Часть 4.
Комбинации «Буcинки» защитно- атакующих движений.
Практикой дыхания, можно научиться чувствовать ци в позвоночнике (рис, 2.25), начиная с его основания и до точки, расположенной между лопаток. На выдохе (рис., 2.26) ци проходит через плечи в руки и далее к центру ладоней, также как от дань-тянь, через позвоночник и далее через ноздри. Поток следует направлять в указанных направлениях одновременно. Если новичку не удается почувствовать ци в позвоночнике, ему следует слегка подать плечи вперед и скрестить руки перед грудью. Это даст толчок к пробуждению потока. Со временем необходимость в этом отпадет.
Из позвоночника к затылочной точке
Помимо обозначенных выше техник поток ци может быть направлен в затылочную точку. Иными словами, на вдохе ци направляется в ВИХТОРУ(дань-тянь)- низ живота, а затем вихревой поток устремляется в затылочную точку по позвоночному столбу (рис. 2.27). На выдохе ци совершает обратный путь и выходит через ноздри (рис. 2.28), либо направляется в точку между лопатками, а затем, разделяясь на два потока, стекает по рукам к ладоням (рис. 2.29).
Выдох через ступни
На выдохе поток ци можно направлять в ступни ног, сосредоточивая внимание на центральных точках, расположенных на подошвах ног- Чакровые выходы- «бурлящий родник». Эта методика улучшает циркуляцию ци и, что более важно, развивает способность к «укоренению». Последним термином обозначается продвинутая техника боевого аспекта РБ СПАС, с помощью которой можно определить уровень подготовки ученика во время тренировки.
Циркуляция ци по всему телу
Если вы добросовестно выполните все приведенные ниже указания, то научитесь ощущать циркуляцию ци по всему телу. Тщательно соблюдая все базовые принципы СИСТЕМЫ, вы также должны иметь в виду следующее: 1) описанные выше пути распространения потока ци являются лишь воображаемыми направлениями, обозначение которых служит одной цели – развитию обостренного восприятия потока; 2) дышать следует так, как указано в начале каждого упражнения; 3) поток воздуха и воображаемый путь энергетического потока должны полностью совпадать (то есть вы не должны представлять выдох на вдохе и наоборот). Придерживаясь этих трех указаний и освоив предыдущие шесть упражнений, вы обретете полный контроль над дыханием, что позволит в полной мере ощутить циркуляцию ци во всем теле.
В практике этот процесс известен как «наращивание (культивация) ци».На физическом уровне вдох помогает провести ци в ВИХТОРУ-(дань-тянь), где потоку придается вихревое движение, а затем поднять его вверх по позвоночнику до затылочной точки.
Выдох помогает направлять ци вниз по спине и рукам в центр ладоней и по позвоночнику через ноги к центру ступней. Повторяйте упражнение столько раз, сколько сочтете нужным. Если вы продолжаете испытывать трудности и периодически утрачиваете ощущение потока, слегка «встряхнитесь», смещая центр тяжести из стороны в сторону. Эта процедура поможет полнее ощутить циркуляцию ци во взаимодействии с дыхательным процессом. Добившись успеха, вы сможете управлять потоком спонтанно. Со временем вы подготовите себя к практике усиленного дыхания и научитесь вырабатывать внутреннюю силу.
Тот, кто стремится преуспеть в искусстве характерников, должен сосредоточиться на умственном развитии и внутренней работе. Если человек правильно тренировался и все же не достиг желаемого результата, то, скорее всего, причина неудачи кроется в неспособности к концентрации. Именно это качество помогает повысить восприимчивость к потоку ци.
Бывает и так, что человек строго придерживается базовых принципов, но не обращает внимания на их практическое применение. Всем новичкам настоятельно рекомендуется уделять пристальное внимание собственному разуму, телу и новым формам выполнения техники. Со временем исполнение упрощается. В действительности физические движения требуют так мало усилий, что практик перестает обращать на них внимание. Слишком часто ученики исполняют технику энерго- дыхания механически и полностью игнорируют важные ментальные аспекты. Такой подход порочен, ибо постепенно парализует умственное развитие.
Концентрация тела и ума является необходимым условием для достижения состояния повышенной восприимчивости ци и служит залогом будущего успеха. Учитывая то обстоятельство, что подлинный мастер РБ СПАС, одновременно использует ум и тело, отсутствие внимания к тому, что вы делаете, означает лишь одно – вы не находитесь в состоянии СПАСа — или ИСС.
Иными словами, вы придерживаетесь внешней формы исполнения, которую нельзя назвать истинной практикой. Для повышения способности к концентрации новички должны призвать на помощь свое воображение. Так, отрабатывая ту или иную боевую технику, они должны вообразить, что напротив находится реальный противник. Постепенно они научатся концентрировать тело и разум, не прибегая к помощи воображаемого оппонента. Таким образом, по достижении полной концентрации повышается восприятие потока ци. Как правило, физический дискомфорт мешает концентрации. Поэтому ученик должен определить причину беспокойства и исправить неблагоприятную ситуацию. Однако на первых порах сама стойка будет причинять известное неудобство.
