смысле, что основное логическое устройство мышления у людей, общающихся на одном языке, одно и то же. Наднациональность – мышление всех народов, говорящих на разных языках, имеющих различную грамматическую структуру, имеет одинаковую категориальную структуру.
· Универсальность категории означает, что категория рассекает универсум надвое, и поэтому они имеют парный характер, выражающий по существу некое одно обстоятельство бытии и одну структуру ячейки мышления.
· Априорность – в логико-гносеологическом смысле понимается по-разному:
o В кантовском варианте – категории принадлежат трансцендентальному субъекту.
o В диалектико-историческом аспекте – категории предшествуют эмпирическому опыту. Они есть матрицы понимания, содержащиеся в культуре.
o По Конраду Лоуренсу априорные формы базируются на центральной нервной системе и имеют видосохраняющее значение на основе адаптации.
Функции категорий:
1. Они структурируют мысль по содержанию, образуя смысловые ячейки для содержания мысли.
2. Категории выступают как основания для взаимопонимания индивидов и культур.
3. Категории понимания в оценке иного опыта
4. В философии категория выступает как системообразующая часть языка того или иного учения.
5. Категориальный строй мышления является объективной основой системного понимания мира.
Способы использования категорий. Как формы мышления категории функционируют на 3-ех уровнях осознанности:
A. Неосознанный уровень (ребенок не знает, что такое причина, но спрашивает «почему?»). А это означает, что категория причины как структурный элемент сознания объективна, налична, но субъективно фиксируется ребенком.
B. Полурефлексивный имеет место тогда, когда у человека есть слова, обозначающие категории, и он их регулярно использует, но не осмысливает, не размышляет над их смыслом.
C. Рефлексивный – полностью осознанный. Имеет место, когда смыслы слов, обозначающих категории сформулированы сознательно.
Таким образом, мысль опирается на категории эксплицитно и имплицитно. Эксплицитно – когда слово, обозначающее категорию, наличествует в речи или тексте (причиной удлинения металлического стержня является его нагрев). Имплицитно – как опора мысли категория не используется, но содержится в тексте (при нагревании металлический стержень удлиняется).
11.11.11
Тема 6.