Обычно, через несколько недель после начала занятий чувство дискомфорта пропадает. Когда исполнение форм становится естественным, ученик может приступать к продвинутому, медитативному этапу тренировки. Полное «погружение» в СПАС и, как на физическом, так и на ментальном уровнях, является единственным способом повышения способности к концентрации и сознательного обострения восприятия ци. Иными словами, человек, получающий удовольствие от опьянения, не является пьяницей. Это наблюдение сопоставимо с двумя этапами практики. На первом этапе вы отдаете отчет в своих чувствах, а на втором перестаете их осознавать. Именно к этому состоянию следует стремиться. Вовлеченности должна сопутствовать отстраненность. именно это состояние представляет истинную сущность казачьего боя, и только в этом случае вашу практику можно назвать правильной.
В системе Казачьего боя, координация – один из ключевых факторов способности к восприятию ци. На протяжении всей истории учения понятие координации «внутренней силы» неоднократно искажалось. Если человек не понимает истинного значения расслабления, то верное толкование смысла координации также недоступно его пониманию. Говоря обыденным языком, координация – это совместное и корректное функционирование тела и разума. Пытаясь взять со стола карандаш, человек не задумывается, так как это действие не требует концентрации. Но совсем другое дело, если ему потребуется внести в комнату стол через узкий дверной проем. Для выполнения этой задачи ему придется скоординировать усилия ума и тела.
В отличие от большинства других методик, опирающихся на развитие грубой физической силы, обучение Казачьему РБ СПАС, основано на использовании внутренней энергетики. Физическое движение и ускорение производят так называемую «внешнюю силу», проявления которой очевидны. В случае применения методики «волнового выброса силы» движения становятся едва заметными, а порой и вовсе недоступными взору неискушенного наблюдателя.
В обычных обстоятельствах попытка нанести удар кулаком предполагает отведение руки назад и напряжение мускулов, необходимое для того, чтобы сообщить ударной руке необходимое ускорение. Таким образом, возвратно-поступательное движение сообщает руке скорость, и наносится удар. Применение техники СПАСа, устраняет необходимость отводить руку назад. Принципиальная разница подходов к технике
Преимущества метода РБ Спас, очевидны. В то время как при обычном ударе кулаком цель может сменить позицию, боец работает на опережение, так как наносит удар без промедления, то есть, не теряя время на возвратно-поступательное движение кулака. Таким образом, даже в том случае, когда цель движется – например, когда противник уклоняется от удара – техника позволяет атаковать без риска потерять контроль над ситуацией и пропустить ответный удар. Более того, эта методика избавляет нападающего от последствий, характерных для обычного удара, то есть от повреждения кулака в момент физического контакта.
Этот же принцип применим к любому агрессивному действию, будь то удар рукой или ногой. Так, на рис. техники боя, необходимость в дополнительном «внешнем» движении пропадает. При анализе техники нанесения удара РБ СПАС становится понятным, что сама рука является носителем движущей ею силы. В данном случае движущая сила – цзин. Древнекитайские мастера учили обретать эту силу с помощью вибрационной техники высшего уровня, на котором за счет абсолютной координации тела и ума создавался высокочастотный резонирующий эффект.
Барабанный бой и энерго выброс- После выполнения упражнений по «усилению» дыхания практик может почувствовать вибрацию и дрожание внутри тела, напоминающие ощущения от удара электротоком. С обретением этого чувства следует научиться управлять им, то есть сознательно его усиливать, ослаблять и так далее.
Вплоть до 1990-х, года мастера боевых казачьих искусств придерживались очень строгих правил отбора учеников и распространения классического наследия, первым открыл СИСТЕМУ — мастер М.Рябко. С наступлением эпохи всеобщей коммерциализации искусство стало профанироваться. На страницах этой книги я решил поделиться так называемым эксклюзивным знанием с читателями, так как исхожу из того, что те, кто взял в руки этот труд, – люди порядочные и преданные идеям Казачьего боя.
Для того чтобы открыть завесу тайны попробуем проанализировать сравнение ци с барабаном. Согласно словарному определению, барабан – это «музыкальный инструмент, из которого извлекают звук посредством ударов, сделанный из полого цилиндра или полусферы, боковые отверстия которых плотно обтянуты пергаментом». Таким образом, то, что именуют барабаном, должно отвечать следующим характеристикам.
1. Предмет должен издавать звуки, если по нему стучат; поэтому, для того чтобы ци завибрировала, ее следует «бить».
2. Предмет должен быть сделан в форме полого цилиндра или полусферы. Каменный монолит не произведет ничего, кроме грохота. А барабан должен быть пустотелым. Поэтому, практикующий Спас казак-характерник, должен расслабить тело и сосредоточить внимание на нижней области живота.
3. Боковые отверстия предмета должны быть плотно обтянуты пергаментом. Если материал недостаточно натянут, барабан перестает быть барабаном, так как не будет вибрировать в ответ на удар. С другой стороны, если материал натянут слишком сильно, то может лопнуть при ударе. Следовательно, нужно найти «золотую середину» степени натяжения, которая будет соответствовать «конечному пределу».